Одна восьмая финала. Итоги 3 тура

1.Выбор. Счет!

.
1.  За пол-мгновенья до зимы vs   Корабли  …1:4
2.  Причины грусти…vs  Особенный роман…1:4
3.  Рассказ рыбака  vs   Крым.2…4:1
4.  Лесное озеро vs  Ноябрь.    Дачи….1:4
5.  Аддис-Абеба  vs  Старуха в астрале…3:2
6   Выбор vs    Город богословья …2:3
7.  Семьдесят восемь июльских ночей  vs   Медсестричка …2:3
8.  Снежинки  vs   Троицын ливень…3:2

.
2.Комментарии
.
Леонид Пивоваров
               
               
Как же без преамбулы... Прежде всего, здравствуйте, все!

Несколько раз ловил себя на нехорошей привычке – если я в паре присуждаю стихотворению поражение, то начинаю срочно искать, к чему бы придраться. А ведь такое поведение В КОРНЕ НЕПРАВИЛЬНО!

Поподробнее...
Я исхожу из того, что по мере движения по турам и отсеивания стихов с дефектами, заметными даже неискушённым читателям (уж не говоря о более компетентных и теоретически подкованных арбитрах), качество оставшихся стихов возрастает. И в какой-то момент остаются лишь хорошие, "бездефектные" стихи. Без "лишиков" и "ужиков", без вакханалии размеров и ударений, без вопиющей банальности рифм и сюжетов, без "стремительно падающих домкратов" и прочих высосанных из пальца тропов, без морализаторства и натянутого пафоса...

 С этого момента вступают в силу другие, плохо поддающиеся формализации критерии – "понравилось-не понравилось", "тронуло-не тронуло"...

И поэтому я прошу авторов на случай, если в моих комментариях не окажется указаний на конкретные недостатки, не задавать вопросы типа "А что в моём стихе не так?" Да всё так, только (на мой субъективный взгляд) оказалось, что у соперничающего стиха  всё "ещё более так"!

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


1.  За пол-мгновенья до зимы vs   Корабли

.
Юрий Лысенко: 0:1
.
Тут в пользу второго можно сказать только одно. Краткость – сестра таланта. Ни слова не прибавить, не убавить. В сравнении с этим первое несколько растянуто и размыто и технически хочу отметить постоянное попадание икта на частицу «не», что очень нехорошо слушается. Второй стих  безупречен  и в техническом отношении.
.
Вячеслав Ильин: 1:0
Совершенно одинаковые по качеству (с моей точки зрения) стихи. Из двух наборов поэтических клише выбираю то, которое кажется чуть более изящным.
.
Татьяна Комиссарова: 0 : 1
 
В предыдущих турах я голосовала за стихотворение «За полмгновенья до зимы». Но конкуренция становится жестче, и я вынуждена обращать внимание на вещи, о которых не было нужды  говорить раньше. За полмгновенья до зимы, до разлуки, до весны, до вечности, до рассвета… -  сколько этих полмгновений разбросано по стихам.  А тут практически всё стихотворение держится на этом расхожем образе. Стих-соперник тоже грешит определенной вторичностью, но он яснее, проще, без ненужных наворотов. Поэтому мой голос – ему.


Леонид Пивоваров: 0:1   

Должен заметить, что стихотворению  "За пол-мгновенья до зимы" очень повезло с жеребьёвкой. Соперники в первом и втором турах попадались из разряда "проходимых без особого труда". Но так не должно было долго продолжаться.
Итак, что я увидел в этом стихотворении?.. Пусть обижается на меня автор тыщу раз, но кроме концентрированного набора банальнейших красивостей,  я не увидел ничего! Я упорно искал хотя бы в одной из 24 строк оригинальную мысль, свежий эпитет или нестадартный образ. Увы, тщетно... Все достоинства стиха ограничиваются соблюдением размера и правильными, хотя и частенько заезженными, рифмами. А финальная(!) рифма "руки-разлуки" вполне может конкурировать с неувядающей рифмой "кровь-любовь".
Может, это стёб такой?

.

