Роман Игоря Карина Выбор - мысли при чтении

Начну свой обзор с цитаты Игоря Карина: «… удовлетворенно убедившись в достоинствах формы, вдумчивый читатель углубляется и в содержание с вопросом, а про что тут, собственно, поэт рассказывает, что выражает. И таким образом, форма, хоть и примат поэзии, но и содержания никто не отменял. А старая школа оценки стихов всегда начинала именно с содержания их, их ИДЕИ.» http://www.stihi.ru/2013/06/11/2134

Вот и я, как вдумчивый читатель «старой школы», позволю себе не говорить о форме романа (на мой взгляд она приближается к лучшим классическим образцам), а сосредоточусь в основном на содержании.

Обзор представляет собой план-конспект романа, призванный упростить возможному читателю ориентацию в пространстве романа, а также некоторые мои мысли при чтении романа…

Конспект составлен по следующей форме:

1. Номер главы
2. Краткое описание действия
3. Цитаты
4. Мысли при чтении

Прелюдия
http://www.stihi.ru/2012/09/01/2249

Войди в роман доверчиво, как в храм,
На образы взгляни, как на иконы,
И, проводя рукою по слогам*, (Как по решетке ограды и т.п.)
Заставь звучать рифмованные стоны.

В прелюдии затрагивается тема предопределенности жизни человека, при этом вопрос об источнике этой предопределенности оставляется открытым.
Прелюдия настраивает читателя на возвышенный лад. Роман сравнивается с храмом.

Выбор Гл. 1
http://www.stihi.ru/2012/08/19/2699

Герой (Г.) приезжает в Барнаул. На вокзале его встречают две кузины, которых он не видел пять лет. В изложении Автора мы узнаем, что причиной ссылки на Алтай Г. была некрасивая, осознаваемая им самим, как  «падение», любовная связь с некоей Любой.

Пылали в нем страстей поленья,
Он ждал любви и был готов
Пасть перед ДЕВОЙ на колени,
Взойти на пик и прыгнуть в ров.

После возвышенной Прелюдии первая глава несколько ошарашивает. Будучи приглашенным в храм, читатель попадает скорее в бордель. Думаю, часть читателей отсеивается  именно при чтении этой главы. Решающие продолжить чтение должны вынести из главы впечатление о Г., как о раздираемом противоречиями между «высоким» и «низким» в себе и в мире романтике.

Выбор Гл. 2
http://www.stihi.ru/2012/08/19/4861

Дальнейшая характеристика Г. Его мечты, несколько наивные, чтобы не сказать странные. Поездка в трамвае. Старшая сестра Маша замужем. Младшая Ира – свободна.

... Ага, ну вот мы и поймали
На грешном это существо!
Быть может, все его печали
И происходят оттого,

Что одержим извечным бесом,
Который губит род людской
И души девам и повесам
Переполняет той тоской,

Какую плотской именуя,
Все узнают, потом клянут
За то, что жизнь проходит всуе,
А следом - тлен и Страшный Суд.

Характер Г., как он рисуется Автором, еще усложняется. У него, как сказали бы теперь, явно завышенная самооценка. Но не без оснований. Г., по крайней мере в своих мыслях, возвышается над окружающей толпой, да и над своими недалекими кузинами. (Заметим в скобках, что определение «кузины», «сестры», «тетя» вводят читателя в легкое заблуждение, поскольку создается впечатление, что речь идет о двоюродных сестрах героя, тогда как на самом деле они связаны более далеким родством – сестры троюродные. Это заставляет читателя более строго «судить» Г. в его зарождающемся чувстве к младшей «кузине»)

Выбор Гл. 3
http://www.stihi.ru/2012/08/19/5749

Встреча с тетушкой.  Обустройство в «бараке». Ночная сцена (см. цитату). Г. влюблен. Ирина, по видимому, к нему равнодушна.

Дерзай скорее, будь мужчиной:
Первичный опыт обретён?
И над соседнею периной
Уже совсем склонился он.

Но тётка вдруг ему сказала:
"Тебе на двор? Вон там горшок".
И подтянула покрывало
Кузине прямо на висок. -
Опять коснуться идеала
Не допустил его злой рок.

Сильная глава. Реплика тети дана просто гениально. Эпизод напоминает подобную сцену из «Калины красной». Г. опять казнит себя за то, что воспылал страстью к «сестре». В общем, после этой главы становиться понятной основная расстановка сил на всю первую часть романа, и ее основной конфликт. Последние строки главы, в лучших традициях жанра, захватывают внимание читателя.

