Пушкин и Сабантуй

На фото: картина Сизифа "Пушкин, явившийся на Сабантуй"

Татарская Община Санкт-Петербурга отпраздновала 23 июня сотый Сабантуй - праздник плуга и земли, традиционно символизирующий окончание весенних посевных работ. Раньше, когда связь человека с землей была теснее и глубже, этот праздник отмечали в конце апреля. Теперь, в силу разных причин, Сабантуй организуют преимущественно в июне - в разных местах по-разному, - но неизменно с большим размахом. Хотя традиционно это праздник татар и других тюркских народов, в России он давно стал межнациональным праздником.
Так получилось, что в Казани в этом году празднование Сабантуя совпало с днем рождения Пушкина. Два важных знаменательных и масштабных события поставили организаторов в затруднительное положение. Было ясно, что в один день проводить столь разные культурные мероприятия невозможно. Поэтому казанские организаторы приняли решение - 6 июня отпраздновать Сабантуй, а днем позже - день рождения А. С. Пушкина. Можно считать, что пушкинская дата растянулась на два дня!
За петербургским Сабантуем соответствующим указом городского правительства закреплена огромная поляна в окружении сосен в деревне Кузьмолово, расположенной в пригороде. Футуристы обычно участвуют в Сабантуе по своей инициативе, но в этот раз они были специально приглашены организаторами, чтобы провести мастер-класс. Альфия Рахматтулина из Оргкомитета Сабантуя предложила идею - ведущим художникам Санкт-Петербурга в рамках празднества на природе написать картины, посвященные человеку труда и его кормилице - земле. Ответственным за воплощение идеи был избран гроссмейстер футуризма Сафар Гали, пригласивший к участию в этой необычной акции десять художников, в числе которых оказался и я.
Поскольку все футуристические мероприятия мы проводим под эгидой Института футуристических исследований, и совсем недавно мы организовали акцию в поддержку антинаркотической кампании в Псковской области, то участие футуристов-пушкинистов в Сабантуе естественным образом оказалось посвящено пропаганде культурного и здорового образа жизни.
Важно отметить, что 100-летие Сабантуя в Санкт-Петербурге совпало с юбилеем футуристов - 100-летней годовщиной приезда в Северную Пальмиру основоположника итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944). Кроме всего прочего он был литератором и реформатором поэзии. Пушкина, сумевшего заглянуть в поэтических средствах выразительности языка вплоть до наших дней смело можно причислить к футуристам, даже несмотря на то, что его не раз пытались сбросить с корабля современности художественные максималисты-экстремисты. Неудивительно, что мастер-класс в праздничной программе Сабантуя прошел под знаком футуризма, Пушкина, и значения народных праздников в воспитании мотивации к труду, культуре и спорту.
Сам Пушкин в своей родословной упоминает татарина Раджу. Зная его интерес к фольклору, к обычаям и языкам разных народов, с которыми его сталкивала судьба, можно предположить, что поэт не только слышал о празднике Сабантуе, но и вполне мог участвовать в нем. Работая над историческими записками о пугачевском восстании, он в 1833 году предпринял поездку в Казань и Оренбургский край, где в многочисленных беседах с живущими там знакомыми и незнакомыми людьми мог касаться и темы народных праздников, и узнать о Сабантуе. Учитывая это, я на своей картине изобразил также Пушкина, затерявшегося в пестрой толпе гуляющих на празднике.
Сафар Гали написал праздник с высоты птичьего полета - с расплывающимися в дали полями и холмами, с палатками и шатрами, с канатоходцами, борцами и невозмутимыми верблюдами. Олег Яхнин создал на своем холсте композицию с борцом и шашлычных дел мастером. Победитель в национальной борьбе куреш изображен с полученным призом - живым бараном. На картине Яхнина рядом с борцом-победителем изображен жонглирующий шампурами с шашлыком веселый изготовитель культового блюда, словно предрекающий участь призового барана. Справедливости ради надо сказать, что бывают случаи, когда барану сохраняется жизнь; его берегут, о нем заботятся и гордятся им.