2.  Причины грусти…vs  Особенный роман
.
Юрий Лысенко:  0:1
.
А тут выигрывает более длинное и по замыслу,  и по раскрытию, и по образности. А первое гораздо легковеснее во всех отношениях.
.
Вячеслав Ильин : 0:1

Сравнивать стих в жанре простого откровения с изящным насыщенным стихом про страсть и неловкое положение — в целом не очень-то верно. «Причины грусти» прекрасны в своём жанре, но для «дуэли» проигрывают по зрелищности.
.

Татьяна Комиссарова: 0 : 1
.
О стихотворении «Причины грусти»
И манера, и выбранный метр напомнили бессмертные куплеты Курочкина.  Вот если бы весь стих был выдержан в таком ключе. На мой взгляд, не хватает ему сердечного простодушия и гармоничности. Я имею в виду пассаж про маму и «за всё в ответе». Шутить можно и нужно, но то, как это сделал автор конкурсного стиха, меня не убеждает.
.
Леонид Пивоваров: 0:1


Мне понравились оба стихотворения. И предварительные оценки они получили равные. Но надо выбирать...
Я выбираю второе. Но если в следующий этап пройдет стихотворение "Причины грусти", я нисколько не расстроюсь и молча признаю выбор других арбитров.
.

3.  Рассказ рыбака  vs   Крым.2
.
Юрий Лысенко: 1:0
.
Здесь выигрывает русалка. Классическое построение, безупречно выдержанный стиль.А во втором, чего только стоит «ё-моё» и отсутствие рифмы 1-З в последнем катрене. Проигрыш однозначный
.
Вячеслав Ильин : 1:0
.
Опять же, сложно сравнивать стих-триллер и стих, где главная фигура — ностальгическое послевкусие, опять же выбираю более зрелищное, поскольку необходимо выбирать.
.

Татьяна Комиссарова 0 : 1

Тут я скрепя сердце пожертвовала Рыбаком. Стоит ли выискивать в нем недостатки? Просто достоинства второго перевесили.
.
Леонид Пивоваров: 1:0


И опять мне не хочется критиковать проигравшее (у меня!) стихотворение. Стихотворение "Крым.2" все три тура (включая этот) вызывало у меня симпатию и тёплое, ностальгическое настроение. И если ему суждено покинуть соревнование, то я совершенно искренне поблагодарю автора за бережное отношение к слову и за такую уютную камерность...


4.  Лесное озеро vs  Ноябрь. Дачи
.
 Юрий Лысенко:    1:0
.
В первом всё же больше поэзии и больше цельности в замысле и композиционной выстроенности. Образность вся решена в едином ключе и в этой паре, сложившейся волею судеб, оно побеждает на мой взгляд.
.
 Вячеслав Ильин :   0:1
.
«Лесное озеро» так и хочется привести в пример для подражания одному автору, которого на этот раз почему-то нет на конкурсе. Тот настойчиво пишет ужасно скучные и пафосные стихи на тему славянского  язычества. А на «Озеро» можно равняться, во всяком случае ему далековато до этого уровня. Единственное, к чему охота придраться, это фраза: «В полдень пирую с травами», я долго не мог освободиться от образа, что лирическая героиня на пиршестве поедает траву. Идею, что буйство жизни — это пир духа понять можно, но далеко не сразу. Однако, мой выбор в пользу «Ноябрь. Дачи» основан не на этих придирках, а на другом впечатлении — второй текст мне кажется глубже и живее из-за своей пронзительной тоски, а красивый миф о ведьме всё-таки отдаёт хорошим костюмированным представлением.
.
  Татьяна Комиссарова 0 : 1
.
Я не буду критиковать стихотворение «Лесное озеро», оно вполне хорошо (за исключением некоторых языковых неловкостей, о которых уже было сказано раньше), но второе, на мой вкус, сильнее. Можно сравнить хотя бы качество рифм. В «Ноябре» они совершенно замечательные. И закольцовка хороша.
Так что – второе.

.
Леонид Пивоваров: 0:1
.
Свои замечания к стихотворению  "Лесное озеро" я озвучил в комментариях ко второму туру. Все они сохраняются, и я не вижу смысла их повторять.
По-моему, первый стих по нескольким категориям проигрывает конкуренту. И прежде всего, в цельности картинки, в компактности и в элегантном композиционном решении. В моём представлении, хороший стих не нуждается в наворотах, что "Ноябрь. Дачи" и продемонстрировал.
P.S.
Автор стиха "Ноябрь. Дачи"! Проверьте пунктуацию в строке 7. Имхо, запятая там лишняя.