Выбор Гл. 4
http://www.stihi.ru/2012/08/20/2112

Утро. Разговор с тетей. Г. боится, что тетя его «раскрыла». Разговор о семейных делах. Знакомство с мужем старшей сестры наводит Г. на грустные размышления.

Когда на жизнь мы посмотрели
Хоть раз один без покрывал,
В какие дома нас одели?
Мы можем рухнуть, как в провал.

И ужаснувшись расхожденьям
Всех идеалов с бытиём,
Мы покрывала вновь наденем
И предовольные живём.

Г., как настоящего романтика, коробит союз «розы белой» с «черной жабой», т.е. Маши и В. Семена. И это правильно. В. Семен выписан автором мастерски. Всего несколько штрихов, но персонаж – абсолютно живой. Жалко, что в дальнейшем мы его уже не встретим.
В философском отступлении автор пишет о противопоставлении идеалов и бытия. При этом под идеалами понимается некое подобие «розовых очков», позволяющих не замечать грубой действительности. Это несколько спорное утверждение подается автором настолько убедительно, что спорить с ним не хочется :)

Выбор Гл. 5
http://www.stihi.ru/2012/08/20/2488

Г. решает, куда поступать. Делает выбор в пользу Сельхозинститута. Рассуждение автора о последствиях неправильного выбора жизненного пути. Оказывается, отец Г. – «враг народа». Что не мешает Г. свято верить в учение Маркса, Энгельса. Рассуждение о гении от лица посредственности.

 ...И вот вам логика расчёта
 Своей судьбы за пять минут!
 Логичней спрыгнуть с самолёта.
 Не раскрывая парашют.
 Как муху в липкие тенёта
 Себя загнал он в институт.

Очень правдоподобно. В возрасте Г. многие так и решают жизнь в «пять минут». Не совсем понятен круг чтения Г. По видимому он начитан в классике, но тогда не понятно, как в его голове это умещается вместе с Марксом и Энгельсом. Остается сделать скидку на время и на молодость Г.

Выбор Гл. 6
http://www.stihi.ru/2012/08/20/7819

До вступительных экзаменов две недели. Г. и Ирина едут плацкартным вагоном в гости к родне в Бийск. Г. ревнует Ирину к пассажирам. Рассуждает о причинах ее холодности. Рассуждение об увеличении доступности любви при уменьшении социального прессинга.
Г. возлагает надежды на совместное путешествие с Ириной в отдаленную деревню.

И это всё имелось рядом,
Вот только руку протянуть,
Обнять, и сразу, как снарядом,
Ударит в грудь двойная грудь.

Рассуждения о «свободной любви» звучат несколько цинично. Причем рассуждения о социальном гнете, подавляющем здоровые половые инстинкты, завершается следующим неожиданным образом:

Как стало бы легко и просто
Всем тем несчастным молодым,
Которым зуд, как от коросты,
Но совесть ест глаза, как дым.

Тут получается, что «совесть молодых» социально обусловлена, тогда как мы привыкли считать, что голос совести связан скорее не с областью морали, а с областью нравственности. Моральные нормы – социально обусловлены, нравственные нормы проистекают из самой природы человека. То, что «ест глаза молодым», в данном контексте, это скорее не совесть, а стыд.

Выбор Гл. 7
http://www.stihi.ru/2012/08/21/2305

Г. и Ирина отправляются в деревню, ловят попутный грузовик. В кузове кроме них еще один пассажир, что расстраивает планы Г. Он злится на себя, сестру, а потом и на весь мир.

Но слишком женщина прельщала
Его земное естество,
И тут благие идеалы
Не означали ничего,
Когда духовные начала
Бледнели все до одного.

Правдиво показанное самоедство Г. Свойственно очень многим, если не всем, в этом возрасте. Заметим, что

Себя он видел "тощим", "длинным",
Почти отвратным "слабаком"

Таким его видит и читатель (например, во 2 Гл.: «Он был кудряв, высок и строен,
Но худ и тонок, как тростник») . Поэтому, когда во второй части романа Г. превращается в мега-работника это несколько удивляет :)

Выбор Гл. 8
http://www.stihi.ru/2012/08/21/3980

Воспоминания о деревне. Тетя Оля. Тяжелая крестьянская жизнь в военные и послевоенные годы.

 - Но, тётя! Сталина нельзя так:
 Уж он-то тут не виноват!

Глава написана со знанием дела. Деревенская жизнь современному читателю представляется каким-то безысходным адом. Переносить подобную жизнь люди могут только в силу общей своей неразвитости. Они просто не представляют, что можно жить по другому. Читаешь, и начинает болеть сердце.

