Наука об искусстве пения

Существует много литературы по теории пения. Они описывают различные техники постановки голоса, различные способы звукообразования. Недаром, ведь специалисты отличают в народных песнях звукообразование русское, украинское, кубанское, прибалтийское, итальянское, и другие. Практически каждый песенный коллектив имеет своё индивидуальное звукообразование…
 
В настоящее время самым прогрессивным способом является  резонансное пение.
При нём, звук, образованный голосовыми связками передаётся в соответствующие резонаторы: грудной, диафрагменный, височный и т.д., там усиливается и выдаётся наружу.
 
Мы с удовольствием слушаем любимые песни, наслаждаемся чудесными «золотыми» голосами с великолепными тембрами, и часто не замечаем, что есть исполнители, у которых «нет голоса», точнее, часто голос несильный, тембр специфический, или вообще отсутствующий, иногда хриплый, глухой.

Несмотря на разные голосовые данные, песни нам всё-равно нравятся…
Это явление заставляет задуматься над его природой. Возникают вопросы: «Почему мы любим песни, любим петь, но не все являемся певцами? Что такое чувство ритма? Что такое «слух»?

Как оказывается, пение – это очень сложная наука, обучению которой в консерваториях отводится почти пять - семь лет. Оказывается, управлять голосом не менее сложно, чем управлять автомобилем. Оказывается, перерыв в постоянных репетициях и совершенствовании исполнительского мастерства, ведёт к деградации, к потере навыков пения и к необходимости новых дополнительных репетиций. Но и это ещё не всё...

Есть ещё один интересный вопрос: «Почему песни, исполняемые талантливыми певцами, западают в Душу, независимо от наличия или отсутствия у них голоса? Мы знаем много певцов, и исполнителей песен,  у которых голоса были очень необычными. Такие голоса были у Высоцкого, у Караченцева, у Никулина, у Утёсова,  и у некоторых других. В настоящее время таким нестандартным голосом поёт Боярский, Шафутинский, Моисеев, Витас.  Я не говорю уже о подражателях, которые могут вообще петь любыми многими голосами…

Итак, в чём же дело?.. Талантливые исполнители доходят до этого  интуитивно, с помощью большой практики…  А дело здесь вот в чём…

Наличие или отсутствие голосовых данных компенсирует техника исполнения, заключающаяся в передаче эмоции от исполнителя к зрителю… Певец, который постиг этот процесс, становится интересным…

Этот процесс научно обосновывается теорией причинно-следственной связи и заключается в следующем: Пение – это процесс взаимодействия Исполнителя со Слушателем. Причём оба они являются его полноправными участниками…

Как оказалось, в причинно-следственном процессе происходит передача информации не только от Исполнителя к Слушателю, но и наоборот. При этом, Исполнитель выступает как Причина, а Слушатель – как Следствие. В момент обратной передачи информации от Слушателей к Исполнителю происходит инверсия причинно-следственной связи, при которой Причина и Следствие меняются местами: Следствие становится Причиной, а Причина – Следствием. Обратная связь в природе несёт функции управления и является Разумом Материи. А Разум Материи – это и есть сам Бог…

Но, вернёмся к пению… В Природе существует только один вид передачи информации: это Импульс. Поэтому, чтобы информация, которую содержит в себе песня, легче воспринималась Слушателем, Исполнитель должен снабдить её акцентами. Акценты – это ударные и безударные такты мелодии. В момент акцента, который является одновременно и импульсом, происходит передача от Исполнителя и восприятие информации Слушателем. В момент безударного такта происходит обратный возврат информации от Слушателя к Исполнителю в виде эмоциональной энергии, передаваемой на интуитивном уровне. Именно поэтому, Исполнителю очень трудно петь, когда его не воспринимает Слушатель. Именно поэтому, очень трудно петь в начале концерта, пока не пробьешься к эмоции, и тебя не услышат. Именно поэтому монотонное пение становится не воспринимаемым насилием над Слушателем, и не позволяет ему передать обратный эмоциональный подсознательный импульс. Именно поэтому, певцу, не получающему поддержки Слушателей, очень трудно петь. Пение не достигает требуемого результата. Слушатель уходит с таких концертов неудовлетворённым, раздражённым, сожалеющим о затраченных средствах. Именно поэтому исполнители часто «выпрашивают» аплодисменты, стимулируют слушателей соответствующими жестами, а то и словами…   Именно поэтому, становится неважно, какой у тебя голос, и, наоборот, важно, как ты исполняешь.

Если проанализировать с позиций изложенного материала пение выдающихся популярных певцов, то всё, что написано становится очевидным.

Статья написана с целью поднять культуру исполнения песен любителями и научить грамотно петь тех, кому это нравится… При соблюдении этих правил Ваше пение станет Божественным…


Успехов!


Рецензии