.
               
5.  Аддис-Абеба  vs  Старуха в астрале
.
Юрий Лысенко:   1:0
.
И всё-таки Адис-Абеба. Вещь цельная, законченная по форме, правильно оформленная. Старуха тоже хороша, но из рук вон неправильно оформлена (это же шестистишия ААБВВБ, а оформлены неряшливо, слитно не пойми как). Хотя тоже очень вещь могла бы быть.
.
 Вячеслав Ильин: 0:1
.
Два стихотворения о мечтаниях лирических героев. «Аддис-Абеба» — яркий пример экстравертированной мечты в чётком бардовском трёхаккордовом ритме, а «Старуха в астрале» это глубокая мистическая интроверсия — как их сравнивать? Энергичную простоту выбрать или таинство? Для своего жанра оба хороши. Мне лично в текстовом варианте ближе интроверсия и насыщенность, но если бы это были 2 песни, неизвестно, чья бы взяла.
.
Татьяна Комиссарова: астрале 0 : 1
.
Тут у меня не было сомнений. Второе стихотворение – редкое явление на стихирском небосклоне. Это то поэтическое «мясо», за которое я голосовала и буду голосовать.
.
Леонид Пивоваров: 1:0 
.
Оба эти стихотворения предварительно получили у меня равные оценки, причём довольно высокие. Первое запомнилось энергией, а также точностью и яркостью некоторых деталей. Второе – отличной звукописью и необычным группированием строк. А вот что касается сюжета...
Я уже говорил, что там, где можно выразить мысль как просто, так и сложно, я предпочитаю простые решения. У меня, видно, на всю жизнь отложилось чеховское "Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном."
И в этом плане выигрывает "Аддис-Абеба" – там гораздо меньше непоняток.  Да и в конце концов, север Африки ближе, чем индонезийская островная провинция с заковыристым названием – Макассар. Кстати, а почему название пруда написано с заглавной буквы? Это что, топонимическое название и его можно увидеть на карте?..
А если автор "Старухи" имел в виду млечный сок анчара, то как этот воспетый многими классиками яд превратился в остывший борщ, да ещё при помощи горелки?
Нет, лучше уж слесарь Ваня!


6   Выбор vs    Город богословья
.
 Юрий Лысенко:  0:1
.
В этой паре отдаю предпочтение второму. Просто потому что оно мне ближе и поэтичнее.
.
Вячеслав Ильин: 0:1
.
Оба эти стихотворения прекрасны именно в совместном прочтении. Вроде бы антагонисты — про похоть и про благость, а вроде бы и оба про одно — женское смирение. Выбираю «Город богословья», чья поэзия мне показалась особенно тонкой — автору удалось не свалиться в клише и сохранить оригинальность без претенциозности. В тексте же «Выбор» эффект достигается за счёт «силовых» приёмов («сиськи словно бунтливый стяг» и др.). Не скажу, что это хуже или правильнее. Но в сравнении двух текстов этот момент тонкости «Города...» кажется мне достоинством.
.
Татьяна Комиссарова: 1 : 0

Выбираю первое. В нем, на мой взгляд, больше своеобразия, остроты, есть та перчинка,  которая меня привлекает. Впрочем, второе - красивое, создающее настроение, - мне тоже понравилось, но оставило место некоторым сомнениям.
В твоих истаявших низовьях
Чернеет влажная земля,
- истаявших низовий применительно к городу я не смогла себе представить. Есть предположения, но они не проясняют картинку.
.
Леонид Пивоваров: 1:0

На мой взгляд, в этой паре встретились два самых сильных стихотворения из всей подборки. Жаль, что один из стихов покинет соревнование на таком раннем этапе, но правила неумолимы, а фортуна в лице своего полномочного представителя Его Величества Жребия не слишком считается с моими предпочтениями.
Я присуждаю победу "Выбору", а делать замечания по второму стиху у меня язык не повернётся... Чем-то меня этот "Город богословья" взял, а чем – и сам не знаю.
.

7.  Семьдесят восемь июльских ночей  vs   Медсестричка
.
 Юрий Лысенко: 0:1
.
Второе, но только потому что краткость-сестра таланта. В остальном оба безупречны.

