Тайна Снежного романса Вечность И. Царева-30

Тайна Снежного романса  Вечность И.Царева-30

http://www.youtube.com/watch?v=8ycQVGnnXrk - стихотворение "Город",
http://www.youtube.com/watch?v=bQCw5c1rfsE - "Тобол"
http://www.youtube.com/watch?v=IMS6YhQ-Rdk
- еще три стихотворения Игоря Царева


Не сразу, но  по ходу анализа стихотворений о временах года, вдруг стало понятно, что может быть главная тайна Игоря Царева, код ко всей его  лирике  таится в  стихотворениях зимнего цикла. Такого, пожалуй, нельзя сказать о творчестве любого другого поэта, мы так привыкли к тому, что «у природы нет плохой погоды», что по- другому уже и не мыслим. Но в данном случае эта аксиома не подходит, и требуются доказательства, которые, скорее всего, приведут нас к необычным  выводам.

Раз уж мы  заглянули в печальную осеннюю даль,  приобщились к медному вальсу на осеннем балу, то самое время отправиться в зимнюю метель Игоря Царева, чтобы послушать «Снежный романс» – так называется одно из самых пронзительных его зимних стихотворений.

Зима любым из нас воспринимается по-своему, кто-то страдает от холода, кому-то не мила относительная теплая и снежная зима. Все страхи и недовольства таятся глубоко в душе,  исходят из тех давних времен, когда человек, погружаясь в зиму,  не знал, наступит ли весна, исчезнуть ли холода. Вместе с насекомыми, животными,  лесные духи, даже Домовые погружались в спячку, и в лютые морозы человек чувствовал себя одиноким и беззащитным. А тут еще тревоги о том, хватит ли  пищи для большой семьи, корма для скотины, да и наступит ли вообще тепло, вдруг Кащей –  бог вечного холода, навсегда сковал льдом мир, и не найдется молодого бога, готового выйти с ним на поединок, победить и загнать его в Пекло.

Зима пугала даже  рожденных в средней полосе России, а что говорить о тех, кто  появился на свет  в Сибири, на Дальнем Востоке? Считается, что люди там закалены. Это правда,  для нас и метели, и холода привычны, но всегда ли так бывает? Знаю людей, перебирающихся в теплые края, потому что холод им кажется кошмаром. А если это холод не только внешний, но внутренний, одиночество ведь тоже часто отмечено таким вот жутким холодом, и тогда человек не может согреться и мечется по миру в поисках тепла и света.

 Мы усвоили и то, что   поэтов должны  радовать метельные ночи, таинственные и  порой сказочные… А вспомните знаменитую поэму А.Блока «12», каким кошмаром там оборачивается революционный бунт, да еще в лютую зимнюю пору…

Что-то подобное есть и в зимних стихотворениях И.Царева, хотя для него это бунт скорее личный, чем «мировой пожар», но суть от этого не меняется. Так ли это, нам предстоит разобраться…

Вот  программное стихотворение «Семнадцать мгновений зимы». Оно не только о зиме, но и обо всех временах года,  но в названии все-таки фигурирует зима, и отсылает оно нас к знаменитому, когда-то очень популярному сериалу с напряженным сюжетом, где герои все время подвергаются испытаниям, чаще всего опасным для жизни, а порой они  приводят к трагическому финалу. Не такова ли и зима Игоря Царева?

СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ЗИМЫ

Я люблю слушать солнечный блюз и небес благовест.
На поминках Зимы у столицы - в петлице цветочек.
Стали ночи и девичьи юбки намного короче,
И мне видится плюс - где недавно мерещился крест.

Сколько лет, сколько зим добирались мы к нашей Весне?
Очень жаль, что при жизни она не узнала об этом -
Прозвенела веселой монетой и канула в Лето…
Да и Лето сгорело во след, пролетев как во сне.

Поползла желтизна по усталым прожилкам листа.
Потянулась к курортным местам журавлей вереница.
Только дом наш прижался к земле как подбитая птица,
Неподъемную тяжесть крыла под дождем распластав.

