О сборнике стихов Г. А. Щекиной Сонное царсиво
Галина Щекина, Вологда 2013 г.
Большинство современных авторов прибегают в своём творчестве к нетрадиционной графике стиха, которую впервые применил в 1912 году английский писатель Джеймс Джойс в романе «Улисс», в которой нет знаков препинания, и все строки с незаглавных букв, в том числе и имена собственные. Данная графика сейчас популярна у современных авторов. Они считают, что она их как бы относит к современной (актуальной) поэзии.
Если говорить о графике стиха «Сонное царство» Галины Щекиной, то она прозаична. В ней присутствуют знаки препинания, а заглавные буквы стихов пишутся только на начале новых предложений. Графику стиха Щекиной не отнесёшь к нетрадиционной, но она и не классическая.
Придерживаясь староверческих взглядов на поэзию, я всегда обращаю внимание на форму и содержание стихов. Это, как сосуд и содержимое сосуда. Это как шампанское в изящном фужере, - то есть форма соответствует содержанию. И не соответствием было бы налить шампанское в граненый хрущевский стакан, или самогон в изящный фужер. Как и многие теоретики стиха, считаю, что форма должна соответствовать содержанию. Хотя современные авторы не придерживаются этого правила, и считают, что форма (обязательные элементы стиха) мешают автору в полной мере выразить свои мысли и чувства.
Если говорить о форме стихов Щекиной, то можно отметить, что стихи имеют четкий ритм, и читаются легко. В большинстве своём Галина Александровна использует классический стих и тонический. И её стилевая доминанта ритма переходная форма от классического стиха к тоническому. Рифмы тщательно подобраны, точны и в большинстве своём индивидуальны: пёс – наискось, насквозь – брось, зеленоватый – виновата, скажи – жить, жажда – однажды, георгин – сгинь, провинциалке – жалко, материк – крик, страниц – лиц, вокзал – нельзя, берут – обэрриут. Встречаются интересные рифмы и с разными клаузулами женскими и дактилическими: талию – горизонтали, боятся – в изоляции, перилами – душнокрылая, что тоже выглядят привлекательно. Есть рифмы и составные: стане – но – ранне-ранено – затуманенный – травами. Рифмовки стихов разнообразны: от перекрёстной «Мне казалось – всё предел…» до охватывающей: «Нет, не бывало сумрачнее лба…» и монорима в стихотворении: «Да её белее кожа…».
Если же говорить о содержании стихов, то есть, чем заполнена эта стихотворная форма, то можно отметить, что заполнено оно актуальными и злободневными темами, проблемами общества, душевными переживаниями лирической героини. Через сны, как инструмент творчества, Галина Александровна раскрывает реальную, правдивую, повседневную жизнь: «Мне показалось – все, предел, // И дальше некуда катиться, // И я, как раненая птица, // Затихла не у дел. // И тучи чёрной полоса, // И хлябь от неба ледяная, //Как дальше жить - опять не знаю, // Закрыв на все глаза…», или: «Я сплю и вижу - // полон зал людей, // одетых с шиком, многие - простые... // Дрожу, на грудь кладу кресты я - // святые, вы не бросите в беде…», или вот: «Внезапно я падаю в сон среди ясного дня - // наверно, энергия жизни растрачена слишком. // Ничто не спасает, ничто не питает меня, // лишь только подушка и ветер гардину колышет. // Укроет меня сновиденья тугое крыло, // в медовые дни унесет, где снежок тополиный, // от летнего марева щетно-сонно – тепло // и прожитый час, словно день и похож на былину…», и это: «Ночью кричат старики, как перелётные птицы - // Сколько же смертной тоски в стонах прощальных таится. // Да и куда полетят их бесприютные тени? // Где их родные места, где обжитые их стены? // Днями от плача детей нет в тесном доме спасенья, // псы и коты всех мастей жадно сбегаются в сени. // Как перерос виноград, тянет тяжёлые плети…// Невыносима пора этого долголетия…».
Если в « Басе» у Галины слог прост и доходчив для восприятия и понимания и для детей младших классов, то в «Сонном царстве» он сложен, несколько абстрактен, требует вдумчивого прочтения и осмысления: «Жидкий огонь скоро хлынет из горла // винных кувшинов… и воздух дрожит. // кабы ты зелья хлебнула, то стерла б // грань между явью и сном. У межи // Буйной травы и дороги прибитой // Сотнями ног, батогов и колес
// Надо бы остановиться. Копыта // Мимо процокают. Страшно, всерьёз…», или: «Ветер стих на вечер глядя, // солнце носом молча гладит // от затылка к руслам рук. // Что ж отстала от подруг? // Морщит грудь под черной майкой // правда - баховская чайка, // не отбейся по пути, // это я звала, прости…», или вот: «Засыпаю в огнях - // что за елка // попалась такая // ощетинилась - страх - // разобрать не пускает. // Засыпаю без слов - // все они как хвоя устарели, // драгоценный улов новых снов - // огнедышащие акварели…», или вот ещё: «И тишина устойчиво длинна, // и думе удивленной нет помехи. // Угадываю оды, годы, вехи // недвижной бесконечности без сна…», или вот ещё это: «Земля как я: // собрали все, ушли, // а я осталась ночевать под снегом, // и надо мною облаков набеги, //
и солнце в угасающей дали…», и «Для чего - чего светлы головы // затянул резиновый дым? // Заливай-ливай в горло олово // ты проснешься страшным, седым. // Не родить тебя в новом стане -но - // может глянешь все же назад - // подожди-дожди, ранне-ранено // покидать лазоревый сад. // Пробуждение будет тяжкое, // ты увидишь не райский куст, // а курящаяся затяжка // у сухих опаленных уст…», да вот это: «Вывинтив как вызов талию, // ощутишь слепую связь: // лежа по горизонтали // вертикалью возносясь…».
