По конк. Моим стихам. Выборка годных для номинации

http://www.stihi.ru/2013/05/17/156    –  Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2013/06/17/3928   –  Итоги конкурса

Эту статью я начну с вопроса к участникам конкурсов Ликбеза и к моим постоянным читателям, которых я хотела бы почаще видеть в числе участников всех конкурсов Фонда ВСМ. Нужно ли мне при приеме заявок предлагать вам подумать о корректировке текста до конца периода приема заявок в тех случаях, когда я заведомо вижу, что стихи судьи не номинируют из-за их технической или лексической помарки?

В некоторых конкурсах я такое практикую. Одни авторы после моего «намека» почти мгновенно сами находят неполадки и устраняют их (при подаче заявки они просто не перечитывали текст своего стихотворения!), но другие или не считают нужным этого делать или, устранив одну свою ошибку, оставляют в тексте многие другие - не видят их. Как итог, к концу приема я все равно принимаю все поданные мне заявки со всеми сделанными или не сделанными исправлениями, и в пакете по-прежнему  около 25 процентов произведений остается с ошибками, а значит - не подлежат номинации. Напоминаю: номинация – это присваивание стихотворению баллов хотя бы одним из читавших пакет судей. 

Моя мечта – сделать конкурсы Ликбеза состязанием равных возможностей на победу и одновременно способом обучения и подтягивания  начинающих участников до уровня всех остальных. Очень хочется, чтобы конкурсы стали не только средством получить еще один лауреатский диплом, но и полезной ПРАКТИКОЙ  стихосложения – зачетом освоенного материала и этапом на пути приобретения мастерства. Чтобы ни у кого из нас не было больше причин писать в качестве отклика Марине Цветаевой вот такие простодушные откровения:

Я не поэт и им я никогда и не был,
И жизнь - сплошная проза у меня.
Хотелось бы конечно быть мне смелым,
Чтоб парой слов мог оседлать коня.

Но не свалиться чуду с неба -
Мне некогда про рифму прочитать,
Стихи мне не приносит ветром,
Их сам всегда я должен сочинять.

Мне строки часто в голову приходят,
Я в очередь за ними не прошусь,
Но если слов не записал, они уходят,
На память я свою уже сержусь.

Вот так я и пишу – всегда в сомнении,
Пишу лишь для себя и для родных;
Не выразил никто о них мне мнения,
Не сказано мне слов хороших и дурных.

Но это, в общем-то, не важно.
Я все равно хоть иногда пишу.
И мысль свою считаю не продажной.
И мне  уже не загасить свечу.

«Гасить свечу» начинающих авторов мне совсем не хочется, более того, я всячески их уговариваю: дорогие мои, читайте, учитесь и изменяйтесь: ничего хитрого в правильной рифмовке текста нет, она доступна КАЖДОМУ. Правильная рифмовка и  чистый ритм - это, конечно же, еще не поэзия, но именно с них все начинается, это тот обязательный фундамент, на котором можно выстроить все остальное.

В этом конкурсе я голосовала, поэтому охотно поделюсь своими личными впечатлениями и даже приведу тексты стихов, которые я отобрала. Текстов, пригодных для номинации, в этом конкурсном пакете было много. После первого своего прочтения 79-и принятых на конкурс стихов и первичной отбраковки:

а) всех грубых лексических ляпов (а я большой противник номинации пусть и прекрасных стихов, но содержащих ошибки употребления и согласования слов и неправильные фонетические ударения);
б) всех грубых технических ошибок (потерь рифмы, сбивки ритма, непродуманности структуры);
в) всех стихов, написанных не языком поэзии, а рифмовкой очевидных фактов, а так же стихов, технически правильных, но с полным отсутствием какого-либо внятного  содержания,

у меня осталось 32 произведения. Это - достаточно много: есть из чего выбрать лучшие! Хочу перечислить авторов (номер участника в пакете, Ник участника) этих произведений:

10 Зоя Соснина,
11 Ольга Альтовская,
12 Любовь Левитина,
13 Созерцающая Много Раз
14 Илана Арад,
16 Борис Поляков 2,
17 Анна Сабаева
19 Евгений Коротких
20 Вадим Негатуров,
23 Константин Никулин,
24 Александр Момус
25 Равиль Валеев,
26 Алексей Алексеевич Осипов
30 Татьяна Шеина,
31 Фаина Садко,
33 Наталья Шалле,
35 Анна-Мария Ситникова,
38 Станислав Фишель,
39 Аркадий Стебаков,
44 Елена Гутник,
46 Юрий Матюшко,
47 Александр Веселов,
48 Виктор Колесников6,
49 Соловей Заочник,
50 Лариса Кравц
51 Дульсинея Ейская,
52 Наталия Белоус,
59 Ольга Сафронова Таганрог,
64 Александр Сидоровнин,
70 Владимир Узланер,
71 Ирина Ихенова Тимошина,
78 Валерий Таланин

Далее мне предстояло самое трудное – выбрать из этих 32-х самые интересные: не менее 8, но и не более 12 произведений, которым по Правилам Конкурса я могу  присвоить какое-то количество очков – НОМИНИРОВАТЬ их. Этот этап всегда  субъективен: каждый из судей отбирает номинантов по своему вкусу. Плохо только одно - когда случайно судьи отбирают стихи с ошибками, но… все мы люди, и, к сожалению, иногда бываем недостаточно внимательны. Большой беды в этом нет: сумма очков, полученная от  всех голосовавших, все равно более или менее объективно расставит участников по своим местам.

Эти места всех номинированных участников (с расписанной суммой полученных ими  очками) вы можете посмотреть в таблице итогового Протокола а я, как и обещала, приведу вам тексты стихов своей личной выборки.

39 Аркадий Стебаков

В городе Лейден, на серой стене
несколько строчек на русском –
это могло бы присниться во сне
где-то в счастливой Тарусе…

Всюду чужая, везде «не своя» -
в Праге, Париже, Берлине …
Всюду отвергнута песнь соловья
русского в царстве павлиньем.

Жар позолоты и блеск мишуры -
жалкий предел куплетистов.
Им не понять, сорок жизней прожив,
звуков пронзительно чистых,

коими только и жив человек
тонкий, душевно ранимый -
долго гордиться Серебряный век
будет тобою, Марина.

Что же стенать, ведь известен ответ –
без исключений, поверьте! -
Русский поэт, не придворный поэт
ценится лишь после смерти.

Одно из немногих стихотворений, написанных специально к конкурсу - как отклик стихам Марины Цветаевой. Большинство авторов предлагали стихи, пусть и прекрасные, но никакого отношения к диалогу с Мариной не имеющие. Понравилась цельность содержания: автор четко выражает свою мысль, причем поэтическими средствами, ни одного случайного, притянутого за уши образа или слова. Много очень удачных строчек: «Всюду отвергнута песнь соловья русского в царстве павлиньем», «Жар позолоты и блеск мишуры - жалкий предел куплетистов». «Всюду чужая, везде «не своя» - в Праге, Париже, Берлине…» - словом, всё здесь для Марины и о Марине – спасибо за это автору!

30 Татьяна Шеина

Ощупью торя тропу к стихам,
Девочка, влюблённый человечек
Позволяет мыслям-пастухам
Чувства – гурт испуганных овечек –

Стричь и гнать по пастбищу-листку…
В клетки шерсть причудливо ложится.
Может быть, прочтёт её тоску
Полубог в потёртых рваных джинсах?

Девочка не метит в мастера,
Постигая сложное искусство:
Нет ещё ни лёгкости пера,
Ни игры словами… Только чувства.

Карандаш вздыхает и скрипит,
Грифель стёрся – новый нужен срочно!
Девочка словами лист кропит,
Душу препарируя построчно.

Душно, плохо, кровь шумит в ушах.
Стих, как пот, стекает струйкой тонкой…
Это первый, робкий, трудный шаг
В лебеди – из гадкого утёнка.

Пусть сюжет нехитрый и кривой,
Сбои, штампы… Так ли важно это?
…Муза машет левым рукавом,
Превращая девочку в поэта.