Вячеслав Ильин: 1:0

Издевательство над арбитрами какое-то в этом туре. «78» мне кажутся малость раздутыми. Хотя и хорошее впечатление есть, но далеко не каждая строчка несёт что-то важное. «Медсестричка» вроде более насыщенный текст, особенно окончание хорошо, но я запутался — кто к кому обращается в этом тексте. Вроде боевой товарищ к боевому товарищу, но фраза: «(благодарю) звезду взошедшую над нами...(что) юных нас двоих соединила хаотично» заставляет задуматься о половой принадлежности лир.героя. Если же лирический — не герой, а героиня, тогда медсестричка оказывается третьей лишней, и как минимум двусмысленной фигурой.
.
Татьяна Комиссарова: 0 : 1

.
Сейчас приходится выбирать из хорошего лучшее. Первое стихотворение мне нравится, но…
Хмельное лето, весенние скрипки, июльская сказка… слишком много сезонных красивостей.
Перевязала дорожкою сны
по рушниковым дарам и обрядам,
думали оба – дойдут до луны,
плакало лето от счастья, как надо...
- не представляю, как любовь перевязала дорожкой сны, тем более по рушниковым дарам. Последняя строчка меня огорчила: Плакало лето, как надо?
Концовка растянута аж на 12 строк и, на мой взгляд, банальна.
К Медсестричке тоже есть претензии, но в целом очень хорошее стихотворение.
.
Леонид Пивоваров: 1:0
.
Свое мнение о стихотворении "Медсестричка" я уже высказал в предыдущем туре. Мои вкусы и требования к поэзии с тех пор не изменились, новых смыслов или тонкостей при дополнительном прочтении я не нашёл,   текст стиха остался прежним... Пожалуй, лишь соперник в этом туре попался посерьёзней. И поэтому никого не должно удивлять моё решение...
.

8.  Снежинки  vs   Троицын ливень
.
Юрий Лысенко:  1:0
.
Формы уже не сравниваю. Обе безупречны. Но если в первом стихе есть загадка, мистика, интереснейшие глубокие образы + неожиданная концовка, то второе просто талантливая картина для созерцания и погружения, как холст импрессиониста. Если выбирать между ними, то для меня ценнее первое.
.
 Вячеслав Ильин: 0:1
Про «Снежинки» я уже писал отзыв, а «Троицин ливень» в паре считаю гораздо яснее и целостнее.
.
Татьяна Комиссарова: 1 : 0

Два достойных и трудно сравнимых стихотворения. Выбрала первое несмотря на неловкое «что ему интересно казалось»,  потому что тема показалась интереснее.

.
Леонид Пивоваров: 0:1
.
В стихотворении "Снежинки" я увидел те же недостатки, что и мой коллега по арбитражу Ильин, уже указавший автору на них во втором туре...
Не думаю, что кто-то обвинит меня в плагиате или в желании "жить чужим умом". А если случится и такое, то я не стану бить себя в грудь своим маленьким интеллигентским кулачком  и оправдываться. Моё неприятие эклектики (после "пудрил мозги" так и хочется спросить: "ты чо, братан?), тавтологий  ("похожесть... похожих людей!") и не по-русски сконструированных предложений (скорее всего, вызванных техническими трудностями), видимо, свойственно не только мне.
Но даже, если убрать/преодолеть эти сучки и задоринки, то остаются ещё такие плохо формализуемые вещи, как общее впечатление от стиха, создаваемое настроение, резонанс задумки автора с реакцией читателя... "Троицын ливень" выигрывает не столько техничностью, сколько гармоничностью сюжета и всего построения стиха, а также яркостью создаваемой картинки.
Имхо, конечно, как и всё в этом и других моих обзорах...

&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&


Всем участникам (авторам и арбитрам) этого непростого тура самые теплые слова благодарности.
Л.К.


Рецензии
Любопытно было бы узнать у Юрия Лысенко дефиницию эпитета "поэтичнее".
Удачи победителю.

Юрий Семецкий   24.06.2013 23:05     Заявить о нарушении
Похоже, я зря сюда заходил, здесь по-прежнему не принято отвечать на вопросы участников.

Юрий Семецкий   29.06.2013 23:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.