Правда и ложь

Что правда есть, а что, по сути, – ложь?
Мои слова – правдивы до предела,
Пока горит свеча, покуда угли тлеют
В камине, и перо в руках – что нож

Рубцует кожу – лист питает, тушь
В неровный след – издалека лишь кляксы, –
И нет в словах ни капли лживой краски…
Я в поисках себе подобных душ.

Я в поисках: где правда, а где ложь?
Где миг – и только тот, что вдохновенье
В себе несет? И где моё спасенье
От окруженья лиц (под маской – рож)?

Где правда здесь, помимо моих слов,
И где твои слова, что были прежде?..
Я всё ещё – живу одной надеждой
На острове – среди двух берегов:

Брег правый – правда, левый берег – ложь,
Брод влево – мельче, вправо же – опасней,
Но там и там – повсюду! – всюду снасти
Вторых Сарданапал-вельмож… *

…В отчаяньи рубцует кожу нож,
И не скользит уже перо, чернила
Уж высохли, зола давно остыла…
Не смог понять: что правда есть, что – ложь.

25.02.2011 года
Ч.


*Сарданапал
    имя последнего ассирийского царя у многих древних авторов. По Диодору (II, 21 сл.), передающему рассказ Ктесия, он был 30-м преемником Нина и закончил собой его династию после 1360 лет ее существования. Он отличался склонностью к роскоши, заперся во дворце и проводил время в удовольствиях, полагаясь на телохранителей и крепость стен. Этим воспользовались халдейский жрец Белис и мидянин Арбак; подняв восстание, они после нескольких неудач заперли С. в Ниневии. После двухгодичной осады он сжег себя во дворце, с женами и сокровищами.  У поздних авторов (Лукиан, dial. Mort. 2. 20; Марциал XI, 11, 6; Ювенал Х, 362 и т. д.) имя С. сделалось нарицательным, а он — типом роскоши и изнеженности. Судьбой С., каким его представляла легенда, внушена одна из лучших трагедий Байрона.


Рецензии