Прекрасные стихи, которые удивительно перекликаются с образом Марины, написавшей свои «Моим стихам, написанным так рано…» примерно в таком же возрасте «гадкого утенка». Понравилась концовка: «…Муза машет левым рукавом, превращая девочку в поэта». Понравилось и то, что здесь нет случайных заполнений строк, все образы осмысленны, работают на тему, не раздражают ни вычурностью, ни искусственностью, ни избыточным количеством (не всунуты для украшения).  Понравился фрагмент: «Позволяет мыслям-пастухам чувства – гурт испуганных овечек –стричь и гнать по пастбищу-листку…»

59 Ольга Сафронова Таганрог

«…Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд…» М.И.Цветаева
               
Марина, птица без гнезда…
И жизнь и смерть – в едином вздохе!
А нам – остались навсегда
Твои стихи, как вскрик эпохи.

Настал ли им черёд? Увы…
Не станут в очередь смиренно!
Ох, не сносить им головы,
Как и тебе, о Лев мой пленный…

Не любят визга площадей!
Как не любила ты, Марина.
Живут себе среди людей
Свободной стаей лебединой!

Еще одни стихи, где Марина узнаваема, несмотря на небольшой объем произведения. Прекрасные штрихи – приметы  Цветаевой: «птица без гнезда», «стихи, как вскрик эпохи», «не станут в очередь смиренно», «не любят визга площадей, как не любила ты, Марина…» - Отлично!

70 Владимир Узланер

Ты пишешь мне, что слог мой устарел,
Чтоб я читал кого поэлитарней,
Что я завяз комариком янтарным
В отплакавших свечах и хрустале.

А я ныряю в позапрошлый век,
Злодеи вызывают там усмешку,
Влюблённые целуются поспешно,
И у меня... бушует в голове.

Ты говоришь, что я отстал от тем,
Твердишь, чтоб я забыл о девяностых -
Корявых, судьбоносных, кровеносных,
Что я во всё вчерашнее одет.

А я ещё пока не отстрадал,
Не отплевался за родной, двадцатый -
Расстрельный, геноцидовый, усатый.
Не притупились боль и острота...

Я, может, напишу и о тебе,
Мой Двадцать Первый - первый и последний!
Мой главный стих - историю болезни,
Переломившей дряблый твой хребет.

А ты, в своей примерочной гримас,
Покажешь все ухмылки и ужимки,
Перечеркнёшь поэтов, как ошибки,
И вспомнишь ли хорошее про нас?

Отличные стихи – посыл из нашей современности в прошлое – в Серебряный Век (пусть даже и не конкретно к Цветаевой). Меня подкупила  связность и цельность содержания: автор знает что хочет сказать и выражает свои мысли языком поэзии, а не просто рифмует из желания «что-нибудь написать», не зная, что получится в итоге. Много интересных находок: «Твердишь, чтоб я забыл о девяностых - корявых, судьбоносных, кровеносных, что я во всё вчерашнее одет». «А ты, в своей примерочной гримас, покажешь все ухмылки и ужимки, перечеркнёшь поэтов, как ошибки, и вспомнишь ли хорошее про нас?». Интересные рифмы: «отстрадал- острота». «о тебе- хребет», «век- голове». Профессиональная техника исполнения! Единственное, что здесь не понравилось, это «мой главный стих»: я не люблю, когда слово «стих» используют вместо более правильного  для данного контекста  «стихотворение».

47 Александр Веселов

...А я был - хаос. Слово было - Бог.
Пульс бытия скакал в припадке.
Все рушилось, неслось, валилось с ног,
Тряслось в объятьях лихорадки.

Протуберанцы, рты свои открыв,
Хлебали космос ненавистный...
Бог-слово плыло, словно рыба, в
Расставленные мной ловушки смысла.

В прищуре хитром сжался рыбий глаз,
Со смертью жизнь казалась слитой.
Рождался мир...казалось, вот сейчас
Из млечной пены выйдет Афродита...

Лилась не речь... рекой лилось вино...
Рождался первый звук... Откуда?
Я счастлив, что мне, Господи, дано
Быть хоть немного, но причастным к чуду.

