А. Вознесенский и С. Капица о К. Кедрове
Полное собрание поэтических собраний сочинений Кедрова озаглавлено “Или” по названию стихотворения, в котором Кедром размышляет над гамлетовским “быть или не быть”. Оба постулата равноправны. Знак равенства – вот это самое “или”, которое читается одинаково и справа налево, и слева направо. Таков поэтический палиндром. В сборнике множество авангардной, философской лирики, поэзии, которая обновляет смысл привычных нам слов. Таковы поиски Константина Кедрова, автора термина “метаметафора”, философских исследований “Поэтический космос”, создателя газеты “ПО” – печатного органа поэтического объединения ДООС (Добровольного общества охраны стрекоз). Вот таков Кедров, и серьезный, и ироничный. На юбилее, который проходил в Университете Натальи Нестеровой, где Кедров создал академию поэтов и философов, Константин Александрович в шутку назвал себя шестидесятником – в честь юбилея. А вот к какому времени относит Кедрова поэт Андрей Вознесенский:
– Он шестидесятник, семидесятник, и восьмидесятник и двухтысячник – что угодно. Он из тех, которые продолжаются, как Пастернак. Он великий человек, и книга его великая. И там любимые мои вещи: и “Тело мысли”, и “Компьютер любви”. Это роскошная, совершенно авангардная во плоти книга, и спасибо что он живет. 60 лет прожил, и еще бы ему 600 прожить.
А сам юбиляр озвучил эпиграф к своему собранию поэтических сочинений:
– Я живу на расстояние
от сияния до слияния.
И эта поэтическая метафора не только девиз, но и старт для будущей поэзии Константина Кедрова.
Тамара Приходько
АРТ-МАЯК. НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ. 9.02.03
Небывалый случай – издательство “Мысль” впервые выпустило однотомное собрание поэтических произведений. Впрочем, автор – наш современник Константин Кедров – еще и доктор философских наук, автор книг “Поэтический космос” и “Метаметафора”. Но все-таки главным образом он поэт, создатель поэтического объединения ДООС, газеты ПО, инициатор проведения в Москве Всемирного дня поэзии. Изящный серебристый однотомник, собравший воедино поэтические сочинения Кедрова до 2000-го года, назван лаконично и загадочно – “Или”. Это не просто союз, а наименование очень существенного для Кедрова принципа – постоянного выбора, со- противопоставление явлений и смыслов. А выявил такое содержание Кедров еще в 60-е годы в своей поэме “Ура-трагедия”. Читает автор:
– Спиноза:
Разве разум окинешь взглядом?
Нами правит всемирный разум.
Радищев:
Все мы разумны были,
а я пожалел сироту,
и меня убили.
Лев Толстой:
Рыбы все мы и немы,
а я над собой увидел небо
и услышал ржание конское,
когда убили Болконского.
Бетховен:
Меня оглушили, как карася,
и я пел, на леске вися.
Мальтус:
Вы рождаетесь –
вырождаетесь.
Омар Хайям:
О, время,
ты превращаешь в глину царей
и лепишь царей из глины,
старика безумного пожалей
и дай мне отведать новые вина.
Шекспир:
Быть?
Или быть “или”?
Или!
Среди многочисленных откликов на книгу Кедрова “Или”, пожалуй, самый емкий и оригинальный от известного физика Сергея Петровича Капицы:
– Расширение нашего мыслительного понятия найдено в этих экспериментах над языком, над смыслом, над содержанием. Метаметафора так же есть и метачеловечество,
которое более содержательно, чем любая его отдельная его часть. Только с таких, более широких позиций можно понять то, что нам предложено. Здесь, мне кажется, существует гораздо большая дисциплина ума, чем во многих областях современной литературы, которая, получив по существу свободу, совершенно забыла об ответственности, которая это дело сопровождает.
Если в свое время Эйнштейн говорил, что романы Достоевского дали ему больше, чем многие научные труды, то Капица признал: поэтическое мышление Кедрова сопоставимо с основами квантовой механики и принципом дополнительности. Вот так разрешаются в третьем тысячелетии споры физиков и лириков.
Тамара Приходько
Hosted by uCoz
Свидетельство о публикации №113061304707