Ледостав говорливой реке замыкает уста.
От креста до креста стелет скорбную скатерть дорога.
Белым хлебом Зима кормит гордого Единорога.
Ее снежная совесть пока что невинно чиста…

Может зря мы, греховным уныньем смущая умы,
В суете делим время на горькие дольки лимона?
И сокровищем где-то пылятся слова Соломона:
«Все проходит.» Пройдут и семнадцать мгновений зимы.

И опять будет солнечный блюз и небес благовест,
На поминках зимы у столицы в петлице цветочек.
И опять будут ночи и девичьи юбки короче,
И кому-то увидится плюс, где мерещился крест.
http://www.stihi.ru/2004/04/23-609

Это стихотворение программное, если искать ответ на вопрос: как поэт  относился к каждому времени года. А эта тема одна из центральных в его творчестве, она очень важна для понимания мировоззрения автора.

  Застывшая или ожившая природа для поэта – вот главные два полюса мировосприятия и творческого начала. Для Волхва, к коим он и относится, мертвая или живая природа – это две грани существования.

Весна – торжество жизни, где  видится автору  плюс вместо креста – самое  мажорное из всех времен. Она прозвенела и канула в Лето ( тут параллель с рекой забвения в подземном царстве),  это  именно мгновенный переход, когда весну   долго ждешь, она  мгновенно пролетает.

А что же лето? ( Поэт пишет его с большой буквы, кстати). «Да и Лето сгорело во след, пролетев, как во сне».
Наверное, для всех  лето  проходит очень быстро, потому что  это отпуск, это радость, это тепло, а его много не бывает, все  быстро заканчивается.

О том, что касается осени, мы уже довольно подробно говорили, но в данном контексте, она ползет,  захватывая все большее пространство: «Поползла желтизна по усталым прожилкам листа», это  птицы, улетающие на юг, бесконечные дожди - ее верные приметы. Мажорную мелодию мгновенно сменяет минорная, и уже  леденеет вода, а вместе с ней и вся остальная природа…

Жаль, что солнца нет, и тепло в облет.
Наклонюсь напиться из родника
И... с размаху стукнусь лицом об лед.
Да, ты, братец, тоже замерз никак?
( На осеннем балу)

И вот здесь  очень важная деталь для понимания мироощущения поэта – вместо плюса, снова появляется крест – нечто очень тяжелое, неподъёмное, то, что вызывает страдания у человека, его несущего.

 Крест -  это может быть и распятие окна, перед которым сидит больной, прикованный к постели Булгаков, и «От креста до креста стелет скорбную скатерть дорога»-   это перекрестки у славян тоже  были   теми крестами, потому что  там все сходилось, а потом и расходилось в разные стороны.

И вдруг  время совсем останавливается, оно уже не плетется даже, как осенью, возникает  образ Единорога, на том самом перекрестке, мы погружаемся в древнюю сказку.

Белым хлебом Зима кормит гордого Единорога.
Ее снежная совесть пока что невинно чиста…

И действительно снега  пока   так чисты, и так прекрасны, что только этот диковинный зверь и может тут появиться в самом начале зимы.

А вот настроение у  поэта печальное, «ледяное»,  несмотря на белизну и непорочность:  уныние, горькие дольки лимона, когда ничто не утешает,  даже мудрость Соломона о том, что все пройдет. И в нее  в начале зимы не верится, и не скоро поверится, таким бесконечным и ледяным кажется этот мир. Создается впечатление , что душа поэта застыла в куске льда в этот момент.

Вот эта тяжесть, когда время отсчитывает секунды, минуты, дни, недели,  все длится, и человек сталкивается с холодом,  с  наледями, и  лютыми морозами… Вспоминаются «Бесы» Пушкина, воющие вместе с  метелью, и пугающие человека, сбившегося с пути в лютую  метель.  Она ломает судьбы и героям повести «Метель». Вот и в зимней лирике И.Царева не верится, что земля и душа растает  однажды.

