А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 17-18

                Глава 18. Четвертый Космический Принцип.

                «В метафизике и оккультной философии
                Воля есть то, что руководит проявленными
                вселенными в вечности. Воля есть единый и
                единственный принцип абстрактного вечного
                Движения, или его одушевляющая сущность».
                (Е.П. Блаватская, Теософский словарь,с.113)

      В эзотерической литературе с этим Принципом связывают понятие БЕСКОНЕЧНАЯ или ЕДИНАЯ ЭНЕРГИЯ или, иначе говоря, ПРЕ-КОСМИЧЕСКАЯ ВОЛЯ или ЭНЕРГИЯ.
Этот Принцип можно рассматривать как первое выявление Высшей Триадой (Изначальной Троицей) нового Принципа. Выявлением Второго и Третьего Космических Принципов завершается первый виток спирали Эволюции, когда формирование основы (Корня) духовного (Разума) и материального (Корень-Субстанция) он завершается. С выявлением Четвертого Космического Принципа начинается очередной виток Эволюции - формирование очередного духовного начала - Воли, за которым, как завершение витка - проявление Пятого Космического Принципа  - следует выявление Единого Элемента. (При этом необходимо помнить, что все эти витки составляют этапы (подэтапы) одного единого витка выявления Космических Принципов.)
Это можно представить схематично следующим образом:
а)   
                2            где:  1,2,3,4 - Космические Принципы
   1                - связи
                3                4    - Свет

б)
                1   Космический Принцип   
                4                -   «   -
                3                -   «   -   
                2                -   «   -
в)
                где:  1 - Высшая Триада (1-3)
                1                2                2 - 4-й Космический Принцип


Рисунок 14.
Само название Четвертого Космического Принципа дает нам несколько характеристик одновременно:
Единая Энергия - подчеркивает единство Внешней, Потенциальной и Кинетической  энергий; указывает на энергетическую природу Принципов.
Воля1)   - подчеркивает отнесение к духовной сфере;
Применительно к Четвертому Космическому Принципу, можно сказать, что Воля - выявление деятельности Высшего Космического Сознания, каковым является Высшая Космическая Триада, а также подготовкой для дальнейшего выявления последующих Космических Принципов. Это нельзя рассматривать как акт, именуемый творчеством, поскольку такого творчества еще нет, если мы исходим по системе отсчета от Первого Космического Принципа. (Но он может быть признан таковым, если отсчет вести от уровня, более изначального, который мы признали в качестве Абсолюта для данной модели исследования.) Высшее Космическое Сознание выявляет носитель духовной основы для формирования последующего витка существования пока еще непроявленной Вселенной. Это своеобразное усилие (Сила), которое, будучи приложенное к последующему Принципу, имеющему материальную характеристику, образуют условия для формирования основ будущей Вселенной.
       Иначе говоря, этот процесс можно представить следующим образом:
Высшая Триада (Высшее Космическое Сознание) (1) посредством Воли (Четвертого Космического Принципа) и Единого Элемента (Пятого Космического Принципа) (2) формируют основу будущей Вселенной  - Пре-Космическая Жизнь, Превышняя Душа, Великое Дыхание (Шестой Космический Принцип) и Единый (Вечный) Атом, Атом Атомов, Сумма Всего, Лайя-Центр, Центральная Точка, что соответствует понятию Пре-Космический Прообраз Вселенной (Седьмой Космический Принцип)(3).