Стихи Щекиной жизненны и философски глубоки. И казалось, что можно сказать в снах о жизни, а оказывается можно, и можно многое: «Где моя родина? – Вьюга // мимо шлагбаума, дом с огоньком, // там, где вдоль рельсов подруга // ходит с железным совком. // Там не во сне проживаю // тяжесть литых стародавних сапог // с мужем путейцем, у речки на сваях // тазик с бельем, да собака у ног…», или: «Старая сталинка, предки во сне // видит свое продолженье, // речка и дачка цветут по весне, // страшное притяжение. // Как бы хотелось простого тепла // дать им сполна на прощанье, // только бы жизнь не напрасно текла, // не сорвались обещания…», или вот: «Боже, четыре утра, но соседу вверху нет покоя: // пробует петь, только голос взлетел и сорвался. // Качка банкета, идет грохотанье такое - // рев усилителей, смесь рокабилли и вальса…», или вот ещё: «Кого любить, чего бояться? // Сдержать ли, выдохнуть ли стон? // Существованье в изоляции // бессмысленный рождает сон...».
Банальная тема любви находит не банальное отражение в снах Галины Щекиной: «Дай таблеточку – что-то не спится, // Голова чересчур горяча. // На морозе свистящей синице // Не щебечется у плеча. // Как любить, отнимая чужое // И когда оно стало чужим? // Если жизнь разрезает межою // До и после - по правде скажи?..», или: «Слякоть синий силуэт // чуть качается и гаснет. // что ж травить пустые басни? // Старой жизни больше нет. // Ярких лавок череда, // вдрызг промокшие ботинки, // мягко тают паутинки, // нас связавшие тогда…». Лирическая героиня не так романтична, и не так наивна, чтобы верит и в светлые дали, и в алые паруса: «Куда теперь девались корабли // из детских снов, где паруса летали // нет сил таких, которые смогли б // перенести меня в те гриновские дали…». Но она не потеряла надежду на светлое и лучшее: «Мне часто снились в детстве паруса, // которых среди будней не хватало, и через луг, где выпала роса // бежит девчонка, чтоб увидеть алое…», или: «Не воздух, благодать - // Настойка на сирени - // От гроздьев ветви кренит. // Все хочется вобрать, // Насколько хватит зрения. // Все это станет днем // И ляжет под ресницы, // Цветы, дома и лица – // Все это станет сном, // Чтоб долго-долго сниться…».
Если говорить о признаках литературного стиля, о единстве многообразия, выраженности индивидуальности художественной формы, эстетической общности всех сторон и элементов, об оригинальности, об эстетической выразительности и значимости, о мере использования языковой выразительности, стихи Галины Александровны насыщены литературными тропами и фигурами (сравнениями, эпитетами, метафорами): «из-под тучи, наискось - люди с крыльями, откуда?», «надо мной зашумит листопад, расстилая златую постель», «солнце носом молча гладит от затылка к руслам рук», «морщит грудь под черной майкой правда», «ночью кричат старики, как перелётные птицы», «поднимаются серые воды из вьющихся рек, будто где-то прорван гигантский водопровод», «приснится лодка добрая как грудь», «оглянулась – взгляд насквозь, точно лед, зеленоватый: и, взахлёб пытаясь жить, будешь выпита однажды», «не вишнёвый пожар георгин, // не календул летят светляки. Говорят тебе, смолкни и сгинь, далеки мы теперь, далеки», «и я, как раненая птица, // затихла не у дел». А в стихотворениях «Земля как я…», «Не плачь испуганною птицей…», «Где моя родина…», «Кабы я была пижмой-травой…», «Засыпаю в огнях» - применена частичная анафора, повтор первого полустишия (первого слова) первого стиха в других строфе, что тоже значительно улучшает красоту стихотворения.
Несколько не традиционное графика стиха, и не совсем классический ритм стиха, как и несколько абстрактное содержание стихов – соразмерны. То есть, содержание соответствует его форме, или форма соответствует содержанию.
Свидетельство о публикации №113062207032
Александра Денисенко 13.04.2018 14:42 Заявить о нарушении
Несколько дней назад, зашел на раздел "стихи и авторы". Смотрю моих работ нет. Работы не отображаются. Написал модератору. Был ответ, что я нарушил правила сайта, потому работы и удалены, нет согласия авторов. Я всю пустую папку и удалил. А эти работы появились в другой папке. НО снова они кроме этой работы не отображаются. А там действительно были интересные работы.Отображается из 15 работ только эта, на которую ты пишешь отклик.
Но с модератором не поспоришь, а то и страницу вообще закроет.И придется открывать новую и все работы мои (стихи)пропадут.Думал это безопасное хранилище. Но видимо, нужно все работы скопировать, пока не пропали.
Вот такие дела.
Еще раз спасибо за отклик.
Александр...
Александр Соколов 14 13.04.2018 20:21 Заявить о нарушении
Александра Денисенко 16.04.2018 11:11 Заявить о нарушении