А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 21-22
Глава 22. ТВОРЕНИЯ КОСМОСА
«Как гласит Комментарий: «Если ты хочешь постичь
ВТОРИЧНОЕ (Творение, называемое так), ты должен
сначала изучить его отношение к ПЕРВИЧНОМУ.»
(Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.2 стр.144)
В эзотерической литературе можно прочесть о различном изложении числа Творений1), но чаще всего упоминается о СЕМИ ПЕРВИЧНЫХ ТВОРЕНИЯХ - Семь Творений Света (Духа) и СЕМИ ВТОРИЧНЫХ ТВОРЕНИЯХ - Семи Творениях Тьмы.
Если религиозное «сотворение» Мира предполагает наличие некоего Творца, а также наличие неких первичных вещественных образований для формирования, без которых невозможно сотворение «земли», «неба», «воды», и т.д., то эзотерическое понимание Творений, если и предполагает наличие такого Творца, то только в виде Абсолюта. Причем Первичные Творения (выявление Космических Принципов) как раз и связаны с выявлением каждым новым Принципом тех свойств или состояний, которые до этого были скрыты, растворены в предыдущем Принципе, и не требуют наличия чего-то иного, не связанного с ранее проявленными Принципами. Иначе говоря, Первичные Творения - это формирование или выявление свойств или состояний внутреннего, скрытого характера. И лишь в последующем, на соответствующем этапе Вселенских Принципов (Седьмом), причем на уровне проявления уже соответствующего уровня Вселенной, возникают те «вещественные основы», из которых могут быть созданы «земля», «небо», «воздух», «вода» и тем более живые организмы.
«Для начала должно разграничить две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и чт; есть вечно возникающее, но никогда не сущее. ...Творца и родителя этой Вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет рассказать.(11,с.432)
К Первичным Творениям относятся творения Космических принципов, а к Вторичным Творениям - проявление семи Вселенских Принципов и творении существ (1-3 Творения - Вселенские принципы, 4-7 - Творения существ).
«...Первичное Творение» называется Творением Света (Духа); Вторичное - творением Тьмы (Материи). Оба они упомянуты в Книге Бытия. Первое является эманацией саморожденных Богов (Элохима); второе - физической Природы.
В Индии эти творения были описаны следующим образом:
1) Первое Творение: Махаттатва Творение называемое так, ибо оно было первоначальной само-эволюцией того, что должно было стать Махатом, «Божественным Умом, сознательным и разумным»; эзотерически это есть «Дух Вселенской Души».
«Первым был Махат», говорит Линга Пурана: ибо Единый (То) есть ни Первый, ни Последний, но все. ... «Высочайшая Душа, Все-Проникающая, Сущность Мира, войдя (будучи вовлечена) в Материю (Пракрити) и Дух (Пурушу), привела в колебание изменчивые и неизменные Начала, ибо время Творения (Манвантары) наступило».
2) Второе Творение - Бхута, было творением Рудиментарных Начал или Танматр; потому оно называется Творением Стихий. Это есть период первого дыхания дифференциации ДО-КОСМИЧЕСКИХ Элементов или Материи. (творение или дифференциация этих Элементов в Предвечной Акаше, Хаосе или Пустоте).
3) ТРЕТЬЕ ТВОРЕНИЕ: Органическое Творение или Творение Чувств.
4) ЧЕТВЕРТОЕ ТВОРЕНИЕ: Первичное, ибо оно начинает серию четырех:
- Нарождающиеся Центры Силы, разумные и физические.
- Рудиментарные Начала, нервная сила;
- Нарождающееся самоосознание, являющееся Махатом низших царств, причем оно особенно развивается в третьем Классе Элементалов, за которым следует царство минералов, в котором это самоосознание совершенно латентно, и вновь развивается лишь в растениях.
Данное Творение есть срединная точка между тремя низшими и тремя высшими царствами, представляющими семь эзотерических царств Космоса и Земли.
5) ПЯТОЕ ТВОРЕНИЕ: творение «священных животных», которому на Земле соответствует лишь Творение немых животных. То, что в Первичном Творении подразумевается под «животными», есть лишь зародыш просыпающегося сознания или «самоосознания», едва уловимого в некоторых чувственных растениях на Земле. Именно, во время этого периода эволюции, абсолютное, вечное, вселенское движение или вибрация, то, что называется на эзотерическом языке «Великим Дыханием», дифференцируется в предвечный, перворожденный Атом.
