Ева Яблокова Подарить миру доброе сердце

       ПОДАРИТЬ  МИРУ  ДОБРОЕ  СЕРДЦЕ

 опубл "ДК"№17, 10- 16 мая  2013

       Вокальному  отделу  одной  из  старейших  в  Донбассе  музыкальных  школ  - всего  пять лет.  Но несмотря  на столь  ранний возраст  этот «голосистый малыш» уже  сумел  заявить  о  себе  не  только  в  родных пенатах  - МШ № 1 им.Н.Леонтовича, но  и  далеко  за  их пределами. О  буднях и праздни-ках юных дарований беседуем с заведующей отдела-музыкантом и педагогом, хормейстером и  вокалисткой, удивительной  творческой  личностью, артистичной и обаятельной Викторией Аверьяновой.

       - Виктория  Станиславовна, нынешний  2013 год ознаменовался  для вас целым  калейдоскопом  музыкальных событий. Это и  концерт  учащихся  и преподавателей  вашего  отдела, и  ваш сольный  концерт, и  участие  в  областном смотре - конкурсе  ансамблевых  коллективов, и, конечно  же, выступление  в  концертном  зале  им. С. Прокофьева  на  творческом  отчёте  школы. Такая серьёз-ная  насыщенная  деятельность  оказалась  по  плечу  вашему  столь  юному  детищу !

 - Да, мы  - маленькие, но удаленькие… И всё  это  благодаря  большим совместным  усилиям  всего нашего сплочённого  коллектива! Ведь отдел  вокально - хоровых дисциплин  в  нашей  школе  существует  сравнительно  недавно. Хотя хор  как один из обязательных предметов был  всегда. Но преподаватели - вокалисты  и хормейстеры  относились  к музыкально - теоретическому отделу. Когде  же в  программе  школы появился  предмет  по выбору и  многие учащиеся  вдобавок к  основному инструменту  стали выбирать постановку голоса (а  таких детей оказалось  немало - особенно в последние годы), то появились  реальные предпосылки  в создании  такого профильного  отдела. Так, сольное пение  стало  самостоятельной дисциплиной, равнозначной специальности  у  инструменталистов – со своей  программой, академическими концертами и экзаменами. Весомым оказался и кадровый фактор  - талантливые педагоги с большим практическим опытом - Е.Матвиенко, И.Слющинская, Н.Слота, В.Петухова, Д.Долинская, которые ежегодно  выступают  с творческими отчётами  и сами, и со своими  учениками, ведут системную методическую работу. Преподают также  у нас  и концертирующие исполнители – так, например, преподаватель нашего отдела Т.Пелих является солисткой  Донецкой  филармонии. Именно  благодаря их харизме  и настойчивости  наши  учащиеся  уже  смогли  завое-вать  много  заслуженных  наград  на  городских, областных  и  даже международных  конкурсах, с  успехом  выступать в  концертах  и  фестивалях, демонстрируя  качественный  исполнительский  уровень. Вот только небольшой перечень престижных конкурсов и фестивалей, победителями которых мы  являемся - «Звёздный дождь» и конкурс  академического пения в  музучилище (Донецк), «Укра-инские традиции»(Харцызск), «Созвездие Святогорья», «Золотой Орфей»(Днепропетровск), «Лазурный берег»( Одесса) и другие.

-  Есть ли  уже  среди ваших  выпускников  есть  ребята, которые  избрали  вокал  своей  профессией  и  продолжают  своё  дальнейшее  музыкальное  образование  в  учебных заведениях искусства ?

Да. Это гордость отдела – наши  первые выпускники, которые сейчас уже занимаются в музыкальном училище: Денисенко Наталья  - воспитанница  Елены Васильевны Матвиенко, учащиеся моего класса - Виген  Матевосян  и  Виктория  Пашкова. Мы  рады, что дали путёвку  в  жизнь  этим ребятам.       Но перед  музыкальной  школой - в обучении  инструменталиста  или вокалиста -  стоят не только образовательные цели, куда  важнее  и сложнее  воспитать личность, развить  душу, помочь подраста-ющему  поколению  открыть  для  себя  прекрасные  и  удивительные  грани  искусства  музыки, не  дать очерстветь  сердцу, не убить  заложенное в человеке  природой  желание  дарить  радость  окру-жающим. Поэтому для  нас  ценен  каждый  ребёнок, который  поступает  учиться  в  музыкальную школу,  независимо  от того станет ли он музыкантом - специалистом, получится  ли  из  него профес-сиональный  вокалист  или просто певец - аматор . Я считаю, что музыка, вокал – это еще один  пер-спективный  шанс  самосовершенствования  внутреннего  мира  детей  и  подростков.

-  Виктория Станиславовна, я  думаю  нашим  читателям  будет  интересно  узнать -  в  каком  воз-расте  лучше  начинать  заниматься  вокалом ?

 -  Вообще любой  ребёнок  поёт  буквально с
колыбели. Другое дело, что у  одних  детей  голос  как  таковой  проявляется рано, другим  нужно получить некоторый музыкальный опыт, поучиться играть на каком-либо инструменте, что позволит помочь внутреннему  певческому  потенциалу раскрыться. Начинать  же  серьёзно  заниматься  пением  можно с  6 лет. Собственно программа  обучения  в  муз-школе  как  раз и предусматривает  развитие певческих  данных  и  голоса наряду  с  другим исполни-тельскими  навыками.  Даже  если  это и  не  является  специализацией.  В принципе  все  учащиеся  должны  и  могут  посещать  хоровые  занятия. Обязательны  они  и  для  учащихся  фортепианного отдела. Ведь  пианист, в отличие от скрипача или  духовика,  играет  на  инструменте  с точно  фикси-рованной  высотой (так называемом темперированном ) и его музыкальный  слух  получает  возможность  активного развития  прежде  всего  на  занятиях  хора и сольфеджио. Кстати сказать, вокалисту – специалисту  тоже важно овладеть навыками хорового пения, усвоить  различия  между  звучанием  голоса  в сольном  и ансамблевом  музицировании.