Выбор Гл. 9
http://www.stihi.ru/2012/08/21/5061

Приезд в деревню Ненинка. Пеший переход в двадцать верст.  Встреча с соседом Володей. Г. ревнует Ирину к Володе. Рассуждение о вековой несправедливости мужиков в отношении «баб».

... Туман пропал. Следов покоса
Не видно. Вот тебе и стог!
А травы - в рост и в сочных росах,
Ему по пояс, ей - по косы,
Шагнул чуть в сторону - промок!

Продолжаются терзания Г. Впервые обращает на себя внимание пейзажная лирика Автора, которая ему очень удается. В философском отступлении в конце главы обращают на себя внимание заключительные строки:

МужИк внушает нам с амвона,
Что даже верная жена,
По Моисееву закону,
Уже с рождения грешна:
Когда в её мы входим лоно,
То оскверняет нас она.

От жён все наши преступленья,
К ним, к ним ведёт любая нить,
И смертный грех совокупленья
Нам никогда не замолить.

Тут Автору явно изменяет знание материала. Никакой Мужик ни с какого амвона подобные вещи сказать не мог. Церковь никогда не учила, что женщина грешнее мужчины. Поэтому осквернить мужчину она не может. Совокупленье также никогда не считалось смертным, да и простым грехом, если мужчина и женщина состоят в браке. Заповедь «Плодитесь и размножайтесь» была дана Богом Адаму и Еве еще ДО грехопадения.

Книга Бытия:
1:27 И сотворил Бог человека по обра¬зу¬ Своему, по обра¬зу¬ Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их
1:28 И благо¬словил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и раз¬множайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…

Выбор Гл. 10
http://www.stihi.ru/2012/08/22/1886

Прибытие в деревню Каменку. Г. дуется на Ирину. Об ивняке. Технология производства кизяка. Встреча с родней. Оказывается Г. в свое время читал Библию для тетушек. Рассуждение о соблазне властью.

 И маршируешь ты, ликуя,
 Готов на Ост, готов на Вест,
 Поёшь: "Осанна! Аллилуйя!"
 И "Хайль" твой слышится окрест,
 Пока тебя за страсть такую
 Твоё ж чудовище не съест.

Живые зарисовки деревенской жизни. Этнографический материал дан с большим знанием дела, читать очень увлекательно. Удивительно, что Г. начитан в Библии, и что вообще в тех условиях еще кто-то читал Библию. Рассуждения о соблазне властью вполне справедливые.

Выбор Гл. 11
http://www.stihi.ru/2012/08/22/2131

Прибытие на место. Бабушка дождалась. Воспоминание о «ресторане». Г. молится о всех «сирых и убогих».

О, Боже правый, как их жаль!

 Тобой и властью позабыта
 Моя родная сторона.
 Из новой ивы да ракиты
 Вокруг смыкается стена,
 И как разбитое корыто
 Сегодня выглядит она.
 А если нет с небес защиты,
 То, знать, она обречена"....

…………………………………

Любые горестные вздохи
 Греховны в сущности своей,
 Ведь не законы Бога плохи,
 А представления людей.
 Жизнь, - словно ёмкость выпивохи,
 В какую сколько ни налей,
 Вздыхаем: Что нам эти крохи?!
 Могла бы быть и пополней!

 Жгло лоб ему, как на пожаре
 От чувств и мыслей непростых.
 И прочитал в смятенье парень
 Уж не один библейский стих
 Перед небесным государем,
 Молясь Ему "за малых сих",
 Ведь это были "божьи твари",
 И он скорбел душой о них.

Очень сильная глава. Концовку хочется цитировать целиком. Движимый жалостью к несчастным девушкам Г. поднимается на настоящие вершины духа. И мы можем оценить настоящий масштаб его личности.

Выбор Гл. 12
http://www.stihi.ru/2012/08/23/3405

Устройство на ночлег. Рассуждение о выборе. После двух дней пребывания в Каменке Г. впадает в настоящую депрессию. Собирается идти рубить дрова.

"Что наша жизнь?"... - голимый выбор
Поступка, слова и пути:
Нарушил правила - и выбыл,
Сходил удачно - и в честИ.

Промеж Молчания и Слова
Два поля выбора лежат -
Для тех, что век молчать готовы,
И тех, кто жаждет бить в набат.

В предыдущей главе мы видели Г. переживающим духовный подъем. Теперь, движимый страстью к Ирине, он упоминает о случае в «Ресторане» с утилитарной целью – расшевелить в Ирине интерес к нему, как к «мужчине с опытом». Увы, как часто высшее в себе мы ставим на службу низшему.
Рассуждение о выборе из данной главы, надо думать, дало название всему роману.