Стихи скорее о рождении стихов, чем отклик Марине, но это не портит дела. Рождение стихов описано в едином образном ряду – все тропы из одного типа лексики, связаны смыслом, не случайны. Понравились и начало «а я был - хаос. Слово было – Бог», и концовка: «я счастлив, что мне, Господи, дано быть хоть немного, но причастным к чуду». Понравилась необычная и легко прочитываемая рифма «открыв – в» и понравился  образ: «Бог-слово плыло, словно рыба, в расставленные мной ловушки смысла». Интересные стихи.

23 Константин Никулин

Букв заглавных росчерк - скрипичный ключ,
Со строкой сливается в нотный стан.
И слова, как ноты, в нём ищут луч,
Разметав мелодию по листам.

Подобрав аккорды душевных струн
К разным инструментам, со сменой мест,
Дирижёрской палочкой знаки рун
Начерчу, чтоб грянул и мой оркестр.

И сметая напрочь мотив иной,
Разобью главу на обрывки строк,
Но останусь к залу всегда спиной,
Заплетая звуки души в венок.

И растаяв тенью в глухой ночи,
Завершив по сроку игру с судьбой,
Может быть услышу - она звучит!
Музыка играет сама собой.

Еще одно описание  рождения стихов, решенное уже в другом образном ряду – музыкальном. Подкупает то, что все  тропы решены в одном  ключе (скрипичный ключ, нотный стан, мелодия, струны, аккорды, оркестр, мотив, музыка…), не вклинены (ради заполнения мест) образы  из другой «картинки». Почему я обращаю на это внимание? Да потому,  что сплошь и рядом в стихи засовывается такое разнообразие не стыкующихся друг с другом и с содержанием стихов тропов, что голова кругом…
Понравился и красивый ритм стихов: чистый логаэд с чередованием стоп анапеста и ямба:
001 01 001 01
001 01 001 01
001 01 001 01
001 01 001 01

16 Поляков Борис 2

Неси  меня,  моя  строка!
А  вот  куда – и сам  не знаю,
когда  тебя  я  начинаю,
как  дочку  нянчу  на  руках…

Неси  меня  волной  греха,
безудержного  нетерпенья
на  пьяный  праздник  откровенья,
на  пир  летящего  стиха.

Волной  стыда  неси  меня,
прихлынув  утром  к  изголовью, –
в  обход  тщеты  и  суесловья,
и  ангелов,  и  воронья.

И  выплесни  волной  любви,
отмыв  от  похотливой  славы,
на  суд  людской,  святой  и  правый...

...И  тем  спаси  и  погуби.

Классика 4-х стопного ямба, как желанный привет из Золотого века возвышенной пушкинской поэзии. Красивый поэтический слог, единый стиль письма. Точность образов и ничего лишнего, что бы мешало, раздражало. Прекрасные находки: «когда  тебя я начинаю, как дочку нянчу на руках», «прихлынув  утром к изголовью, – в  обход тщеты и суесловья, и ангелов, и воронья». Умная концовка: «отмыв от  похотливой славы, на суд людской, святой и правый... ...И тем спаси и погуби». Прекрасные стихи.

13 Созерцающая Много Раз

Ах, эти мутные рифмы,
mon ami, как в океанах рифы,
как кораллы колкие, ангины гланды,
как кондоры или грифы
парят бесами над Атакамой или Андами,
падалью и падают.
В землю бросаем сухие значения-гранулы;
красными кровоточим под пластырем ранами.

Неумением быть бессловесными и бестелесными
оправдывать свои мысли, от критиканов завистливых
чужой чистоте девственной  знания истин.
Стихосложений  медленных, тихих
как бараны с кудрями на выпасе жизни. Я их

Взращиваю на  сочных лугах своего подсознания
и у этих зверей есть свои имена и названия:
белый- смысл, восемь черных- рифмованные окончания.            (?)

Выкармливаю свежей травой,  нагуливаю им бока,
чтобы  жертва была принята с возгласом: «Ах, какова
поэтесса, достаточно нестандартная…».                (?)

Становится грустно от заблуждений
моих и чужих, без пространства, без времени
смешная возня у подошв пирамиды,
свод общих правил с вершины не виден.
Идеи сливаются в точке Омега,
рифмую сдуру Парнас и нега.

