Глава 7 Штормовое предупреждение
Глава 7
Штормовое предупреждение. Невиданная гроза.
Бал отгремел.
Уставшие, но счастливые выпускники предвкушали событие в своей жизни-Восход Солнца, восход новой жизни, этот современный ритуал инициации перехода из детства во взрослую жизнь.
Совсем утомленные учителя, однако, мечтали только о том, чтобы все это скорее закончилось и они вернулись домой и добрались до своих подушек. Но надо было вести выпускников на их событие. Два автобуса уже подъехали по вызову к школе и ожидали отправки. Ехать было недалёко. Стоял предрассветный час.
Шумные толпы выпускников набились в автобусы с учителями, тронулись в путь.
В салонах автобусов было много шума и возни, жвачек и опорожненных баночек кола и спрайта. Дорога свободна от транспорта, лишь редчайшие авто проносились мимо. Ребята открыли окна автобусов и выставили наружу полотнище флага(адыгэ нып),того, что в ряде республик Кавказа повсюду:12 золотых звезд и 3 скрещенные мечи на зеленом поле.
Флаги развевались на ветру. У многих нашлись и маленькие флажки(нып) той же символики, и их с детским восторгом выставляли за окна, наблюдая как они развеваются и громко смеясь.
-Сейчас же все нып назад, окна закрыть!-прокомандовали водители, а учителя хором повторили этот приказ.
-А что-то корреспондентка куда-то пропала, рано ушла, жаль.-вдруг заметил Директор, ехавший неизменно с ребятами на все экскурсии и сам часто их возивший. Как же без описания восхода солнца обойдется ее репортаж? Или он будет в несколько слов общей схемы, мол, встретили на рассвете Восход солнца, как-то не в ее стиле подобный подход. Насколько я успел изучить ее сегодня.
-Она в какой-то момент стала вдруг странно-взвинченной, не то что когда танцевала с вами была спокойна, а потом …видимо, утомилась и уехала-рассуждала пожилая учительница географии.
-Мне было бы любопытно побеседовать с ней снова, она показалась мне не совсем обычным работником газеты, каких я привык видеть. Весьма любознательна и пытлива, во все стремится вникнуть, из нее вышел бы скорее ученый, хороший педагог, тем более, что и по специальности педагог-естественник, наша с вами коллега-добавил директор. Географичка, ехавшая с ним рядом, покосилась на него.
-Ну вот, уже почти приехали...
За окнами виднелись покатые холмы, местнось была мало привлекательной,чтобы вылезать из теплых автобусов, а утро еще не наступило и ночь хотя и летняя,была прохладной.
-Уже сколько лет отмечаем здесь с выпускниками Восход солнца-ностальгически сказал как бы про себя Директор.
-Да, мы с вами уже не менее четверти века возвращаемся сюда встречать восход солнца с ребятами-с ревнивым оттенком в голосе ответила географичка, она же Завуч.-Вместе школу чуть не с нуля поднимали. Вспомните,в каком здании начинали,все полуразвалившееся,никакой материально-технической базы. А как долго вы выбивали смету в министерствах на новое здание, на оснащение. И всего мы добились! Со спокойной совестью на пенсию можно.
-Ну нам еще рано на пенсию, еще повоююем!-улыбнулся директор, планов еще вон сколько.
-Да-да!-воодушевленно подхватила собеседница, думая про себя как всю жизнь работала бок о бок с ним, школа была ее жизнью.
Вдруг автобус резко притормозил. Водитель что-то выслушал по мобильному и громко произнес:
Мне сообщили из МЧС, что здесь ожидается в ближайший час сильная гроза , возможно, с градом-и мы должны немедленно либо повернуть назад, либо ехать дальше в другое место встречать восход. Мне дали координаты куда мы должны ехать, это далеко...еще полчаса езды, успеем ли встретить восход?
Директор, только что вспоминавший как они не менее 25 лет подряд встречали здесь восход, на этих холмах, и такой казус впервые-растерялся. Можно, конечно, и назад, но лишить выпускников их праздника. А ехать..куда ехать? И, может быть, и дорога окажется небезопасной, раз гроза, сообщение МЧС.
Завуч-географ взяла все в свои руки. Она сама позвонила но номеру МЧС уточнить ситуацию.По телефону диспетчер сообщил ей, что сам получил это предупреждение только что от неизвестной инстанции, сводки Гидромета не сообщали ранее о чрезвычайных ситуациях в течение суток в данной местности.