Выбор Гл. 13
http://www.stihi.ru/2012/08/23/4272

Г. рубит дрова. Разрядка. Рассуждение о неизбежном вступлении каждого мужчины на гибельный путь страстей. О Пушкине. 

- Ну, ты рубить давно был мастер! -
Сказала ласково сестра.

И всё. Обид как не бывало!
Опять надежд исполнен он…

………………………………………….

... Что выбрал он? - Опять же тело,
Хотя мечталось о душе,
Но тело тела же хотело,
С которым "рай и в шалаше"...

Замечательно дана рубка дров. Тонкие переходы в настроении Г. показаны очень достоверно. Рассуждение о «выборе» заставляет усомниться, а есть ли он вообще? Как справедливо замечает Автор: «Всё это было бы печально... Когда бы не было смешно»

Выбор Гл. 14
http://www.stihi.ru/2012/08/23/7388

У Каширинской родни. Г. узнает, что его дед Осип был раскулачен. Рассуждение о народе. Рассуждение о выборе – быть вместе с «коллективом» или отдельно.

... Ну, выпьем, внук "врага народа"
И сын "народного врага"...
Боюсь, что скажется "порода",
И ТЫ полезешь на рога.

Опять очень сильная глава. Концовку надо бы цитировать полностью. И, в общем, становиться понятно, к какому выбору идет Г. Особенно, если вспомнить, что:
 
Единица-вздор, единица - ноль.
Один, даже если очень важный,
не подымет простое пятивершковое бревно,
а тем более, дом пятиэтажный.
Но если в партию сгрудились малые - сдайся враг, замри и ляг.
Партия - рука миллионопалая,
Сжатая в один громящий кулак.
 
В. В. Маяковский

Выбор Гл. 15
http://www.stihi.ru/2012/08/24/1866

Прощание с родней. Обратная дорога. Г. преодолевает свою страсть к Ирине.

… Всё, наконец! И он с Ириной
Вступает в тот же самый дом,
Совсем спокойный и невинный,
Не отягчаемый грехом…
Как хорошо не быть мужчиной,
Не лезть куда-то напролом!

В начале главы красивая пейзажная зарисовка. То ли умиротворяющее действие природы тому виной, то ли предыдущие рассуждения о судьбе деда и отца, о своем особом пути, но Г. преодолевает влечение к Ирине. Это момент взросления.  Г. начинает задумываться о последствиях удовлетворенной страсти. Рассуждения об аборте очень страшные, именно своей обыденностью. Весь этот отрывок – яркая иллюстрация к словам из Послания апостола Иакова:
1:14 но каждый искушает¬ся, увлекаясь и обольщаясь соб¬с¬т¬вен¬ною по¬хотью;
1:15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделан¬ный грех рождает смерть.

Выбор Гл. 16
http://www.stihi.ru/2012/08/24/2675

Страсть еще не побеждена. Поступление в институт. Рассуждение о Судьбе. Колебания между Верой и Неверием. Страх Небытия. Конец первой части.

Есть нить возвышенных метаний,
Есть  нити «низменных» страстей.
Здесь речь отнюдь не о титане,
Но наш герой и не пигмей.
Титаном точно он не станет,
А кем, так то Судьбе видней.

Очень глубокая глава, достойно завершающая первую часть романа. Об Ирине мы больше не услышим. Она так и осталась загадкой, этаким «сфинксом» в женском обличии, как и подобает, в общем-то, каждой женщине :) Рассуждая о судьбе, о свободе воли и предопределении, Г. приходит к мысли, что Вера «лучше» Неверия. Но под влиянием «авторитетов», среды и, хочется прибавить, под грузом собственных страстей выбирает все же Неверие. Сами собой приходят на память строчки Бродского:

Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье - слепота, а чаще - свинство.

Люди часто выбирают Неверие просто как более простой путь, следование которому не требует от них борьбы с собственными страстями.

Тут надо бы подвести итог первой части. Не будем спешить с выводами, впереди еще половина романа. Впечатление, честно говоря, неоднозначное. Много раз при чтении в памяти всплывали строки того же Бродского из «Речи о пролитом молоке»:

"Бога нет. А земля в ухабах".
"Да, не видать. Отключусь на бабах".
Творец, творящий в таких масштабах,
делает слишком большие рейды
между объектами.

Слишком большие рейды, да. Но ведь можно сказать и по другому – широта! :)

 
Светотени Гл. 1
http://www.stihi.ru/2012/08/25/2128

Первый разговор Автора (А.) с Режиссером (Р.). Начало учебы в институте. Студентов отправляют в колхоз.

