Древнерусская литература
Древнерусскую литературу необходимо рассматривать,
как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни.
Это единая литературная архитектура, в которой чувствуется величие мира, величие вечного, и важность временного, преходящего, т.е. жизни человека на Земле. Писатели Древнерусской литературы сохраняют единую подчиненность одной теме, единое борение идей. Это градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем, и обладали замечательным «чувством плеча». Это были домостроители. Они строили город небесный. Все они шли к одной цели – к Богу. В каждом произведении просматривается описание пути восхождения к Богу. По мере раскрытия познания человеком Бога, происходит, происходит развитие истории религии. Человек ближе и ближе подходит к Богу и повествует о своем осознании места человека в бытие. Поэтому прежнее в религии не умирает, но получает развитие, как бы достраивает верхние этажи своей литературной архитектуры. Повествование последующее чаще всего связано с повествованиями минувших лет, включая события даже и от сотворения мира.
Приведем понятный нам пример. Кто-то на своей машине, кто-то на автобусе, кто-то поездом отправляются в путешествие на озеро Байкал. Каждый опишет свой путь, свои ориентиры, встреченные на пути. Т.к. цель одна – озеро Байкал, то ориентиры (сюжет) совпадают. Но события каждый путешественник проживет свои. А если к географическому пространству добавить рассмотрение временного пространства, то увидим, что описания пути путешественниками ХIХ века будут отличаться от описаний путешественников ХХI века новыми ориентирами – новое кафе на маршруте или новая гостиница и т.д. Но само повествование будет повторяться – люди едут отдыхать на озеро Байкал. Они преодолевают препятствия, неудобства пути, добираются до места… Наслаждаются отдыхом, покоем, и восторженно описывают пейзажи озера и свой отдых.
Так, в Древнерусской литературе, например, житие дополнялось с течением веков службами святому, описанием его посмертных чудес. Оно могло разрастаться дополнительными рассказами о святом. Несколько житий одного и того же святого могли соединить в новое единое произведение, дополнить новыми сведениями. Таким образом, летопись развивалась, окончание ее постоянно отдвигалось. Такое развитие произведения связано с единым течением событий, с течением истории мира.
Древнерусский писатель всегда помнит отношение своего повествования к движению мировой истории, включенности повествования в мировую историю.
Рассмотрим «Повести о Горе-Злосчастии». Повествование начинается от событий сотворения мира. И неразумный молодец в своем непослушании и своеволии дошедший до последней ступени падения рассматривается все же, как часть этой мировой истории. В истории неразумного отрока автор видит и судьбу человека вообще. Здесь советы-нравоучения, как необходимые законы поведения человека произносят герою люди добрые. Эти советы указывают, как можно восстать от падений. Приходит Промысл Божий: наказатель Горе-Злосчастие; которому Бог попускает учить человека на бедах, пока человек не смирится с таким положением дел. Смирение принесло неразумному отроку разумение. Тогда он получает помощь, но снова оступился в превозношении себя, хвастается в своих успехах, какие обрел. И вновь приходит Божий Промысл, чтобы указать, что сам он ничего не значит без помощи Божией. Вот помощь отошла, и снова его мучает Горе-Злосчастие. Теперь уже слезы покаяния сменяются бранями с Горем-Злосчастием, и бдениями, чтобы не уловиться им вновь. Молодец видит только один путь свободы от Горя-Злосчастия – монастырь. Горе-Злосчастие в монастырь войти не может.
Монастырь – это не только место уединения на Земле, где в подвиге идут к Богу. Это еще и внутренние комнаты сердечные, в которых пребывает внутренний человек (ум) в бдении. В монастырь должен уйти внутренний человек. Так, на нескольких страницах изложено полное учение Божие от сотворения и грехопадения, испытания и воссоединения с Богом.
Свидетельство о публикации №113062402745
и монастыре, основа строительства душа наша. Сегодня души людей
больны служению плоти, интересам плоти, больны жадностью, ворос-
твом, коррупцией - наживой. Сегодня души наши, в загоне, в почёте
наша плоть. Многие в церковь ходят для приличия или смыть грехи
чтобы снова грешить. Сегодня сатана управляет плотью многих людей.
С уважением.
Виктор Занеги 05.10.2013 05:06 Заявить о нарушении
"Душа к душе как камень к камню, так строит Дом Творец".Это стих "Взгляни на мир иначе". И если душа потянулась в церковь, значит, она оживает,а церковь - лечебница. Одной душе самостоятельно не справиться с бесовской силой. Это невидимая враждебная армия, выступающая против души, как только та обратит свой лик к Богу. И как в жизни - есть строитель опытный, а есть такой, что и воздь не забьет, гнется. Так и душа - есть опытная в строительстве, а есть новоначальная, еще ничего не понимающая в жизни невидимых сил. Потому нам нужно о своей душе надзирать, и помощь оказать той, которая приходит в церковь за помощью. Господь приходит к грешникам, нуждающимся в помощи. А грешники, осознавшие свою греховность приходят в церковь за помощью. Ну, а в церкви и получается строительный кирпичик Божиего Дома из души, бывшей грешницы.
С уважением.
Раиса Лебедева 2 05.10.2013 14:45 Заявить о нарушении