Кстати, очень редко Мастер  закольцовывает текст, так как в этом случае, последняя строфа полностью повторяет первую, и связано это   с проводами зимы: «И опять будет весна», с заклятием весны.

 Все, относящееся к  зиме, остается во внутреннем кругу, из которого Кащей, Метелица, Вьюга, древний бог Карачун,  заставляющий  всех корчиться от холода и леденеть,  не смогут выбраться,  дотянуться до мира, где  вместо креста снова появляется плюс.  И мы можем облегчённо вздохнуть, только когда зима миновала,  и все ее бесы отошли в тень…

Эту тему продолжает стихотворение «Зимний путь», где дается определение самой русской  зиме, и всем ее особенностям

Зимний путь
Игорь Царев

Бывают зимы в Чили и Гвинее -
Когда дожди становятся длиннее,
Но вызревшим под пальмой золотой
В горячке белой невообразимы
Российские пронзительные зимы,
Царящие над вечной мерзлотой.

Ни волооким мачо Сенегала,
Которых смертной вьюгой не стегало,
Ни кучерявым хлопцам Сомали
Ни дать, ни взять исконно русской дани -
Купания в крещенской иордани
У краешка заснеженной земли.

А нас-то как сподобило, а нас-то!...
Поджаристою корочкою наста
Привычно закусив ядреный спирт,
Пофлиртовав с метелью-завирухой,
От Коми до Курил под белой мухой
Страна в снега закуталась и спит.

Лишь наш «зилок» - раздолбанный, но ходкий,
К Алдану пробиваясь из Находки,
Таранит ночь то юзом, то бочком...
А в тишине значительной и хрупкой
Якутия дымит алмазной трубкой,
Набив ее вселенским табачком.

И чтобы удержать тепло и радость,
Поем и пьем, лишь повышая градус,
А как иначе угодить душе,
Когда зима - не просто время года,
А в дебрях генетического кода
Невыводимый штамп о ПМЖ...

http://www.stihi.ru/2009/11/23/5585

 Автор показывает нам не только все особенности нашей зимы, но  сравнивая ее с зимами  на других континентах, пытается объяснить, почему она порой неодолима, и чаще всего тягостна. Зима, царящая над вечной  мерзлотой в мире снегов, становится тяжелым  испытанием для человека, а этот ледниковый период длится порой полгода и больше.  Из-за того, что зимы у нас так  длинны и холодны,  национальной чертой становится   пьянство:

От Коми до Курил под белой мухой
Страна в снега закуталась и спит.

А разве  порой это не  единственная возможность согреться, оказавшись на лютом морозе? Может быть впервые за все время существования поэзии  И.Царев показывает нам, почему мы такие, в чем особенности российского  менталитета.

И чтобы удержать тепло и радость,
Поем и пьем, лишь повышая градус,
А как иначе угодить душе,
Когда зима - не просто время года,
А в дебрях генетического кода
Невыводимый штамп о ПМЖ...
 
Мир, где зима прописалась на постоянное место жительства, конечно, отличается от всех других миров, а холоду внешнему и внутреннему  должна быть какая-то альтернатива. И самая страшная беда наша, вот в такою погоду – холодная печь ( «Холодная печь»), которую мы никак не можем затопить, живя какими-то иллюзиями и не в силах просто наколоть дров и развести огонь. Порой кажется, что все в холодном мире безнадежно и жутковато. Но кроме горячей печи должно быть еще что-то, способное спасти человека от лютого холода. Разгадка  проявляется в «Снежном романсе». Что же необходимо поэту, для того, чтобы пережить лютую зиму?

Снежный романс 
Игорь Царев

Стежка дорожная, снежная, санная,
Вдаль убегает, звеня,
Где моя милая, нежная самая,
Ждет не дождется меня.
В маленьком домике с желтою лампою
Дверь приоткрыта в сенцах.
Старые ели тяжелыми лапами
Снег обметают с крыльца.
Печка натоплена, скатерть расстелена,
В чарку налито вино...
Что ж ты, любимая, смотришь растерянно
В белую тьму за окно?