-Может быть, это хулиганство вроде ложных предупреждеий о подложенных взрывных устройствах, на -заметила завуч-в этих краях ко всему привычны. Сколько раз МЧС приезжала в школы Республики по таким вызовам со служебными собаками-ищейками, оказывались шутки местных хулиганов.
Географ вылезла из автобуса и взглянула в небо. Профессиональный взгляд преподавателя географии с большим опытом не отметил в небе никаких признаков начинающейся грозы или градового ливня.
Директор отметил то же.
-Это не всегда просто определить на глаз, бывает, что начинается и как бы на пустом месте, без предвестников, однако они все же есть, только менее известные, чем скопление грозовых туч , более тонкие и специальные.-заметила Географ.
-И что же, Мария Андреевна?-с тревогой спросил директор.
-Я не вижу главных предвестников, нет и второстепенных. Взгляните на гало вокруг Луны,только одно и очень бледное. Ни двойных,ни тройных гало для экстремальных погодных изменений,штормового предупреждения.
Облачность незначительная, совсем несоответствующая по виду и структуре облаков предстоящему возможному градовому ливню.-продолжила она.
-Это ошибочный прогноз или чья-то недобрая шутка, чтобы сорвать мероприятие.-заключила учитель географии.
-Вероятно, Вы правы, я никогда не сомневался в Вашем профессионализме и много раз имел подтверждения глубины знаний вами вашего предмета.Но ,уважаемая, мы не можем так рисковать-у нас на нашем попечении-дети! Мы должны немедленно вернуться в школу и развести ребят по домам.
В этот момент водитель высунул голову из окна и сказал:
Я только что получил новый звонок из МЧС. Мы не можем ехать назад. Штормовое предупреждение.
Градовый ливень уже начался в районе нашей школы. Повалены деревья и линии электропередач. В горах зафиксированы слабые подземные толчки...как?... 3-4 балла по шкале Рихтера. Нам приказано ехать вперед как можно дальше отсюда и не останавливаясь более ни на секунду.
-Градовое предупреждение! Подземные толчки. Как странно!-удивилась географичка, все еще не веря. Никаких предвестников!Я изучала в свое время сисетму предвестников погодных аномалий и землетрясений. Магнитуда 4 балла-незначительно?! Это много,это может быть эпицентром. Но где же предвестники?-возбужденно говорила географ.
Но директор прервал ее профрассуждения и попросил в салон.
Поехали!
Автобусы мчались по ровной свободной дороге с превышенной скоростью,хотя и запрещенной тем более с провозом детей,но чрезвычайные обстоятельства не оставляли выбора.
На всем пути водитель автобуса, везшего директора и завуча,не прекращал получать инструкции о маршруте следования. Попытки географа протестовать против произвола МЧС, жестко пресеклись на том конце провода. Они ехали по пути, который им приказывался по телефону.
Тем временем гроза началась, совершенно неожиданно среди ясного неба. Но это была странная гроза. Не было ни капли дождя. Совершенно сухая погода.И при этом сотни,тысячи молний озаряли небеса ежесекундно!
Притихшие напуганные учителя и дети, водители мчавшие автобусы на уже совсем заптретных скоростях. Побледневший директор старался держаться бодро, даже шутил,что этот восход солнца-первый такой в его многолетней практике,а ребята запомнят на всю жизнь,как боевое крещение.
Географ оценивала ситуацию с точки зрения профессоинала, еще до школы она работала в НИИ, изучавшем градовые и прочие экстремальные явления, затерянном в горах, потом ушла в школу,но знания в этой области ее были профессиональны.
- Мария Анлреевна, что нас ждет? Разве такие грозы бывают? Когда будет дождь, с которой гроза быстро закончится?!-тревожно спрашивали ее учителя и ученики. Таких гроз мы никогда не видели.
-Бывают.-ответила она. Но очень редко. За десятки лет раз, так что старожилы не могут припомнить. Но старики помнят. Они всегда начинаются без предвестников, и длятся всю ночь, эти сухие грозы с тысячами молний и без капли дождя. Этому предшествуют необъясненные наукой события в горах.
Что ждет? Не могу сказать...
Ее ответ обескуражил и некоторые дети вдруг стали вслух молиться о спасении.
Автобусы продолжали озаряться каждый миг скрещивающимися молниями.
https://zera-cherkesov.livejournal.com/400158.html
Свидетельство о публикации №113061907092