Стихами мыслить он уже привык…

Кто уж точно привык мыслить стихами – так это Автор романа :) Не устаешь восхищаться богатству языка, переходы от бытовых сцен к высоким рассуждениям и обобщениям удаются Автору без всякого видимого труда. Так может «играть» только пианист-виртуоз, полностью владеющий своим инструментом.
В главе намечаются новые действующие лица, пока еще даже без имен, все правильно, ведь Г. с ними еще не знаком.

Светотени Гл. 2
http://www.stihi.ru/2012/08/25/2266

А. продолжает отговаривать Р. от затеи  снять фильм с Г. в главной роли. На вокзале. Знакомимся с «дядей Пашей» Талановым. В поезде. Г. все больше отдаляется от «коллектива». Спор А. и Р. о характере Г.

Но опять я захандрил –
Как всегда в народной гуще,
И вагон мне стал не мил
Массой, весело орущей.

Характер –  это тоже приговор…

Автор смотрит на судьбу Г. скорее пессимистически и отказывается видеть в нем «героя нашего времени», на чем настаивает оптимистичный Режиссер. Мы склонны согласиться с Автором. Похоже, что Г. уже обречен – своим характером и своим временем. Обречен как минимум на одиночество в толпе, что он уже хорошо чувствует. Но скорее всего, на нечто худшее…

Светотени Гл. 3
http://www.stihi.ru/2012/08/25/3843

Разговор в поезде с Эдуардом. А. и Р. берут себе разные стихотворные размеры: А. – 5-ти, а Р. – 4-х стопный ямб.

Плохо мне с «моим» народом!

И куда ни повернусь,
Всё одни чужие «рожи»…
Вот есенинская Русь,
Старо-бунинская - тоже,
Мне промыкаться поможет!

Встретились два одиночества. У Г. хватает осторожности не пускаться в откровенности с Эдуардом, но не хватает осторожности не заносить весь разговор в дневник. Читателю кажется, что дневник Г. ведет фигурально, что это просто его прямая речь. На самом деле, как это окажется в одной из последних глав, был и реальный дневник.

Светотени Гл. 4
http://www.stihi.ru/2012/08/26/1691

Ночь в кузове грузовика. Г. вспоминает музыку Чайковского. Вспоминает смерть дяди Миши и пережитый страх. Г. окончательно решает стать «единоличником»

В венах – лёд и в мыслях – лёд,
Пустота и мгла повсюду.
Космос яд мне в душу льёт:
Нет меня – и я НЕ БУДУ!

Г. переживает что-то наподобие «арзамасского ужаса» Л. Толстого. Если последнего пережитый ужас при мысли о своей конечности толкнул на религиозные поиски, то Г., похоже, решает, что подобные переживания – это удел  всех творческих натур

(см. Выбор Гл. 16:

… Но эти жуткие припадки
Осознавал он как порок,
И, хоть они бывали кратки,
От них избавиться не мог.

… Потом открыл, что у Толстого
Немало сказано о ТОМ,
Да и у «Лермы» молодого –
Еще в году в двадцать восьмом.

И понял он, что «тут нечисто»,
Что этот ужас ледяной
Терзает только атеиста
И с «поэтической струной».)

Ни к какому положительному религиозному поиску Г. не приходит. Но это и понятно. На дворе 1954 г. И за «поиски» можно заплатить если не жизнью, то судьбой.

Светотени Гл. 5
http://www.stihi.ru/2012/08/27/3037

Спор А. и Р. Прибытие на место. Знакомство с бригадиром Иваном Жильцовым.

К тому же книга - не экран:
Всегда с читателем нас двое,
А тот, конечно, не баран,
Чтоб тотчас следовать за мною.
Ему свободный выбор дан,
Когда заденет за живое:
Забросить в угол мой роман
Иль посочувствовать герою
И сунуть книгу в чемодан,
Чтоб перечесть иной порою.

Теперь получается, что Р. говорит 5-ти, а А. – 4-х стопным ямбом. Перечитываю 3 главу… Да, наверное ошибся в комментарии на 3 главу. Может быть все-таки стоило указывать говорящего, как в пьесе? Это несколько облегчило бы восприятие текста.

Светотени Гл. 6
http://www.stihi.ru/2012/08/27/3893

О змеях. Выбор поварихи. Знакомство с комсоргом Аксютой. Подстрекаемые Аксютой студенты бойкотируют работу. Г. предоставляется случай «показать себя».

- Где лопата, бригадир? -
Вышел я не середину
И почувствовал, как МИР*   (*форма объединения крестьян в селе до Революции)
СвЕрлит взглядами мне спину.