Ночью недужною, вьюжною, волчьею,
Над безымянной рекой,
Смерть я не раз уже видел воочию,
Даже касался рукой.
Но не печалься об этом, красавица,
Стихнет метель за стеной!
Пусть ее беды тебя не касаются,
Дом обходя стороной.
Я не такой уж больной и беспомощный,
Вырвусь из цепкого льда,
И объявлюсь на пороге до полночи…
Или уже никогда.


Случайно ли  из любимой столицы поэт переносится куда-то в глухомань, занесенное снегом село? Вероятно, это было в какой-то другой жизни, или он просто пытался почувствовать зиму в самом сильном ее проявлении, такой, как ощущали ее наши деды и прадеды, в занесенном снегом мире.

И не город, а заснеженный древний лес, где зимой тишина мертвая, где нет ни одной живой души то ли снится, то ли возникает в реальности.

Все, кто читал это стихотворение, сразу вспоминали  «Зимнюю песню» Николая Рубцова, но там совсем другая тональность, для Рубцова – этот мир органичен. Там  явно господствует светлое настроение, мажорная окраска. Это мир, в котором ему спокойно и уютно живется

Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.
(Н.Рубцов)

Перед героем Рубцова распахнут весь этот  снежный, уютный, прекрасный мир, он радуется, ощущая себя его частью. Игорю Цареву зимний лютый холод враждебен, только любимая, ждущая его в занесенной снегом избе,  могла бы как-то согреть душу и скрасить одиночество, ведь он и прежде все время говорил о домашнем уют и вечере вдвоем. Это важно для Поэта в любое время года, а зимой –необходимо для спасения.  Все, что ему остается, это пробираться сквозь холод к любимой, чтобы отогреться и  провести эту метельную ночь вместе. Вот в чем и в ком  спасение  для Мастера

Печка натоплена, скатерть расстелена,
В чарку налито вино...
Что ж ты, любимая, смотришь растерянно
В белую тьму за окно?

Только вырвавшись из  страшного холода, отогревшись у огня, герой может ощутить себя счастливым и спасенным   единственной  женщиной - берегиней. Но откуда такое  отношение к заснеженному миру? Для  этого  есть  причины:

Ночью недужною, вьюжною, волчьею,
Над безымянной рекой,
Смерть я не раз уже видел воочию,
Даже касался рукой.

Значит   в такие вот зимние ночи происходило что-то страшное, и однажды, человек, заброшенный в ледяной мир,  может не спастись, остаться навсегда глыбой льда. Да и жизнь в холоде без любви, чем она лучше смерти?  Тревогами переполнена Душа и любимой женщины..

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь...   
(Н.Рубцов)

– так спокойно и весело даже пишет примерно о том же самом Н.Рубцов, вполне спокойный и счастливый в метельную ночь, и совсем никакого утешения не исходит от нашего героя:

Я не такой уж больной и беспомощный,
Вырвусь из цепкого льда,
И объявлюсь на пороге до полночи…
Или уже никогда.

Вероятно, это страдание от холода и внешнего и внутреннего и одиночества, которое трудно было преодолеть. Оно стало таять только после встречи с любимой. Ответы могут быть только в рецензиях самого поэта:

Спасибо, Дмитрий. Самому приходилось ночевать в зимней тайге без жилья и даже палатки. Знаю, что такое ХОЛОД :)
Игорь Царев 

Мир бы прожил еще век,
Если б ночь пережить смог
(«Снег».И.Царев)

Вот отсюда отношение поэта к лютому холоду, и  лирические излияния Н. Рубцова, с которыми романс сравнивают, кажутся милой   забавой, очень светлой , почти восторженной, ведь  акценты тут расставлены совсем по-другому. Этот мотив ледяного  безмолвия в зимних стихах Игоря  повторяется снова и снова. Вот и знаменитая песня

Снег
 
С неба падает злой снег.
Ветер валит людей с ног.
Мир бы прожил еще век,
Если б ночь пережить смог.
На дороге хромой пес -
Он не помнит своих лет,
И бежит от седых ос,
Оставляя косой след.