6) ШЕСТОЕ ТВОРЕНИЕ: Творение Божеств. Но эти Божества являются просто прототипами Первой Расы, Отцами своего «разумом-рожденного» потомства, с «мягкими костями».
7) СЕДЬМОЕ ТВОРЕНИЕ: Эволюция Существ, «которое было ... сотворением человека». (1, т. 1. стр. 556-557)
И если Е.П. Блаватская в приведенной выше цитате говорит о уровнях, свойственных Нашей Планетарной Цепи, то есть о уровнях, касающихся формирования тех или иных проявлений Высшего, свойственных если не нашей земли, то уровня нашей Солнечной системы, то, на данном этапе необходимо признать все вышесказанное для уровня едва только проявляющейся Вселенной, когда ни о Солнечной системе, ни о Земле, тем более, еще не могло быть и речи.
Как видим, говоря о Втором Творении, Е.П. Блаватская не случайно говорит о дифференциации До-космических Элементов или Материи. Именно на этапе Второго Творения, когда будут проявляться Вселенские Принципы, все Элементы Космических Принципов дифференцируются в элементы уже проявляющейся Вселенной, которые могут быть рассмотрены именно как «скрытые» Творения».
(О последующих Творениях мы будем говорить в дальнейшем, поскольку сейчас нам необходимо понять саму идею, сам Принцип, а не конкретную суть Творений.)
При анализе выявления Космических Принципов мы говорили, что выявление каждого нового Принципа связано со Светом, посредством которого и происходило это выявление. Именно поэтому Первичные Творения рассматриваются как Семь Творений Света.
Быть может, несколько непривычным звучит характеристика Вторичных Творений как «Творений Тьмы», т.к. с ТЬМОЙ чаще всего у многих ассоциируется нечто отрицательное, типа «Владыка Тьмы», «темные силы», «темные сущности» и т.п..
В действительности же речь идет совершенно о другом:
Свет (Дух) - категория, характеризующая СУТЬ (содержание) или, иначе говоря, внутреннюю, духовную сферу.
Именно поэтому Первичное Творение, в ходе которого формировалось содержание последующего Творения, необходимо рассматривать как Творение Света, хотя и на этом этапе происходило формирование материальных основ, но лишенных формы.
ТЬМА - КАТЕГОРИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ФОРМУ или, иначе говоря, внешнюю, материальную сферу, порой еще скрытую от исследователя.
Вторичное Творение - это проявление Вселенной, в ходе которой, на основе предыдущих Первичных Творений, признаваемых Творениями Духа, начинается проявление форм, которые принято рассматривать как материальные Творения. Это также не исключает наличие во Вторичных Творениях как предыдущих материальных, так и предыдущих духовных Принципов.
«Все, что вызывает переход из небытия в бытие - творчество».(15,с.115)
Любой Объект исследования можно рассматривать в этих двух аспектах - содержание или форма, но более правильно было бы - в их единстве, взаимосвязи. Отмечая преобладание в объекте ярко выраженного духовного, как изначального начала, которое мы относим его к Светлому, мы утверждаем, с другой стороны признаем уже на этом этапе преобладание материального начала, как воплощение или носителя всего предыдущего, тем самым относя их к Темному Началу. Светлое относим к высшему, Темное - к низшему. Но Творение Светлого воплощается в «темный» результат, так же как и Творения Темного выявляют нам духовные основы другого уровня, то есть «Светлое начало. И это не случайно.
Ранее, говоря о семи Космических Принципах, мы упоминали разделение на духовное и материальное, но при этом делали оговорку: на этом уровне исследование такое разделение условно и то, что мы признавали материальным для Космических Принципов, можно было признано таковыми только для них. Не случайно использовались перед этими понятиями приставки Пре-.
То же самое можно отнести и к понятию форма на том же уровне понимания.
Схему Творений можно изобразить следующим образом:
II Творение Дух (Свет)
I Творение Материя (Тьма)
Рисунок 27
Как видим данная схема аналогична схеме, изображенной на рисунке 8, что подтверждает принцип аналогии не только между Космическими и Вселенскими Принципами, но и соотношение между Духом и Материей, а также между Светом и Тьмой. Ведь еще при анализе проявления Второго Космического Принципа мы говорили, что Свету предшествует Тьма. Здесь же, Творения Тьмы (Вторичные Творения) мы рассматриваем как Тьму нового порядка, или, используя разделение Света на до-, сам и после- Свет, рассматривать его как после-Свет, воспринимаемый нами как Тьма, равно как и до-Свет. Впрочем, если полагать, что область непроявленной Вселенной (область проявления Космических Принципов) для нас непознаваема и недосягаема, мы с полным основанием могли бы говорить, что они есть Абсолютная Тьма, а проявление первых Вселенских Принципов происходит благодаря освещению их Светом. Но учитывая, что мы признаем наличие Космических Принципов и то, что они были освещены Светом, вышедшим из Абсолютной Тьмы, мы все же должны будем говорить о Вторичных Творениях, как о Творениях Тьмы.
