О художнике Константине Коровине
О художнике Константине Коровине
Сказать , что я не был знаком с публикациями удомельских краеведов о пребывании художника Коровина на удомельской земле, значит сказать неправду. Однако лишь несколько месяцев спустя после юбилейной даты - 150 летия со дня рождения живописца я решился на просмотр его картин. Но, восторгу моему не было предела.
Богата талантами русская Земля. И все же я сомневался,если речь заходила о художниках. Кого же из них не затмит мастерство гениального голландца Ван Гога? - думал я. Непревзойденная страсть живописания! Осязаемо выпуклые, волнообразные,полные перемещающегося воздуха полотна лишены статики! Здесь подвижна созерцающая душа! Словно неспособная оправиться от художественного первотолчка, она обречена вибрировать. Она подобна предмету на волне.Повторяет взбитый волею творца рельеф художественного замысла. Это ли не колдовство?!
Однако уже после просмотра нескольких картин русского импрессиониста Коровина, многое изменилось. Знакомство с его живописью состоялось здесь же, в нескольких километрах от зеркальной глади погрузившегося в раздумья озера Удомля. Глазам моим впервые открылись сочные,яркие, мажорные полотна талантливого живописца! Коровин состоявшийся стилист, не принадлежавший к творческому цеху постимпрессионистов и его мастерство как и мастерство Ван Гога впечатляет зрителя. Оно признанно и высоко оценено в художественном мире. Но достаточно ли всего этого, чтобы почувствовать явление, чтобы усмотреть невольно некое родство не родственных художников и главное то особенное,то неповторимое что их различает? Ответ не заставит себя долго ждать. Каждый из живописцев часто ведет диалог со зрителем в экспрессивной манере. Но в мировосприятии и в самовыражении каждый из них отчетливо неповторим и индивидуален.
Ван Гог не только художник , он ещё и устроитель театра в котором разыгрываются художественные представления. На протяжении всей этой двойственной драмы (протеста) нисходящей от любви до психических срывов он же и режиссер и законодатель и творец своего театра с одним актером. В то время как Коровин здесь и сейчас светится щедрой любовью к тому что чувствует, ощущает, что слышит и видит. Для него нет другого театра кроме того, который на улице Парижа или на берегу озера или на сцене, где поют и мечтают об удивительной человечьей любви. Он не строит театр, он его всякий раз обустраивает , стилизует на открытом воздухе. Коровин искусный волшебник. Его, казалось бы случайный, взгляд останавливает мгновение (как там у великого немца Гете...). И пусть время продолжает свой бег, полотна стекают красками, все же энергетика первого впечатления настолько велика что художнику удается зафиксировать расплывающиеся мазки на холсте. Здесь Коровин бесспорно выдающийся, гениальный импрессионист.
Словно в подтверждение написанного выше, он и сам замечательно пишет о том же в своих рассказах. Взять хотя бы выдержки из его пронзительного произведения «Собачья душа»
"Тоби, я так люблю вас, собак, что иногда думаю, что не собака ли я. Я, конечно, не собака, но свойства души моей – собачьи"
Свойства души художника отражаются прежде всего в его глазах (Ни собачьих ли?!). Но о чем они говорят рассказчику Коровину?
Здесь как и у голландца Ван Гога налицо конфликт. Однако у Коровина конфликт снимается проще - неповторимыми "вкусностью" натюрмортов и сочностью красок.
«Они говорят – ну что ты все ерунду пишешь. Не то пишешь. Пиши, как хорошо гулять, про лес, про речку, про луг широкий, про сад, про то, что смешно, весело, про жизнь, радость, солнце, дружбу. Не надо писать, что плохо; никогда, не надо. Пиши, что хорошо. Пиши про счастье. Не пиши про горе и глупость. Не надо.
— Но как же, — говорю я, — Тоби, согласись, мы же от глупости страдаем.
— Нет, не от глупости, а от непонимания, — ответил глазами Тоби».
Ах как здорово, как хорошо!!!
* * *
Свидетельство о публикации №113062907083