                где: 1 - 1-3 Космические Принципы;
        1         2        3             2 - 4,5 Космические Принципы;
                3 - 6,7 Космические Принципы.
Рисунок 15.
Математически это можно выразить следующим образом: 3 + 2 + 2 = 7.
«Причина отлична и не тождественная тому, что служит ей при порождении.
Все возникающее и все то, из чего что-либо возникает, СОСТАВЛЯЮТ ТРИ РОДА. То же, что созидает все эти вещи, мы назовем четвертым, причиной, так как стало ясно, что это ЧЕТВЕРТОЕ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ОТЛИЧНО ОТ ТЕХ ТРЕХ.
ПЕРВЫЙ Я НАЗЫВАЮ БЕСПРЕДЕЛЬНЫМ, ВТОРОЙ - ПРЕДЕЛОМ, ТРЕТИЙ - СУЩНОСТЬЮ, смешанной с возникающим из этих двух. Если я НАЗОВУ ЧЕТВЕРТЫМ РОДОМ ПРИЧИНУ СМЕШЕНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ, Я НЕ ОШИБУСЬ».(12,с.26)
Это вполне применимо не только к общей схеме ранее рассмотренных Космических Принципов, но и относительно энергетической их характеристик.
Такое понимание позволит в дальнейшем более полно оценить тройное преобразование энергий, о чем мы будем говорить при анализе последних Космических Принципов.
Если с духовной характеристикой Четвертого Космического Принципа согласиться не сложно, то энергетическая характеристика может, порой, вызвать споры.
Мы уже говорили, что в Высшей Триаде общая характеристика энергии будет определяться соотношением Внутренней, Потенциальной и Кинетической энергий, и особенно последними - Потенциальной и Кинетической. Но на уровне проявления Триады само существование Внутренней, Потенциальной и Кинетической энергий еще не связано с изменением этих значений, выявляемых на уровне Четвертого Космического Принципа, как «духовного» этапа они лишь формируются, но еще находятся в латентном (потенциальном, скрытом) состоянии, еще не выявляются. Изменения происходят уже позднее, при выявлении последующих Принципов, а, начиная с  Пятого Космического Принципа, как своеобразного «материального» этапа, формируется то, что можно понимать как «Душу» Космоса. На этапе же выявления Четвертого космического Принципа происходит установление так называемых или условных «границ», «значений» Внутренней, Потенциальной и Кинетической энергий.
Это можно отобразить с помощью следующих схем:
                где: 1,2,3,4 - Космические Принципы,
а)                1                при этом: - 1,2,3 - В,П,К;
            4          2     3                - 4      -  ВПК


б)                (Тай-ци)

                2
                4 (1)
3

                1(4)  Рисунок16.

Более удачным можно было бы признать схему а), но только в смысле характеристики Единой Энергии, объединяющей в себе Внутреннюю, Потенциальную и Кинетическую энергии. (Кстати, не случайно именно этот символ использован в «Агни-Йоге», о чем не трудно догадаться, а, следовательно, и по достоинству оценить глубину изложенных в ней Знаний).
Для дальнейшего понимания сути Принципов удобнее использовать схему б), представляющую собой начальный вид китайского символа Великого проначала - Тай-ци (соединение + и -; или инь и ян). (Окончательный вид ( рисунок 18) этот символ приобретет лишь на Седьмом Космическом Принципе. Здесь же еще не идет речь о + и -, т.к. эти понятия появятся только на уровне Вселенских Принципов.)
Схему б) можно рассматривать в двух аспектах:
1. Как объединение в Первом Космическом Принципе (1 или В)  двух последующих Принципов (2 и 3 или П и К), разделенных «границей» Четвертого Космического Принципа - это показывает их единство и главенство Первого Космического Принципа.
2. Как Единую Энергию (Четвертый Космический Принцип или 4), представляющую собой единство трех предыдущих Принципов (1,2,3) или энергий (В, П, К), то есть их триединство. Линия раздела Потенциальной и Кинетической энергии - это Внутренняя энергия, как их источник и основа (1). Внутренняя энергия (В) - невыразима, неописуема и символизирует собой условную «границу» между Потенциальной и Кинетической, как своих проявлений. Отсюда можно понять последовательность символов:

              ;   •   ;           ; ... 


