Дорога к храму

«Дорога к храму – это путь к обновлению, нравственному очищению». Дорога к храму, которая проходит в душе поэта Александра Константиновича Силаева, вымощена его проникновенными стихотворениями, на которых блестят, как после проливного дождя, чистые капли цитат. Отдельные строки так и хочется выучить наизусть и цитировать при удобном случае…  Стихотворения впитали в себя всю боль, страдания и правду от пережитых трагических событий  Новейшей истории России и Абхазии.
               
                Мои руки, воздеты к Богу.
                Мои губы – навстречу к милой.
                Мои ноги – идут на подмогу:
                Кому трудно сейчас и тоскливо.

                На земле моей больше и больше,
                Обездоленных и несчастных.
                Не делю на плохих и хороших,
                Не делю на белых и красных…

Счастливое детство и юность поэта прошли в городе Гагра, в семье военнослужащего. Сказочная природа, которая окружала Александра, помогла раскрыть его многогранные творческие способности. Он поступает учиться в Московский технологический институт лёгкой промышленности по специальности дизайнер одежды.
                Море вечером сказочно-радужное.
                Осторожно ты входишь в волну.
                Я твоё движение каждое,
                Хоть на миг в лунный свет оберну…

Впереди было светлое будущее, но «судьбу – не объедешь, не обойдёшь». По вине одного подонка, двадцатилетний Саша на долгие годы становится инвалидом. Он не стал заложником обстоятельств… Не такой он человек, чтобы сдаваться.
«Для внимательного взора судьба – это только развитее характера», – говорил Астольф де Кюстин.

                Когда пункции обессиливали,
                И я в боли искал виноватых,
                Приходили друзья с апельсинами,
                Неуклюжие в белых халатах.

Пять лет борьбы за возможность ходить самостоятельно, привели к победе над болезнью. Путь к храму – это путь к здоровью.

                Пять этих лет,  как на войне
                Как-будто я прошёл огонь сражений
                И вот вернулся, я опять в Москве,
                А в телефонной трубке отчужденье…

На удивление своим товарищам и преподавателям, через девять лет после трагедии, Александр оканчивает институт и приступает к работе по специальности в родном городе. На производстве он заслужил уважение коллег по работе.  Это помогло ему стать председателем профсоюзного комитета. Мог ли он подумать тогда, что его ждут новые испытания.
               
                Мы тогда в "девяностых", не знали…
                Да кому это ставить в вину?–
                Что не город свой потеряли,
                Мы тогда потеряли страну.

                Век кончался в своей ненормальности.
                Вроде всем нам хватало хлеба.
                Но ведь нет национальности
                У  очага,  воды и неба!

«Первой жертвой войны становится правда»,– писал Джонсон Хайрам. Война в Абхазии перевернула всё с «ног на голову». Политические амбиции многих руководителей привели к развалу Советского Союза  и к горю миллионов простых людей.


                Что вокруг творится, Боже праведный?
                Или одурманены все маком!
                Это ж внуки тех, кто в нашей памяти…
                Тех, кто знамя поднял над Рейхстагом.

Потеряв близких людей… Чудом, оставшись в живых, Александр становится беженцем и переезжает из города Гагры в город Сочи.
.
                Из рая, вдруг место адово,
                Сейчас превращён город наш.
                Пули над автострадою
                Дырявят людей и багаж.

         Александр Силаев, родившись и прожив всю жизнь в Абхазии,  не сможет получить гражданство на своей родине…

                Развал страны нам обошелся дорого –
                домами и границами горящими.
                Потом, из уст услышим политологов,
                что мы теперь здесь русскоговорящие.
                Наслушались чиновничьего лепета:
                “Кавказ во все века был огнедышащий…”

                Служивший и погибший в горах Лермонтов
                для них, наверно, просто  русско-пишущий.

         Дорога к храму – это патриотизм и поддержание традиций. Вспоминая атамана Громова, Александр пишет: 

                …Атамана голос лихой:

                «На молитву – шапки долой!»
                Казаки держат праздничный строй.
                И за всех и за всё нам молиться.
                В бронзе матушка императрица…
               
Дорога к храму – это дорога к людям, которые ждут помощи… Они устали от одиночества, и хотят жить полноценной активной жизнью. В настоящее время Силаев является председателем Сочинской спортивной федерации инвалидов. Учится в Сочинском государственном университете на факультете физической культуры и спорта. Работает тренером нового вида игры – шефельборд.

                А в спорте как в жизни,
                начав с нуля, преодолев все рвы,
                все же не сложится с буквы “я”
                великое слово “Мы”!
                Не принижаю, чей-то успех.
                Гимн в честь кого-то вдруг,
                но сколько эмоций в победе тех,
                где правит командный дух!

«Дорога к храму – ключевая проблема русской духовной мысли. Осознание ее сложности, невозможности решения раз и навсегда придало ей статус вечной темы русской философии и искусства. Ей посвящены многочисленные живописные полотна, поэтические страницы, автобиографические свидетельства».

                А ещё нам Священной книгой завещано:
                милосердными быть  в решении строгом –
                к старцу, к слабому, просто к женщине…
                Может легче стоять будет  перед Богом?

 Дорога к храму, дорога домой, дорога в себя...  Прежде всего, ее и ищем. Нам и только нам, людям дано слово... А с ним и сила, которая разрушает грех и несправедливость. 

                В легкую можно отнять у безногого,
                можно на подпись не то дать слепому.
                Но господа побойтесь же Бога,
                если не можете жить по другому.

Молясь в монастыре, в Солох-ауле, в душе у Александра идёт внутренняя борьба, в которой побеждает добро, красота и истина.

                Крестовая Пустынь,  Крестовая Пустынь.
                Дождями омыта, и снег скоро хрустнет…
                Приду и зажгу монастырскую свечку.
                А сердце дает за осечкой, осечку…
                В душе, как и в доме давно не порядок.
                Креститься и то не умею, а надо б…

Дорога в храм – это, прежде всего, дорога к Богу и Православной вере. «Если Бог вездесущ, любая дорога должна вести к Нему», – писал Станислав Ежи Лец.
Своим искромётным творчеством Александр Силаев изменил к лучшему не только себя, своих детей, друзей, но и людей, которые прочитали его стихотворения.

                С утра был дождик, но светло
                и в доме куличами пахло.
                Не будет птица вить гнездо…
                Христово Воскресенье – Пасха!

                Мне этот день, из детских снов,
                рассказов бабушки явиться…
                Пасхальный звон колоколов
                и просветление на лицах.

«Православная вера – фундамент русской культуры, основанной на нравственных законах, данных нам Вседержителем».   Главное не форма, а содержание произведений. Автор идет по правильному пути. До сих пор заставляет задуматься над смыслом жизни выражение, которое широко распространилось после выхода в 1984 году фильма «Покаяние»: «Зачем эта дорога, если она не ведёт к храму?»


Рецензии
С перестройкой стало модно
В джипах к церкви подъезжать,
И балдея принародно
Нищим мелочь накидать...

Что упало - то пропало,
Поднимать лишь наш резон,
Нищим - милости же мало
В день суровый похорон...
С улыбкой.

Александр Нелединский   08.07.2013 17:18     Заявить о нарушении
Если у священника джип - значит он хорошо работает и кому-то приносит пользу...

Андрей Тесленко 2   09.07.2013 19:37   Заявить о нарушении