ЛУВР, Тиацинт Риго, Портрет Людовика XIV -1701г
Король Людовик! Солнышко – король!
Наверное нет в мире знаменитей,
Чем этот - величайший из персон –
Искусства живописного любитель.
Шелка и бархат, мех и кружева,
Монарха скипетр,.. выписаны тени…
Великой Франции светлейшая глава –
Для той эпохи, был он просто – гений!
Как будто из космических глубин,
спокойный взгляд пронизывает время…
Свой Лувр он превратил в собрание картин,
Их сохранив для многих поколений…
Май, 2013г.
Свидетельство о публикации №113061103848
Ваш взгляд, конечно, очень интересен, но у меня это произведение вызывает совсем другие эмоции.
Картина была написана, когда Королю-Солнце (Le Roi Soleil) было 63 года. Роскошные апартаменты, драгоценная мантия, великолепные драпировки. Но в окружение этой блестящей роскоши, мы видим одутловатое лицо пресыщенного жизнью и усталого монарха. Риго был великим мастером парадного портрета, но он был и великим реалистом и не побоялся показать правду перед самолюбивым монархом. Ваш взгляд на Людовика, мне кажется, слишком однобоким. Это был человек воспитанный в роскоши, выросший, окруженный интригами, фрондой, предательством и лицемерием. Людовик был истинным сыном своего времени,-он безжалостно истреблял своих врагов, по его приказу цветущие области между Сааром, Мозелем и Рейном в 1677 году были превращены в пустыню, покрытую трупами (и женщин и детей). Насчет «своего Лувра» – Вы несколько не точны. Людовик XIV не любил Лувр. Этот дворец–любимое детище
Франциска I, который и заложил основы великой коллекции, и которому музей обязан и «Джокондой» и другими произведениями Леонардо, которому король дал последний приют в Сен-Клу (http://www.proza.ru/2009/04/10/18), и многими другими шедеврами итальянцев, включая работы Микеланджело да Караваджо. Хотя Людовик и серъезно пополнил коллекцию, наибольший приход шедевров произошел при Наполеоне I. Любимым детищем Людовика XIV все-таки был блистательный и неповторимый Версаль. Именно его блеск с успехом пытались превзойти русские императоры (скорее императрицы – в первую очередь, Елизавета Петровна), выстроив сияющий золотом Летний Дворец в Царском Селе и достроив Большой Дворец в Петергофе. У меня впечатление, что эти два шедевра архитектуры рококо затмили блеск Версаля. Но это, конечно, - очень субъективно.
И еще - когда я смотрю на коллекцию Лувра, я всегда вспоминаю, что большинство Французских королей известны одним единственным, очень точным афоризмом, которые характеризуют каждого из них.
У Людовика XIV – это: «l'état c'est moi» («Государство – это я»)
Анри (Генриха)IV: «Paris vaut bien une messe» ( «Париж стоит мессы» – отказ от кальвинизма – переход в католичество для того, чтобы получить корону)
Людовик XV (правда, впервые это сказала маркиза Пампадур- он это часто за ней повторял):
« Après nous le déluge» (после нас – хоть потоп) и, наконец,
Наполеон I – «Dit sublime аи ridicule il п'у a qu'un pas» («от великого до смешного- один шаг»). Наполеон перефразировал слова Мармонтеля, потеряв Великую армию в России.
Глядя на портрет Людовика XIV, работы Тиацинта Риго - я всегда вспоминаю это.
С уважением
Михаил Беленкин 15.09.2013 11:51 Заявить о нарушении
Лариса Геращенко 15.09.2013 13:19 Заявить о нарушении
я не обиду Вам, это сказал. Просто история большинства великих живописных произведений- это настоящий детектив. При этом, конечно, обстоятельства их написания часто являются разгадкой того, что хотел написать художник.
У меня на прозе http://www.proza.ru/avtor/westman есть несколько таких историй- и про Рембрандта, Караваджо, Леонардо, Карла Брюллова, Рафаэля и Нестерова и др.
С уважением
Михаил Беленкин 15.09.2013 14:34 Заявить о нарушении
Лариса Геращенко 15.09.2013 15:22 Заявить о нарушении