         В        ВП       ВПК                ВПК
Рисунок17.
Схема б) рисунке16, не смотря на свое плоскостное изображение, позволяет также увидеть, как происходит процесс изменение Потенциальной и Кинетической энергий при их «увеличении» или «уменьшении». «Спускаясь» вниз по линии 1(4) можно отметить, что увеличение значения Потенциальной энергии приводит к уменьшению значения Кинетической энергии и наоборот.
Но здесь обнаруживается следующее:
                01
              0К2                0 П2
                I
                (+) - увеличение
     К                П  II
                III
                (-) - уменьшение
   0 К3                0П3

                04
Рисунок18
Отмеченная выше закономерность  выявляется только в области II, тогда как в областях  I и III изменение Потенциальной и Кинетической энергий происходят одновременно и в обратном направлении: увеличивается одна, но уменьшается другая.
Начиная от точки 01, идет одновременное увеличение значения Потенциальной и Кинетической энергий до точек 0К2, а с этой точки и до точки 0п3 происходит изменение энергий в противоположном направлении, а с точки 0п3 и до точки 04 вновь происходит одновременное, но уже уменьшение энергий. Этот процесс можно рассматривать во многих аспектах. Например: I это проявление Принципов, а III - «сворачивание» или «вбирание» Принципов. Область II - существование проявленных Принципов. Можно говорить и о том, что точки 0к2 и 0п3 - это определенные «пределы» возможности изменения значений Потенциальной и Кинетической энергий одновременно: Потенциальная не может быть больше значения равному 0к2, а Кинетическая больше значения 0п3.
(Точки 0П2 и 0К3 имеют аналогичное значение для потенциальной и кинетической энергии, но для обратной стороны (в пространственном восприятия) символа Тай-ци.)
Приведенную выше схему можно рассматривать еще и иначе:
- из Абсолюта (Первого Космического Принципа) выявляется Второй и Третий Космические принципы, что завершает первый виток спирали Эволюции;
- затем формируется область «границы» «между» Потенциальной и Кинетической энергиями, чем завершается выявление Четвертого и Пятого Космических Принципов; - в точках 0п2 и 0К3 выявляются Шестой и Седьмой Космические Принципы, создавая в итоге (Единый Атом, Атом Атомов, ...) завершенный символ Тай-ци, как соединение + и -, что является Непроявленным Космическим Магнитом, под воздействием или при выявлении которого будет происходить уже проявление семи Вселенских Принципов и проявляться сама Вселенная. (Напомним, что окончательный такой вид символ Тай-ци приобретет лишь после выявления Седьмого Космического Принципа. Но об этом мы поговорим чуть позже).
Принцип трех областей (I,II,III) будет повторен и при описании Планов Бытия, цикла Манвантары и других схем.
 
а)                1
             10              2
            9                3
             8                4   
                7             5          
                6

б)   
    I     II         III                IV                V         VI      VII   

 
0

               
               
    1 2   3  4      5    6            7             8              9  10      11  12  13 14
Рисунок19.

Возвращаясь к окончательной схеме Четвертого Космического Принципа ее можно изобразить наиболее точно следующим образом, позволяющим понять ее суть:

                2      
     1                П
    4                П1               П1                4
                3
                К