У него в колтунах шерсть,
А в глазах пустоты высь.
Молодежь говорит: «Жесть!»
Старики говорят: «Жизнь»...
И его горловой вой,
Как последних надежд крах.
И качается дом твой,
Словно тоже познал страх.

И мешает понять мрак,
Очертив на снегу круг,
Кто сегодня кому враг,
Кто сегодня кому друг.
Под ногой ледяной тьмы
Ненадежный хрустит наст.
И остались одни мы -
Кто еще не забыл нас.

На часах без пяти шесть.
Замедляет земля бег.
Молодежь говорит: «Жесть!»
Старики говорят: «Снег»…
И дрожит на ветру свет
Занесенных ночных ламп.
И кружит по земле след
Неприкаянных трех лап.



Мы вольно или невольно пытается сравнить  Игоря Царева  с Рубцовым, уж не знаю из каких соображений. А ведь это  вариант поэмы «12» А.Блока.

 Текс узнаваем  с первых строчек, все тот же ветер, который валит людей с ног, все тот же пес, ковыляющий по  снегу на трех лапах, и в  финале на снегу видны  следы от трех лап, мир пустеет, там остаются только  очень узкий круг людей, а под ногами хрустит ледяной наст.

Зима Игоря – это, прежде всего лед, который не дает покоя и грозит смертельной опасностью. И, казалось бы, откуда тут Блоковские мотивы, ведь тогда  была мировая катастрофа, которую подробно  и честно пытался описать первый поэт эпохи ("Увижу я , как будет умирать любимая моя Отчизна"), что же твориться теперь тут? Вероятно, зима для Мастера – это личный Апокалипсис

И дрожит на ветру свет
Занесенных ночных ламп.
И кружит по земле след
Неприкаянных трех лап

Если у Блока это было крушение внешнего мира,  то в данном случае рушится мир  личный, все покрывается льдом, все время в душе живет страх, если  герой не доберется до теплого дома. 

Но от печали зимней появляется  рецепт в тот момент, когда поэт встречает единственную  любимую женщину, свою Маргариту, свою Ирину. Это о  самом главном событии в своей жизни он отметил « Я насквозь прошел Россию, чтобы встретиться с тобой». И вот теперь, когда ему удается  дойти до нее, до домашнего уюта, этот рецепт  выживания и появляется в любовной лирике

Снегами копится усталость
В тени оконного креста,
И что же нам еще осталось -
Начать все с белого листа?
И греться в нежности взаимной,
И друг у друга есть с руки,
И жить назло печали зимней,
Любя и веря вопреки.
( «Назло печали зимней)

Вот как одолевается холод, ветер, сбивающий с ног, снег, в котором копится усталость. Только это тепло - жизнь с любимой в домашнем уюте  30 ать лет и спасала его от ледяной зимы.

В.Высоцкий записал  перед уходом: «Живу, 12 лет тобой и Господом храним», берегиня и Муза рядом с Игорем была значительно дольше. Она его спасение в стужу. Вот и в «Январском ковчеге», написанном вероятно уже после встречи с любимой, мало что  изменилось во внешнем мире, но теперь все иначе в личной жизни поэта, это время гимна домашнему уюту:

Куражится метель
Все злее и проворней.
И дом наш, как Ковчег
Среди январских льдов.

- теперь, когда он все-таки добрался до своего дома, тот кажется Ковчегом – спасением в лютую стужу – и это тот дар, за все зимние страдания, которым поэт научился со временем дорожить. Доказательства тому - многочисленные стихотворения в разделе «Любовная лирика»,  и  единственный, самый верный рецепт, как избавиться от "печали зимней", -  это вечер на двоих.

