Народная память о Пушкине

Интересную историю мне довелось услышать в Кишиневском музее А. С. Пушкина. Есть в селе Долна, что находится в 60 км от молдавской столицы, филиал этого музея, расположившийся в усадьбе, принадлежавшей во времена Пушкина молдавскому дворянину Замфираке Ралли-Арборе. В течение трех лет ссыльной жизни в Кишиневе Пушкин часто гостил у генерала Замфираке, с семьей которого он дружил.
Молдавский период жизни Пушкина оказался очень плодотворным. До сих пор в точности неизвестно, сколько произведений создал поэт с 1820 по 1823 годы. На сегодня их количество исчисляется в пределах от 60 до 150!  Немало произведений было вдохновлено пребыванием Пушкина в живописном поместье князей Ралли...
Спустя много лет, когда огромная социалистическая страна прекратила свое существование, распавшись на множество капиталистических республик, в моду стали входить требования возврата былой частной собственности. Как грибы появлялись те, кто считал себя законным наследником давно национализированных владений.
Объявились претенденты и на усадьбу князей Ралли, потребовавшие от молдавского правительства упразднения филиала музея Пушкина в селе Долна и возвращения наследникам законных владельцев всей недвижимости. Кстати, отнюдь не факт, что это и в самом деле были подлинные потомки княжеского рода: в постсоветскую эпоху любой титул возможным стало купить.
Молва о притязаниях на музей накаляла атмосферу. Чувствовалось, что назревает буря. Вскоре она взорвала мирные и безмятежные буколики созерцательного сельского существования. Миролюбивые и веселые молдавские крестьяне села Долна восстали, и, вооружившись кто чем - вилами, цепами, топорами, - понеслись лавиной к зданию сельского головы - примаря. Горячий от народного гнева воздух сотрясали устрашающие крики - НЕ ОТДАДИМ НАШЕГО ПУШКИНА! И музей поэта уцелел.
В связи с этим мне вспоминается варварский, дикий в своей бессмысленной жестокости и невежестве поджег в 1918 году Тригорского, организованный большевиками. В ту пору по свидетельствам очевидцев местная беднота ликовала, - мол, так и надо гадючьему гнезду, - сжечь его! Попытки устыдить, заставить ужаснуться от содеянного не возымели эффекта. Окрестные крестьяне уже и не знали, а кто ж такой был Пушкин! Поразительный контраст отношений в разных местах и в разное время. Не есть ли это следствие отлучения крестьян от земли?
А ведь Пушкин не только не чурался простого народа, но всегда интересовался народной жизнью. В Бессарабии и Одессе изучал молдавский и украинский языки, любил народные песни и сам с удовольствием пел, а бывало, что и в пляс пускался, гуляя на праздниках.
Есть еще одна составляющая народной памяти о поэте. Это новое рождение его произведений в музыке. И здесь Пушкин остается недосягаем. На его поэтические и прозаические произведения создано более 20 опер и более 10 балетов, не говоря уже о многих романсах. Например, написанное в Кишиневе стихотворение "Черная шаль" Пушкин в подзаголовке назвал молдавской песней, хотя народного происхождения пушкинских строк не обнаружено. "Черную шаль" тотчас запели, и эта песня быстро распространилась и проникла в разные слои общества. 
С легкой руки Пушкина с его поэмой "Цыгане" вошла в обиход цыганская тема. Благодаря союзу поэзии и музыки творчество поэта, при его жизни вдохновляемое народной сокровищницей - преданиями, сказками, обычаями, песнями и танцами, ремеслами, - трансформированное музыкой снова возвращается к народу и продолжает свое существование в неразрывной с ним связи.


Рецензии