Отнесение семи Космических Принципов к Светлому (Духовному) Творению обосновано еще и тем, что, начиная со Второго и по Седьмой Космические Принципы, они образованы освещением Светом Единого Принципа (Духа), проявлены им. Но, завершив Первичное Творение, Свет (Дух) продолжает выявление (через Центральную Точку) Вселенские Принципы, оставаясь для них (и наблюдателя) невидимыми, потому и воспринимаемый как Тьма (Отсутствие Света). Он как бы преломляется через Седьмой Космический Принцип, а за счет «переворота», остается не воспринимаемым, невидимым.
«... Каждая Космогония - исключая Сокровенное Учение - начинается с так называемого «Вторичного Творения»: а именно Проявленной Вселенной, генезис которой должен начаться определенной дифференциацией между вечным Светом «Первичного Творения», тайна которого должна навсегда остаться «Тьмою» для нескромного, ограниченного представления и интеллекта непосвященного, и Второстепенной Эволюцией, проявленной видимой Природы». (1, т 2, стр. 76)
Именно с этим мы можем сталкиваться не только в христианстве, но и во многих других религиях, когда Земля и ей сопутствующее создается из «чего-то, становящегося вещественным».
Через такое понимание Света и Тьмы возникает иное понимание Дня и Ночи Брамы, где День - проявление Вселенной, символизирующее проявление Света (Духа) через Центральную Точку и его выявление, а Ночь - как растворение (вбирание) Вселенной до уровня Космических Принципов. День и Ночь Брамы иногда сравнивают с Дыханием Брамы (Вдох и Выдох), что также объяснимо.
«...Как и в индуистской Космогонии, эволюция Вселенной делится на два действа, называемые в Индии Творениями Пракрити и Памда. Прежде чем теплые лучи, исходящие от Обители Света, пробудят жизнь в Великих Водах Пространства, выявляются Элементы Первичного Творения, и из них образуется Великий Имир (Предвечная Материя», дифференцированная из Хаоса. ... Все Боги-Создатели или Личные Божества появляются во второй стадии Космической Эволюции». (1, т.1, стр. 527)
Более научно это можно было бы назвать Вечной Вибрацией, учитывая аналогию с колебанием (вибрацией). В этом плане может быть интересна следующая цитата:
«Творения эти суть следующие:
1. Махаттатва,
2. Танматра, Бхута или Всемирная Душа, Беспредельный Разум или Божественный Ум. Бхутасарга, Творение Стихий, первая дифференциация Всемирной Неразделенной Субстанции.
3. Индра или Айндрияка, Органическая Эволюция. «Эти три были Пракрита-творения, развития неразделенной природы, предшествуемой неразделенным Принципом».
4. Мукхья «Основное Творение (познаваемых вещей) было сотворением неодушевленных тел.
5. Таирьяг-иона было творением животных.
6. Урдхвасротас или творение божеств (?).
7. Арваксротас было творением человека.
Таков порядок, данный в экзотерических текстах. По эзотерическому учению существует семь Первичных и семь Вторичных «Творений»: первые представляют Силы самовыявляющиеся из единой беспричинной СИЛЫ; последние являют проявленную Вселенную, исходящую из уже дифференцированных божественных Элементов». (1, т.1, стр. 551)
Однозначно и категорично разделять какой-то уровень понимания Творений на духовный и материальный без относительно для других уровней из приведенной цитаты установить нельзя. В Светлом Творении существует предоснова материального до-материя , то есть предыдущее Темное Творение, а в Темном Творении- присутствует духовное начало, то есть предшествующее ему Светлое Творение.
Опять же, вышеприведенная цитата Блаватской, как она на это и указывала. «в большей степени касается» Нашей Планетарной Цепи, но она вполне допустима, с соответствующим уровнем понимания, и для характеристики всех Вселенских Принципов. При этом лишь необходимо правильно понимать суть того или иного объекта исследования.
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
_____________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 30 июня 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4
Свидетельство о публикации №113063000367