- Во все  времена у всех  народов  мира  певческий  дар  привлекал  к  себе  пристальное  внимание, а сама  личность  вокалиста  вызывала  поклонение  и  восхищение. И  в  наше  время  вокальная  природа  голоса  и  артист  поющий  на сцене также  привлекательны. Но так  ли  много сейчас певцов, которые  по - настоящему  что - то  умеют? Ведь  сплошь  и  рядом  наблюдаешь такую картину, когда  чуть ли  не  каждый  второй  хватает  микрофон  и  тычется  на  всевозможные  модные  кастинги и шоу  - проекты, стараясь  любой  ценой  пробиться   на  экран, не заботясь при этом о  качественном  уровне  своих притязаний !               

-  Да, такая  картина  заставляет  над  многим  задуматься. Часто бьёт в глаза, а точнее в уши   отсутствие  элементарной  грамотности  - в виде неправильного  взятия  дыхания, неумения обращаться  со своим  голосовым аппаратом, неудобоваримая  дикция. Хромает зачастую  и точная вокальная инто-нация – то из чего собственно и состоит понятие «певческий голос» и  что отличает его от « голоса в речи». Всё  это  должен  еще в  юном возрасте знать  и  уметь человек, осмелившийся  называть  себя вокалистом.  Немаловажно и  бережное  отношение  к  своему  голосу. Я  бы  сказала , что « его вели-чество Голос»  не  терпит  над  собой  ни  насилия, ни безразличия !

 - Известно, что музыкальный  вкус  и  мышление  воспитываются на  лучших  образцах  классики, народной  музыки  и  эстрады. В наше  время, когда  имеет  место  засилье  поп – культуры  очень непросто  следовать  этой  прописной  истине

-  Выразительные  интонации, одухотворённый  мелодизм, художественный уровень музыкального  материала – непременные  условия  формирования  личности  музыканта. Школа  призвана  учить музыке, а  не  манере  или  сценическому  имиджу. Это вторично. Часто  приходят  дети  и говорят: хочу петь  скажем  как  Ани Лорак или  как  Настя  и Потап или  еще  как  какие-то  звезды, дескать  их  везде  крутят  - их  все знают ! Я всегда отвечаю так : в настоящем искусстве копии  не представ-ляют  большой  ценности  и  найти  своё  лицо, свой  голос куда важнее и сложнее. Чтобы  музыка стала  профессией, она  должна стать  предметом  глубокого изучения , а  не  случайным  досугом  или  сиюминутным  развлечением. А  для  этого  нужны знания и  умения,  что  воспитывается  ежедневными  систематическими  занятиями. В  нашей  школе  есть  несколько  хоров – младший  и старший, несколько  детских  вокальных  ансамблей - «Созвучие». «Экспромт», «Капитошка»  и другие. Как говорится, выбирай  и учись петь … 


                - А когда Вы  начали  заниматься  пением ? Как Вы пришли в музыку ?               

- Пела  я  всегда  и  везде  с  самого  что ни  на есть  раннего  детства -  даже  тогда,  когда  еще  дома  не было  инструмента. Помню, что  чуть  ли  на  табуретке  барабанила  пальцами,  имитируя игру на фортепиано, при  этом  распевая  всевозможные  понравившиеся  мне  мелодии  песен. Потом  была музыкальная  школа, музыкальное  училище  и консерватория. Но  и  став  дипломированным специа-листом, получая  высокие  награды  на  конкурсах  и  фестивалях, будучи  руководителем  отдела  в МШ №1, я  всё равно продолжаю учиться – на сцене  и в классе  с  юными воспитанниками , и на репетициях  со  взрослыми  подопечными  вокального  ансамбля «Колорит». Кстати сказать, и наши учащиеся  и  вокальный  ансамбль  преподавателей  постоянные  участники  различных городских  культурно - массовых мероприятий. Мы  много раз  выступали  на открытых площадках  Донецка  -  при  проведении  торжеств, посвящённых Дню  Конституции Украины, Дню  семьи и т.д. Нас неоднократно  приглашали  и  в городской совет ветеранов, и в детскую библиотеку им.С.Кирова. В конце  2012  года  наши  вокальные таланты  участвовали  совместно  с  МШ  Красноармейска   в  знаменате-льном  для  наших  школ событии – праздновании 135- летия  со  дня  рождения  известного  украинского  композитора  Николая  Леонтовича, на  котором  мы  исполняли  его  знаменитого  «Щедрика». У нас много  интересных  творческих планов, которые мы  надеемся воплотить  в  жизнь. Хочу также  отметить  и  работу  концертмейстеров, без которых  наши выступления  не  были бы такими яркими. Это наши коллеги - пианисты  : О. Кузнецова, Е. Трубилко, М. Ткачёв,  Н. Никифорова, В. Гончарова,   Ю. Кухарчук. 

- Успехов  вам, вдохновения  и дальнейших  творческих достижений, Виктория Станиславовна !
- Спасибо ! Мы  рады  пригласить  дончан  и гостей города в  школу на  наши  концерты. Для  желающих поступить    -  в конце  мая  традиционно  проводятся  вступительные экзамены  ... Ждём Вас !


Рецензии