Рисунок20.
На этом этапе идет формирование новой духовной основы - Пре-Космической Воли. (Если Разум мы обозначали ранее через Потенциальную энергию (П), то Волю обозначим через П1, чем подчеркиваем их общность и различие по уровням выявления).
«Как и все остальное, Воля семерична в своих ступенях проявления. Эманируя из единой, вечной, абстрактной и находящейся в полном покое Воля (Атма в Лайя), она становится Буддхи в своем состоянии Алайя, спускается ниже как Махат (манас) и нисходит  по лестнице ступеней, пока божественный Эрос, в своем низшем, животном проявлении, не становится эротическим желанием. Воля, как вечный принцип, не есть ни дух, ни субстанция, но вечная мыслеоснова».(11,с.113)
Предшествующее выявление Разума (П) и Корня-Материи (К), то есть Идеи и Материи (Материала) создает условия для следующего этапа - формирование Воли, как внутреннего желания, устремление для творчества. Но она может быть выявлена через носитель («исполнителя») творения - Единый Элемент (Пятый Космический Принцип), который через Дыхание (Движение, Действие), Жизнь, представляющую собой Шестой Космический Принцип, создает Сумму Всего, Прообраз Вселенной - Седьмой Космический Принцип, выявление и проявление которого будет осуществляться через семь Вселенских Принципов. (Хотелось бы обратить внимание на то, что только на этапе Седьмого Космического Принципа впервые можно и используется характеристика Сумма Всего, что было недопустимо для Абсолюта и последующих Принципов).
Пре-Космическая Воля разумна (от Разума) и реальна (от Корня-Материи), что придает последующим выявлениям Принципов волевое, духовное, разумное и реальное начало.
Соединив энергетическую и духовную характеристику Четвертого Космического Принципа, мы более глубже и полнее можем понимать акт Творения, как разумный, а не случайный.
Современная наука готова признать акт Творения как взаимодействие полярных начал (+ и -), но не согласна с разумностью самого творения. Но именно Второй Космический Принцип и его новый уровень выявления в Четвертом Космическом Принципе дает Творению Разумный и Волевой характер. В Мире ничего не происходит «случайно» или «чисто механически», все имеет разумное, волевое начало, как бы механистически оно не воспринималось. Именно волевое начало лежит в основе всякого творчества и делает возможным многое ранее невозможное. Через Волю человек, например, формирует у себя психическую энергию (одно из проявлений Потенциальной энергии), которая позволяет (через Кинетическую энергию) творить.
Не случайно, используя соответствие цвета различным энергетическим центрам человека (чакрам), можно заметить следующее соответствие: 1 - фиолетовый, 2 - синий, 3 - голубой, 4 - зеленый (Творчество),....
Обычно принято считать Волю продуктом Сознания. И в данном случае мы вполне можем говорить о Воле, как продукт Высшего Абсолютного Сознания, поскольку выявление сначала Второго Космического Принципа (Разума, Духа), а затем Третьего Космического Принципа (Корень-Материи) образуют вышеуказанное Сознание. (Подробнее о структуре сознания мы будем говорить в дальнейшем.) Но это Сознание не следует отождествлять с сознанием живых существ проявленного плана. Здесь может идти речь о Сознании Первого Космического Принципа, то есть изначального выявления Абсолюта. (До начала выявления Первого Космического Принципа и Разум, и Корень-Материя, а тем более и Высшее Абсолютное Сознание, растворены в самом Абсолюте.)
Такое понимание позволяет иначе оценить известное выражение - «Все создано по Воле Бога».
«Бог, Отец и Благо»... имеют одну и ту же природу или, более точно, энергию.
Но энергия заключается в чем-то еще, как мы уже показали в трактовании остального, она охватывает явления и божественные, и человеческие, и явления эти следовало бы держать в уме, рассматривая Благо.  Энергия Бога, тем самым, является Его Волей...».(6,с.108)
Аналогичным образом можно иначе понимать известное утверждение - «Бог создал Мир Мыслью» («Махабхарата»).
Правильность последнего выражения определяется тем, что если Высшая Триада может быть рассмотрено как Высшее Сознание, то выявление Воли можно рассматривать как первую Мысль, рожденную этим Сознанием.
«Рассматривая эту метафизическую триаду, как Корень, из которого исходит все проявление, Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы. ...С другой стороны, Пре-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, которая лежит в основании всех объективных планов Природы.
Как Пре-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального Сознания, так Пре-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации.
Отсюда очевидно, что противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной. Независимо от Космической Субстанции Космическая Мысле-основа не могла бы появиться, как индивидуальное Сознание, ибо сознание развивается, как «Я есмь Я», только через проводника (упадхи) материи, то есть через этап выявления в изначальном Пре-материальном состоянии, будучи необходимым для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности. В свою очередь, отделенная от Космической Мысле-основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлеченностью и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти.
Потому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью ее Проявленного Существования. Но именно, как противоположные полюсы Субъекта и Объекта, Дух и Материя, являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется «то», что связывает Дух с Материей, Субъект с Объектом.
Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется оккультистами  Фохатом. Это есть «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции, как Законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мысле-основы».(1,т.1,с.50)
И хотя приведенная цитата относится к Четвертому Вселенскому Принципу (Фохату), все сказанное в ней полностью применимо и к Четвертому Космическому Принципу, с той лишь разницей, что  Корень-Субстанция в данном случае является Пре-Космической Корень-Субстанцией, а Космическая Мысле-основа (Фохат) является здесь в виде Пре-Космической Волей.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 16 июня 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии