Мастера... Валентин Воробьев, ч. 1
Валентин Воробьев мне известен уже давно. Мы при первом же знакомстве признали в другом мастера. Много мной написано рецензий на его стихи, и почти всякий раз приходилось говорить только высокие слова, оценивать стихи как творения мастера. И уже почти год томило желание высказать свое отношение не просто к одному или двум его произведениям, а как бы объять их все, выделив наиболее характерные… Но Воробьев и сам приглашает в свою мастерскую, сам представляет себя публике. Вот одна из его «презентаций»:
Метаморфозы мысли
Я разнобок и многолик,
Мой вид неопытному странен:
Я весь в огне, как сердолик,
И, словно яхонт, многогранен.
Разнообразен в каждый миг,
Непостоянством постоянен,
То продираюсь напрямик,
А то бреду, как будто ранен.
Я всё, и вместе с тем ничто.
Я не опознан как комета.
На мне лазурное пальто
И шляпа розового цвета.
Вот я – падучая звезда,
Что миллионы лет светила,
А вот из пыли, изо льда
Я – возрожденное светило.
Я согреваю шар земной,
Горю и не умею тлеть я.
Не властно время надо мной –
Минуты, годы и столетья.
То Чацкий, то Печорин я.
Легко свое меняю ego.
То, «аки аспид», черен я,
То, как Христос, – белее снега.
Вот я один, теперь другой –
Как ртуть, податливый, текучий,
То кинусь в воду острогой,
То проползу по небу тучей.
Я глина в опытной руке.
Я – мысль, и волею поэта,
В его размеренной строке
Я превращаюсь в то и это.
© Copyright: Валентин Воробьев, 2012
Это, как нетрудно убедиться, поэтический манифест, эстетическая программа автора. И что мы их нее извлекаем ? Какие цели преследует поэт? "Гражданские" ли это стихи, "философские" ли, а может, просто игра в сложности и философию, демонстрация легкости стихописи? Поди пойми.
Самое простое объяснение здесь напрашивается само: Поэт демонстрирует свой протеизм, он – бог Протей, который может превратиться во что угодно. И что это, думает иной читатель, - пижонство, бравада, самообожание? И бросает читать из разных соображений – от этических до религиозных.
В самом деле, и от пижонства тут немало: «лазурное пальто и шляпа розового цвета» – чем не стиляга былых времен?!. Кроме того, поэт с легкостью превратился во Всевышнего, и это уже явный вызов всем верующим, представленным на Сайте.
Но если вчитаться все-таки в стихи, то мы увидим в конце их, что поэт – это мысль, которую волею поэта превращают во что угодно. Тогда сколько же здесь поэтов, если одного описывает другой?
И мы можем с полным правом счесть, что поэзия есть «чистая мысль», которая вбирает в себя весь мир. Но это же и не просто мысль, а мысль конкретного поэта Воробьева, который запутывает нас в тенетах своих фантазий. Это одна из самых главных тем его творчества: неудержимость вдохновения, полет над строками, игра словами, рифмами, ритмами, свобода творчества и явная беззаботность в отношении того, что «скажут люди»…
(Продолжение - будет).
Свидетельство о публикации №113061005805
Игорь Карин 29.01.2023 15:16 Заявить о нарушении