Отступление «О змеях» выглядит несколько излишним, отвлекает от основного повествования, хотя и дает дополнительную характеристику Г. С другой стороны, читателю далекому от сельхозреалий не совсем понятно, в чем должна была состоять работа комсомольцев, что такое «ток»? Похоже, это что-то наподобие утоптанной площадки земли размером со стадион? Но тогда зачем ее окапывать траншеей?

Светотени Гл. 7
http://www.stihi.ru/2012/08/27/6918

Г. показал таки на что способен. Вечером Аксюта устраивает собрание и начинает травить Г. Призывает не выходить на работу.  Таланов обещает выйти на работу вместе с Г.

Завтра явно будет «сеча»,
И, возможно, буду я
На «корриде» изувечен –
Шпаг натычут в «бугая».
Только знаю, «делать неча» -
Такова судьба моя.

Не могу понять, а значит и поверить в этого Аксюту. Все мне кажется, что в то время за подобный саботаж можно было получить… Или демагог-Аксюта действительно борется за права людей? Но Автор-то явно знает о чем пишет… Почитаем-увидим :)

Светотени Гл. 8
http://www.stihi.ru/2012/08/27/6811

Утро. Г. один выходит на работу. Таланов подвел. Появление Тамары. Тамара становится напарницей Г. Приезжает комиссия из райкома. Спор А. и Р.

Рассмеялась очень мило
И тряхнула головой:
- Да, товарищ Заводила,
Я теперь напарник твой!

Явление Тамары. Сразу становится светлей, что не особо нравиться Р. Он боится, что назревающий конфликт разразится банальным перевоспитанием «плохого» Г. в духе соцреализма. Видит в этом отступление от логики развития сюжета. А. предлагает дать действовать Г. самому, уповая на то, что жизнь богаче любых схем.

Светотени Гл. 9
http://www.stihi.ru/2012/08/28/2297

Собрание. Приехавшие взывают к сознательности комсомольцев. В колхозе остается женщина-педагог – представитель института. Г. доверяет дневнику сокровенные мысли о поиске «родной души». Опасается, как бы его не украли.

… Что ж еще один «Предмет»
Подношу к глазам поближе.
Вижу женский силуэт,
В силуэте нечто вижу.
Есть там сердце или нет,
Для меня пока секрет,
Но оттуда «Идет свет».
И молю я:  «Посвети же!»,
Чтобы был я обогрет
Как тоскующий поэт.

Отдельно хочу отметить слово «сопланетяне» - одна такая находка иногда стоит целого стихотворения. В остальном же… читатель уже так сроднился с Г., так сопереживает ему, что очень хочется, чтобы Тамара оказалась той самой «родной душой»

Светотени Гл. 10
http://www.stihi.ru/2012/08/28/6894

Гроза в степи. Представитель института Анна Ивановна предлагает провести комсомольское собрание. Дядя Паша отмежевывается от Аксюты и поддерживает Г. Выборы комсорга. Девушки за Аксюту. Парни – против. Старостой выбирают дядю Пашу. Культорга не выбрали за ненадобностью.

Вот и гром загрохотал,
Да с таким ли перекатом,
Словно там у них обвал,
Скалы рушатся со скал
В этом небе необъятном.

Прекрасное описание грозы. Из первоначальной толпы комсомольцев начинают вырисовываться лица. Одни нам более симпатичны, другие менее, но это уже не та «серая масса», которой противопоставлял себя Г., а живые люди.

Светотени Гл. 11
http://www.stihi.ru/2012/08/29/2201

Спор А. и Р. Анна Ивановна уезжает. В студенческом коллективе снова поднимается ропот. Г. и Тамара заканчивают ток. У Г. созревает план – взять «отгул». Тамара поддерживает его.

- Завтра в степь пойдёшь со мной?
- Да, товарищ заводила,
Я и тут напарник твой!
…………………………………

- Ты у нас совсем другой,
Не такой, как те… бедняжки,
И не хочешь под дугой
С ними ржать в одной упряжке.
Но до завтра, милый мой!
А ведь завтра будет бой!
Будет бой, и очень тяжкий.
Только помни: я с тобой!.
Весьма интересна характеристика Г., данная от лица Автора:

Весьма начитанный … дикарь,
Благовоспитанный … невежа,
Добропорядочный … бунтарь
И деревенский пономарь,
И клоун малого манежа,
Поэт и мученик…  Да где же
Найдете вы еще, милсдарь»* (* милостивый государь)
Столь нетипический типаж?