Эти стихи заинтересовали меня более всех других и, если бы не  две слабые рифмы, я бы даже дала им десятку – за нестандартность!  Написаны стихи  «вольным стихом». Напомню, что это такое: есть ритм, есть рифмы, но нет четких строф, число стоп в строках произвольное. Самое грустное, что автор, видимо, писал на слух, не особо задумываясь над формой. Слух его не подвел (почти не подвел), потому что метр стихотворения везде один – амфибрахий, но число стоп в строках разное – случайное.  И это – здорово, если бы текст еще был правильно записан.

В метрической записи строка – это часть текста до концевой рифмы. Одиночных, зависших, ни с чем не срифмованных концов строки у автора нет, хотя есть два ОЧЕНЬ ПЛОХО СРИФМОВАННЫХ слова (именно они не дали мне возможность дать большее количество очков): «подсознания-названия-ОКОНЧАНИЯ» (последнее слово не вписалось в рифму) и «бока-какова–НЕСТАНДАРТНАЯ» (последнее слово  не вписалось в звучание первых двух).

Бесконечно жаль, что автор не удосужился при подаче заявки правильно ЗАПИСАТЬ это стихотворение: не расписал все его строки до концевых рифм (то, что вы видите здесь, в статье, – это мой вариант записи, а не авторский!!), отчего судьи просто не разглядели необычную структуру, не расслышали ее звучания и побоялись включить стихи в свою выборку номинантов. Поэтому

СОВЕТ НА БУДУЩЕЕ для всех участников конкурсов:

При подаче заявки ЗАПИШИТЕ ВСЕ СТРОКИ КОНКУРСНЫХ СТИХОВ ТАК, ЧТОБЫ КОНЕЦ СТРОКИ ПРИХОДИЛСЯ НА СЛОВО, КОТОРОЕ У ВАС С ЧЕМ-ТО СРИФМОВАНО. Это сделает структуру ваших стихов наглядной, что поможет и вам (исправить ваши возможные ошибки!), и судьям (они заметят структуру и оценят ваш труд по достоинству!).

31 Фаина Садко

Читаю старые стихи
И правлю, правлю красной ручкой.
Какой же, право, недоучкой
Была я в юности. Строки
Без исправленья не осталось.
А мне-то, глупенькой, казалось,
Что так бездонно глубоки
Мои неслыханные рифмы.
Я вычисляла логарифмы.
А думала – пишу стихи.

Обрывки древних аксиом
И новых формул построенье,
Куда отбрасывала тень я
Избитых истин. Мой бином,
Двуликий Янус результатов
Смущал спокойствие. Запрятав
Излишки логики, с трудом
Я пробивалась на просторы
Любви и нежности, которых
Мне так захочется потом…

Но всё же, всё же неспроста
Я рифмовала без оглядки,
Кусая мудрости за пятки
Зубами юности. С листа
Читая книгу откровений
В раю неведенья и лени.

Моя святая пустота
Ещё наполнится без меры
Плодами знания и веры,
Что жизнь, в итоге, так… проста.
Читаю старые стихи…

Это стихи, которые автор написал о себе (без всякой связи с Цветаевой, с конкурсным заданием написать отклик). Такие стихи составляли большинство в пакете. Стихи - эпистола, стихи - рассказ, выполненный разговорным языком, а не красивым поэтическим слогом. В стихотворении, что абсолютно нормально для эпистолы, автор часто использует переносы (конец предложения оказывается внутри строфы или даже переходит в следующую строфу). То есть, жанр, отличный от того, которым «пишет нам» Марина. В этом – некоторый минус стихов. Но они мне понравились: их интересно читать, есть прекрасные фразы-находки: «Строки без исправленья не осталось. А мне-то, глупенькой, казалось, что так бездонно глубоки», «Я пробивалась на просторы любви и нежности, которых мне так захочется потом…», «С листа читая книгу откровений в  раю неведенья и лени…». И, наконец, замечательная концовка: «Плодами знания и веры, что жизнь, в итоге, так… проста».