Посмотрите, как изменилась тональность стихотворения, из которого изъяты печаль, уныние, безысходность, и лед теперь  играет совсем другую роль в судьбе поэта.

Вечер на двоих

День клубком пушистого волокна
Прокатился, по полу прошуршав,
Где моя любимая у окна
Для меня малиновый вяжет шарф.
Сколько лет желанная, сколько зим!
Придержу доверчивый локоток:
Не сходить ли вечером в магазин,
А потом в Сокольники на каток?
Этот мир не скучен и не покат,
Интересней выдумать не смогу:
На закате - «дутыши» напрокат,
И бокал шампанского на снегу.
Говори, любимая, говори,
Трогай душу лаковым ноготком.
Близоруко щурятся фонари,
Согревая сумерки над катком.
Рождество гирляндами на дворе -
Вся Москва в торжественных огоньках...
До чего божественно в январе
Целоваться с милою на коньках.



Здесь  он  совпадает по мажорной тональности с Николаем  Рубцовым, с его «Зимней песней».  Все изменилось  в зимнем цикле только по одной причине -  в жизни поэта появился домашний уют, созданный единственной и любимой женщиной. Как мало, и как много оказывается надо для счастья.  В  середине жизни у Игоря Царева эта встреча случилась. И зима с ее льдом и вечным холодом отступила, вечная мерзлота стала просто  катком, где можно кататься с любимой на коньках и целоваться.

 И вместе им так легко пережить зиму и дотянуться до весны, а потом жить предвкушением лета, ведь тогда оживет  лес, откуда он родом, и вся природа наполнится духами и душами, совсем по-другому  Мастер будет и жить и дышать.

Стихотворение « Январская ночь» уже наполнено верой в то, что «все пройдет», потому что есть «мы», потому что не нужно больше оставаться в стужу с холодом в душе, а  в теплом доме  рядом с любимой не страшны холода.

Дом и любовь - простой секрет счастья :)
Игорь Царев 27.07.2011 11:39

Просто я в последнее время стараюсь больше уделять времени самому ценному, что у меня есть. Семье.
Игорь Царев 27.05.2011 10:42

 ЯНВАРСКАЯ НОЧЬ
Зябкая ночь за окном бедокурит.
Нам ли равняться с заносчивым снегом?
В складках до боли заношенной шкуры
Прячем от вьюги продрогшее эго.

Много ль ума у промозглой метели?
Ветреный нрав у январской кокотки!
Скользкие шутки холодной постели…
Выпить бы водки, но кончилась водка.

Ивы уклончивы и молчаливы.
Что ж, помолчим, погрустим, понедужим.
Год, как всегда, обещал быть счастливым,
Так почему же нам хуже и хуже?

Робким крылом возвратившейся птицы,
Звуком на грани усталого слуха,
Черной, простуженной ночью нам снится
Белая ночь тополиного пуха.

Теплолюбивые дети Деметры,
Бледные узники лестничных клеток,
Мы, округляя квадратные метры,
Тешим себя предвкушением лета.

http://www.stihi.ru/2003/01/17-658


Рецензии
Люба, спасибо за такое трепетное и тщательное погружение заинтересованного читателя на этот раз в зимнюю проблематику Игоря. Даже какой-то озноб по коже. И невольная ассоциация со своим http://www.stihi.ru/2013/02/17/8163 зимнего ветра у Игоря
С дружеским одобрямсом
Валерий

Лесовик 2   18.06.2013 11:43     Заявить о нарушении
Дорогой Валерий!!!
Признаться, долго пришлось разгадывать особенности зимних мотивов, мне ближе Рубцовская "Зимняя песня" и не могла понять, откуда столько боли и страданий и светлого Игоря Царева, где царит не снег, а именно лед..
С благодарностью
Люба

Любовь Сушко   18.06.2013 12:03   Заявить о нарушении