Осмелюсь предположить, что все качества Г., стоящие до многоточий – это его врожденные качества, свойства его личности; те же, что стоят после многоточий – обусловлены средой, социумом. В этом мне видится основной конфликт произведения – «достойный человек в недостойном окружении»… или даже еще проще: «человек в нечеловеческих условиях»

Желание Г. сбежать в «самоволку» вызывает полное сочувствие. И очень радостно, что Тамара его поддерживает.

Светотени Гл. 12
http://www.stihi.ru/2012/08/29/3525

Спор А. и Р. о новом повороте сюжета. Г. показывает себя в погрузке зерна.  Заручается поддержкой Живцова.

Для народа это – тайна,
Для Живцова – не секрет.
Не раздумала случайно?
-  Отвечаю: Никак нет!

- РаскудАхтаются квочки,
Будет пища петухам.
Разорвут нас на кусочки…
- Не боюсь! Не струсь-ка сам!
- Мы уйдём по одиночке,
Собираемся во-он там!

Режиссер недоволен развитием сюжета, слишком мелодраматичным и неправдоподобным на его взгляд. Нам, как и Автору,  это кажется несправедливым.
В скобках замечу, что в 1966 г. в Чехословакии был снят музыкальный фильм «Старики на уборке хмеля», местами разительно напоминающий экранизацию романа «Светотени». Хотя надо сказать, что общее настроение фильма – совсем другое.
Вот краткое содержание фильма: «Группа старших школьников вместе с преподавателями отправляется на уборку хмеля. Ребята живут дружным коллективом, трудятся и отдыхают с песнями. Между Ганой и Филиппом возникает чувство первой чистой любви. Некоторые из товарищей и учителей, усматривая в этом якобы нарушение моральных устоев, пытаются разъединить влюбленных. Возмущенные подобным хамством и недоверием к ним, Гана и Филипп уезжают обратно в город, заставив своих противников задуматься над тем: правильно ли они поступали?»
Добавим, что главный герой фильма – Филипп – тоже поэт, тоже противопоставляет себя обществу. И Гана тоже во многом напоминает Тамару.
Нам неизвестны годы написания романа «Выбор», но по видимому, что-то такое в воздухе в то время носилось :)

Светотени Гл. 13
http://www.stihi.ru/2012/08/29/4592

Спор Р. с А. Утро. Побег. Двое в степи.

То,  о чем давно мечтал. –
Тонкий сплав души и тела,
И в характере – металл,
И во мне всё разглядела!
Принимал её всецело,
Поднимал на пьедестал.

Но, считая эталоном
Этот самый «тонкий сплав»,
Шёл я с ней, себя влюблённым
Даже в мыслях не назвав.

Опять Р. спорит с А. Похоже на Р. автором романа возложена неблагодарная задача – озвучивать всяческие недоумения, возникающие или могущие возникнуть у читателя по мнению автора. После чего автор может с легкостью эти недоумения развеять устами А.
По сути в роман встроена апология романа. Интересный ход.

События же развиваются самым правильным образом, читатель не обманут в своих ожиданиях. Тамара любит! Любит и Г., хотя и боится себе в этом признаться. Это тот случай, когда мы не хотим одним словом называть «низкое» и «высокое» чувство.

Светотени Гл. 14
http://www.stihi.ru/2012/08/30/1691

БЕЗ ЦИТАТ

Кульминация романа. Все движения, переходы чувств героев показаны абсолютно психологически верно, с фотографической точностью. Не верить автору нельзя.

Светотени Гл. 15
http://www.stihi.ru/2012/08/30/5610

Анна Ивановна возвращается. Судилище. Аксюта предлагает «исключить» Г. Разгораются страсти. Многие поддерживают Г. Собрание закрывается.

Ты покайся лучше, Том,
Обещай порвать со мною:
Мол, что было, --  всё пустое,
Просто шли искать вдвоём
Хоть какой-то водоём.

-- Замолчи сейчас же, Жора!
Отрекайся лучше сам! –

Все идет, как должно. Заметим, что Тамара держится достойнее Г. Возможно это происходит от «незнания жизни», но она производит впечатление очень цельной и сильной натуры. Жалко будет, если Г. ее потеряет.

Светотени Гл. 16
http://www.stihi.ru/2012/08/31/1643

Разговор Г. с Живцовым. Разговор с дядей Пашей. Разговор с Тамарой. Г. открывает тайну своего происхождения.

Отрекись, потешь* народ,   (* сделай ему приятное)
Осуди «врага народа».
Пусть один из нас умрёт,
Чтоб другому дать свободу.

- Дорогой, захлопни рот!
Где ты взял такую моду –
Прыгать задом наперёд?
Не предам тебя я сроду*     (* никогда)
Я не та!* … И  ты не тот*!  (* не такие!)