46 Юрий Матюшко

Стихи мои пробуют вырваться в свет.
В мозгу им становится тесно.
Стучатся и бьются, но выхода нет,
и будет ли он – неизвестно.

Им рано в глубины до самого дна.
Им рано летать, словно птицам –
пространство души и пространство ума
сначала должны совместиться.

Тот же случай, что и предыдущий: на лирическое послание Марины автор отвечает совсем другим жанром – кратким изречением в рифму. Непоэтичная фраза «В мозгу им становится тесно», никак не стыкуется с лирическим языком стихотворения Марины. Тем не менее, написано хорошо. Мне понравилась концовка-вывод: «пространство души и пространство ума сначала должны совместиться». Очень мужские стихи.

33 Наталья Шалле

Моя поэзия…
Она на лист ложится
душистой фрезией,
лужаек пёстрым ситцем,
неярким клевером, анютиною глазкой,
весны кипень-сиреневою сказкой,
шифоном алых маков, пассифлорой,
летящим одуванчиковым флёром,
лиловых незабудок чудо-шалью,
черёмухи ажурною вуалью,
венком ромашек, синью васильковой
и ароматным пиршеством левкоев!

Моя поэзия…
Души живой исток!

А эти стихи, наоборот, типично женские. Понравилось оригинальность выбранного автором образного ряда (единого – что замечательно!): рождение стихов описано через качества цветов – их разнообразие, красоту, аромат: «строкой и словом грезится любой цветок».

48 Виктор Колесников 6

  Не дал мне Бог владеть резцом,
  И кистью не дал тоже,
  Я жизнь не прожил мудрецом,
  всё видя, всё итожа.
               
  Всё то, что Бог в начальный срок
  Своим дыханьем создал,
  Я воссоздал бы (тоже бог!),
  когда б я был художник.
               
  Я пережил бы тот восторг
  И дивное волненье,
  Я б слёзы с краской стёр со щёк,
  Сказав: "Сегодня - гений!"
               
  Но не художник, нет, увы!
  Мне б только на коленях
  Стоять под шорохом листвы,
  Как в первый день творенья.

Еще один интересный способ описания процесса творчества: поэт, художник - это бог, потому что он творит мир, вернее, он страстно желает это делать и находится в вечной муке, что не достигает цели... Прекрасное заключение: «Но не художник, нет, увы! Мне б только на коленях стоять под шорохом листвы, как в первый день творенья».

49 Соловей Заочник

Эти стихи я не номинировала только потому, что имею право отметить не более 12 участников, к тому же, они не безупречны с точки зрения рифм, тем не менее, я хотела бы обратить на них ваше внимание:

Молчать... Увязнуть в тривиальности?  -
уж лучше в рот набрать воды.
Косноязычье гладкой галькою
лечить, чтоб чистые следы
остались росами на листьях  -
не вилами на голубом...
Дождём пролиться, повториться
размытым в озере штрихом...

Из строчек чтоб не выжать слова
сырого, серого подчас,
и блюдом пресным, не готовым  -
не угостить друзей... а глаз
чтоб слыл всегда на диво зрячим,
лишённым ненавистных шор,
и не халтурить, как подрядчик, 
оставив в закоулках сор...

Просеять сквозь неверий сито
всю жизнь свою... душой не лгу...
...О сокровенном неизбито -
смогу?!

Мне понравились здесь и звучание стихов, и их поэтический язык, и интересный обрыв в концовке. Но, к сожалению, слишком много потерянных рифм: «тривиальности- галькою», «листьях-повториться». Не совсем поняла и туманную незаконченность фразы «не вилами на голубом…»

Жаль, что автор не проверил текст и не воспользовался возможностью данного конкурса, «подшлифовать» стихи  во время приема заявок. После небольшой правки стихи могли бы быть оценены гораздо выше.

А теперь посмотрите на итоговую таблицу распределения мест в Протоколе (http://www.stihi.ru/2013/06/17/3928).

Как видите, коллективное мнение расставило места участников несколько иначе, чем я. И это – правильно. Потому что в данной статье – всего лишь мои частные впечатления, и не более того.

С уважением, Алкора, 17.06.13.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.