Злоупотребление притяжательными
В этой главе речь пойдет о притяжательных местоимениях МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ, которые в предложении являются определениями и всяческим формам от них -МНЕ, МНОЮ, ТЕБЕ, ТОБОЮ…
Напомню, что каждая позиция строки стихотворения – это дорогостоящая «площадь проживания», которую нельзя заселять, чем попало – тем, без чего вполне можно обойтись (что и так понятно по смыслу). В стихах начинающих авторов это не так: им лень придумывать какое-то интересное слово, определяющее качество, характер предмета, о котором идет речь в стихотворении, подыскивать ему точный образ, гораздо проще заполнить строку ничего не значащими определениями «мой, твой, свой» в разных их формах. Все эти притяжательные чаще всего выступают в роли заполнителей строки и очень сильно обедняют стихотворную речь, портят общее впечатление от произведения, особенно, если их слишком много в близко расположенных строфах небольшого стихотворения.
№1
МОЯ отдушина. МОИ Стихи.
МОЕ душевное изгнанье.
И чувств МОИХ очарованье.
МОЯ расплата за грехи.
Убежище от странных снов.
Прибежище МОИХ терзаний.
Песочный замок МОЙ из слов.
Хранилище МОИХ признаний.
МОЕ спасенье от утрат.
Тайник МОИХ приобретений.
И чувств заветных звездопад.
МОИХ талантов скромный гений...
С ходу предлагаю переделку этих же стихов, сократив количество притяжательных в них до 2 – я стараюсь обогатить стихотворную речь всякими способами – избегать любого повторения слов:
Отдушина МОЯ - стихи…
Души измученной изгнанье.
И грешных чувств очарованье,
И наказанье за грехи.
Убежище от странных снов.
Прибежище благих терзаний.
Песочный замок праздных слов,
тайник прорвавшихся признаний.
Спасение от всех утрат.
Хранилище приобретений.
И чувств заветных звездопад.
МОИХ талантов скромный гений...
№2
Еще один похожий пример с формами от «мой», где на 5 катренов – 11 однотипных притяжательных):
Я – блик МОЕЙ любви и солнца сплав,
Я – дух, струя небесного потока.
О, знали б Вы, как ранили жестоко,
МЕНЯ обычной женщиной назвав.
МЕНЯ смешав с толпой и приземлив,
Определив бескрылой и понятной.
Вдруг с радостью на МНЕ увидев пятна,
Признали, опознали – МНЕ простив
МОЙ лёгкий шаг в былом, и стройный стан.
Вдруг увидали, что на вас похожа.
Как Вам видны МОИ черты и кожа,
И как далёк МОЙ дар, что Богом дан!
Потом, потом, когда истлеет прах,
Вдруг вспомнится душа МОЯ – не тело.
МОЯ любовь, что будто улетела,
Вновь возродится в песнях и сердцах.
Воскресну я, и вспомнят ли, спеша,
Что плоть была «невзрачной и обычной»? –
Захватит мир обыденный, привычный
Стихов МОИХ нетленная душа.
№3
Та же история, только уже с избытком форм от «твой»:
На губах ТВОИХ застыть снежинкой,
И от сладости мгновений таять.
Маленькой прозрачною слезинкой
На лице у будущего мая...
Безнадежно… беззащитно таять
В благостном огне ТВОИХ объятий.
Отправляясь во владенья рая
Через непорочное зачатье, –
Быть отцом ТВОИМ, супругом, сыном,
Прошлым, будущим и настоящим.
«Яном» быть ТВОИМ, а также «инем»,
Каждым мигом времени звенящим…
Раствориться до мельчайшей части,
Ощущая вечные биенья,
Заплетая в косы ТВОИ счастье –
Через годы, через воплощенья…
В данном примере мы уже не просто бездарно транжирим места строки, но и нарываемся на вечную проблему всех этих притяжательных – на распад ритмического ударения (см. сборник «Все о ритме»): в последней строфе благодаря не на место поставленному слову «твои» мы слышим неправильное «в косы твОи».
Ниже приведу выдержки из других стихов, где притяжательные оказались не просто избыточными и обедняющими речь, но и испортили правильное фонетическое ударение:
№4
Не бросаю в море ключей,
Чтоб замкнуть тЕбя в замке снов… (замена: «чтобы пленницей сделать снов»)
№5
Все то, чем живет мОе сердце (замена: «чем наполнено сердце»)
И смысл придает мне в пути
№6
Ключи мОей камеры ямбом звенят (замена: «ключи гулкой камеры…»)
№7
Я седая Зима...
МОи кудри присыпаны снегом.
Про меня говорят,
МОей стужей пугая детей
И от этой вражды,
Что столетий помечена бегом,
Льдом пронзая за страх,
Становлюсь я лютей и лютей
Примеров на эту тему можно найти множество. Исправляется ошибка очень легко – заменой на более интересное слово с нужным фонетическим ударением.
Главное, что здесь нужно помнить: НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СТИХАХ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ В КОЛИЧЕСТВЕ БОЛЕЕ ДВУХ и даже избегать их, если без них можно обойтись без ущерба для смысла.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2014/01/06/11756
Свидетельство о публикации №113061506320
С уважением,
Ключникова Татьяна 11.04.2015 09:59 Заявить о нарушении