А. Вознесенский Е. Кацюба К. Кедров Алмазный фонд
Михаил Дзюбенко
Три грани алмаза
Соединение различных имён действует иногда по принципу оксюморона и даёт неожиданный эффект. Это касается не только политики.
Но в нашем случае ничего неожиданного нет. Такое впечатление, что под одной обложкой совершенно естественно соединились, со-ставились разные кусочки поэтического зеркала, некогда разбитого безжалостными публицистами – вождями распоэченной страны.
В 60–70-е Андрей Вознесенский собирал стадионы. И читал те самые знаменитые стихи, смысл которых вырастал из буквенных и звуковых генов: Гойя – Горе – Голод; гвоздь – звезда (кстати, эти слова этимологически родственны). И даже печатался в советских издательствах. И окружал его Сиваш соцреализма.
А в это самое время Константин Кедров и Елена Кацюба отстаивали право быть самими собой. Кедров защищал диссертацию по литературоведению, преподавал в Литературном институте, открывал Жданова, Парщикова и Ерёменко. Кацюба скромно перебирала библиографические карточки (и не считала это занятие поэтическим фактом – привет Рубинштейну!). Лишь в кругу друзей и на каких-то редких вечерах они могли почитать свои стихи. Стихи, созданные как бы по принципу дополнительности: то, что у Кедрова волна, у Кацюбы частица.
И невозможно было представить, что это будет напечатано как-то иначе, нежели на пишущей машинке.
Вознесенский был официально признанным поэтом, Кедрова и Кацюбы официально как поэтов не существовало вовсе: они не были и не имели шансов стать членами Союза писателей СССР, а значит, печататься, быть услышанными. С сегодняшней точки зрения, от Вознесенского их отделяла условность – но тогда это была условность жизни и смерти.
В противоположность официальному Союзу литературных динозавров Кедров и Кацюба создали своё, добровольное общество – Охраны Стрекоз.
И вдруг всё изменилось. Исчезли союзы – республик и писателей, словно сложились какие-то стрекозиные перепонки. И теперь появление этих трёх поэтов под одной обложкой кажется совершенно естественным: кому, как не им, быть вместе?
Набоков писал о фасеточном зрении Гоголя: насекомое не видит предмета целиком, а выхватывает его отдельные увеличенные детали – не алмаз, а грани алмаза.
Поэтические грани доосского алмаза сложены из букв. Каждый поворот алмаза даёт новую игру смысловых лучей, и для каждой в филологии придумано множество интересных терминов: анаграммы, кругозвучия, палиндромы и т.д.
Однако поэзия – воплощённое время, и переход от слова к слову есть образ временнoго шага.
Время раннего Вознесенского движется скачкообразно, как электрон с орбиты на орбиту:
Я – Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог, слетая на поле нагое.
Я – Горе.
Но здесь уже намечены и две другие важнейшие особенности стиля. Во-первых, анаграмматизм – ключевые слова рассредоточиваются отдельными буквами по стиховой материи и собираются в новое ключевое слово:
Я – голос
войны, городов головни на снегу сорок первого года.
Я – Голод.
Во-вторых, циклическое время, которое при всех разрывах возвращается к исходу и смыкается с ним как часть с частью в целое. Такое “змеиное время”, кусающее себя за хвост, станет одной из основ поэтики Вознесенского:
Боже отпусти на не
Лампа-жизнь разбилась попо
Ты не оправдала меч
На этом же основаны и знаменитые контаминационные круговертни Вознесенского:
Послушайте зов сумасшедшей шаланды,
шаланды – шаландышаландышаландыша –
ландыша хочется!
Поэтическое время Елены Кацюбы в наибольшей степени можно охарактеризовать как волшебное: в любой момент может произойти превращение всего во всё.
Свинец непроницаем для радиации
но силы вошли в СВИНЕЦ
как бесы вошли в СВИНЕЙ
С ВИНОЙ ветхой
С ВИНОМ новым
С ВИДОМ неведомым
С АИДОМ античным
с криком ДАЙ ДОМ
РАЙ ДАМ
В звуко-буквенных сплетениях Кацюбы, в отличие от трагично звучащего Вознесенского, слышится аромат признаний и восторг заклинаний:
Тен чениго иревекас депарга
Нет ничего красивее гепарда
Ягуар – гяур, гений угрозы
Красивые всегда грозны
Нио гвесад –
они всегда.
Поэзия Кедрова полнее всего являет освобождение от материи – физической и стиховой. Мнение о нём как о сверхсложном, элитарном поэте поверхностно – очень часто его стихи звучат проще традиционных:
Утром я не открыл окно,
чтобы не выйти в сад:
там в саду не цвела сирень
и не горел закат;
там я не задал себе вопрос,
но не получил ответ:
Это не тот и не этот сад,
тот, а не этот свет.
Использование всех современных поэтических средств приводит не к утяжелению кедровского стиха, а к его облегчению, передающему мистическое чувство освобождения от земной тяжести. В каждом миге скрыта вся Вселенная, вечность, и каждый человек – эхо другого:
Человек человеку – Ангел
Ангел Ангелу – Человек.
Фокусируя солнечные лучи смысла, три грани алмаза направляют их в человеческую душу.
Часто приходится слышать сетования на нынешнее непоэтическое время.
“Все звери приближаются к звёздам чем звезднее тем зверинее Ихтиозавр – вот истинная Медведица они не умерли но ушли на небо” (К. Кедров “Астраль”).
Все поэты приближаются к звёздам, чем звезднее, тем поэтичнее. Стрекозавр – вот истинный поэт, они не умерли, но ушли в ДООС .
Hosted by uCoz
Свидетельство о публикации №113061104186
Екатерина Адасова 11.06.2013 15:06 Заявить о нарушении