…………………………………………….

Но, взмахнув рукой, она
Побежала с тихим плачем…
… Помоги нам, Целина,
Если мы хоть что-то значим! –

Страшно и больно видеть, как Г. сдается. Есть моменты в судьбе, когда надо идти до конца. Но он – внук и сын репрессированных, а репрессии и были направлены на то, чтобы вырвать у людей даже саму мысль о возможном сопротивлении. Что-то ломается и в душе Тамары, когда она узнает о происхождении Г.

Светотени Гл. 17
http://www.stihi.ru/2012/08/31/2430

Суд продолжается. Высказываются все присутствующие. Большинство поддерживает Г. и Тамару. Это не входит в планы Анны Ивановны. Она достает последний козырь – украденный дневник Г. и информацию о его происхождении из 1-го отдела. Г. взрывается.

«Зал», похоже, не дышал,
А Тамара омертвела.
Вспомнил я наш с нею «бал»
И ее нагое тело,
Тот уютный «сеновал»…
И почувствовал запал:
Криминал так криминал –
И гори всё в свете белом!

Все это было бы смешно, когда бы не было так страшно. Все это собрание, сама повестка дня, мотивация присутствующих сейчас кажутся нам каким-то «театром абсурда». Но ТАК БЫЛО! Закрадывается мысль, что все это есть и сейчас, не могло уйти бесследно, приняло другие формы.
Радует, что тот самый «коллектив», который Г. так презирал, состоит в большинстве своем из искренних, ценящих справедливость людей, значит еще не все потеряно.
Жалко Тамару.

Светотени Эпилог-Кода
http://www.stihi.ru/2012/08/31/5274

Г. отброшен на обочину жизни. Он одинок. И вспоминает Тамару.

А я не спал еще часа два кряду
И представлял себе картину ту.

И видел нас – у старого болотца,
В скирде соломы, в поле и в стогу,
И ощущал, как сердце к сердцу рвётся,
Но вот ТУДА войти я не могу.

Не мог и не смогу уже вовеки,
И «градом скорби» стал мне Барнаул…
... На то и существуют в мире реки,
Чтоб иногда в них кто-нибудь тонул...

Проза жизни. СМУ, в котором работает Г., похоже на лагерь. Но думается, ему бы легче было жить в лагере и знать, что его ждет Тамара, чем жить на условной свободе, даже в одном с ней городе, отделенным от нее не просто колючей проволокой, а самой жизнью, где однажды сделанный неправильный выбор разводит людей навсегда.
И главный вопрос – а был ли выбор?

Светотени Эпилог-Диалог
http://www.stihi.ru/2012/09/01/1714

Финальный разговор А. и Р.  о судьбе романа

Всем обывателям чужда
Любая сложная натура.
Они раздельность "нет" и "да"
Воспринимают без труда,
Но слитность "да-и-нет" всегда
Для них - на жизнь карикатура,
И скажут эти господа,
Что героиня - просто дура.
А значит, фильм ваш - ерунда,
А мой роман - макулатура!

Так Тамара утонула??! А я то последние две строчки предыдущей главы посчитал просто метафорой… Вечная память!

Ну вот, два раза прочитал роман, сроднился я с его героем, тут надо что-то умное сказать, подумать надо головою, но сердце рвется чуть ли не до слез, а значит – живо – Автору – Спасибо! – и навсегда останется вопрос: А был ли Выбор?


 


Рецензии
Влад, я всю эпопею не осилила. Но Ваш труд оценила вполне. Как было сказано в одной из рецензий, Вы умница и большой труженик. И разумное у Вас на месте. Вы способны сконцентрироваться. Поэтому такой КПД. Влад, а Вы бы не хотели предложить желающим обращаться к Вам по поводу разбора стихов? У Вас очень грамотный подход. Люди бы и обращались. Чтобы Вам не наугад тратить свои силы. Кому-то это и вправду нужно.

Каков будет Ваш положительный ответ? (Или, как в оригинале, Qual' e' la tua risposta affermativa)))

Екатерина Камаева   03.10.2017 20:54     Заявить о нарушении
мой положительный ответ будет, скорее, отрицательным :) я ведь, в сущности, дилетант.. как говорил мой научный руководитель: "молодец, среди овец, а на молодца - и сам овца" :) прослойка людей, которым может быть действительно полезно и интересно мое мнение, достаточно тонка.. а роман Игоря Карина, как и остальное его творчество, смело рекомендую к чтению - это один из самых талантливых авторов, которых я тут встречал, хотя и сложный в общении человек :)

Jag   04.10.2017 10:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.