Георгий Ковенчук, более известный как Гага-сан за свою художественную славу в Японии и Китае, написал картину в истинно футуристическом духе, как это и подобает фельдмаршалу футуризма. Это звание закрепилось за ним специальной художественной акцией, устроенной футуристами-пушкинистами, как за внуком Н. И. Кульбина (1868-1917) - врача в чине царского генерала, одновременно художника и идеолога футуризма в России начала XX века.
Нина Дьякова, Владимир Емельянов, Юрий Брехов, Файзулла Аминов, Александр Володченков, Марат Тажибаев и другие художники создали запоминающиеся повествования о Сабантуе в ярких образах натуралистической и романтической живописи. Все написанные участниками мастер-класса картины тут же были выставлены на всеобщее обозрение, а потом возле шатра для правительственных делегаций и почетных гостей Сабантуя. Альфия Рахматтулина представила художников высокой публике и сказала,  что идея мастер-класса найдет свое продолжение в проведении соответствующих выставки и аукциона.
После официальных приветственных речей начались концерты на сценических площадках, устроенных и разбросанных по большой поляне. Зазвучали национальные музыка и песни творческих коллективов и солистов, закружились танцоры, стартовали спортивные состязания - борьба куреш, лазание по устремленному в небо как корабельная мачта оголенному от сучьев и коры дереву, сражения на бревне увесистыми тугими мешками, битье глиняных горшков длинным шестом и с закрытыми повязкой глазами. И повсюду - торговые палатки и ряды с изделиями народных промыслов, произведениями декоративно-прикладного искусства, продукцией отраслей сельского хозяйства. От множества костров вьется дым, разносятся аппетитные запахи готовящихся кушаний. 
Как я ни уговаривал моего коллегу Сафара Гали принять участие в спортивных состязаниях, чтоб послужить последовательным примером для молодежи в пропаганде здоровой творческой жизни, мой друг не советовал мне пойти на такое безрассудство, ибо мачта для лазания была высотой с семиэтажный дом, а в борьбе куреш участвовали прославленные батыры, которые запросто б смогли любого из нас зашвырнуть за пределы поляны. Пришлось ограничиться ролью наблюдателей, что оказалось не менее перспективным. Удалось побеседовать с легендарной певицей Азизой, узнать о том, что по ее мнению наиболее важно в воспитании мотивации к здоровому образу жизни. Разбудить в народе творческую инициативу, интерес к родной земле, обычаям своих предков, некогда славных многочисленными ремеслами, устраивать фестивали народного творчества в местах постоянного проживания - таков был ее ответ, немало совпавший с моими соображениями ввиду того культурного потенциала, которым обладают Псковская область, Пушкиногорский район и Пушкинский заповедник.
Остается сказать, что 30 июня в связи со знаменательной столетней датой состоится еще одно празднование Санкт-Петербургского Сабантуя, так как желающих принять в нем участие значительно больше, чем может за один раз вместить даже большая лесная поляна.

Санкт-Петербург - Пушкинские Горы


Рецензии
Александр, сразили наповал! ЗдОрово,красочно, живо описано - душа моя поёт и рвется на Сабантуй)))) ...,может, зря не попробовали залезть на столб...), ну, я тоже бы, - спасовала.( Прекрасный праздник, хорошо,если б. это вошло в традиционные праздники края!
Картина Ваша чудесна.)
С сердечным теплом, Наташа.

Михайлова Ната   28.06.2013 21:27     Заявить о нарушении
30 июня и на столб-мачту залезу и бороться с батыром буду.
спасибо, Наташа, за щедрый отклик души!

Александр Сизиф   28.06.2013 13:29   Заявить о нарушении
Александр, дорогой - не стоит так рисковать. Это - чистосердечно.
Лучше смотреть, как другие безумцы соскальзывают со столба))))
С надеждой на ОПРАВДАННЫЙ РИСК или спокойное созерцание)))
Натаха!

Михайлова Ната   28.06.2013 21:26   Заявить о нарушении