О профессионализме в журналистике. Поворот темы
Да, пока настолько не велик, многое предстоит постичь, но мой опыт в профессии журналиста достаточно разнообразен. В этой серии статей я пытаюсь писать обобщение усвоенного, наблюдения-делиться с пишущей братией.
1.Поворот темы.
2.Сколько готовиться к выступлению
3.Писать долго собирая материалы или спонтанно.
4.Еще раз подробнее о Повороте темы
5.Масштабные проекты или небольшие локальные по тематике работы
1.ПОВОРОТ ТЕМЫ
Я и строчки не выдам, если нет оригинального подхода к теме. Или, как учит Д.Аграновский и его коллеги-журналисты из советских времен -»поворот темы». Аграновский поведал читателю своей книжки о журналистике »Единого слова ради», что каждое утро жизнь журналистского коллектива »Комсомолки» начинается с летучки, где в свободном режиме обсуждаются наиболее интересные статьи «конкурирующих» изданий вслед за чем начинается своеобразный мозговой штурм:как на ту же тему откликнуться »Комсомолке», да так, чтобы не повторять того, что уже написали другие, а придать теме »Наш поворот».
Вот этот »наш поворот», или »поворот темы» и есть сердцевина настоящей журналистики, за окончательное осознание чего с минувшего лета я благодарна коллеге Аграновскому и коллективу »Комсомолки». Хотя моя мысль упорно кружилась там же уже не один год:писать так, как никто не пишет, высвечивая тему в неожиданном свете.
На 70% газетные статьи и интервью и встречи в эфире для меня всегда были балластом, словесной шелухой, лишенной смысла, скудоумием, ярким проявлением некомпетентности в теме и неумения писать, просто-собранием банальностей. То, как, к примеру, пишут о событиях культурной жизни республики в наших СМИ-не выдерживает никакой критики, это ниже всего возможного, это нельзя называть театральными рецензиями даже в шутку.
Своим учителем уже несколько лет как я также считаю и почитаю Ираклия Андроникова, учившегося и учившего писать «детективно», в поисковом ключе, за что и стяжал всеобщую популярность. Я бы, как человек, причастный педагогике в силу полученного университетского образования, вспомнила о сходном - о проблемном обучении, справедливо считавшимся лучшим методом обучения и развития мышления учащихся, но ныне, кажется, преданном забвению в приливных волнах всеобщей компьютеризации. В любом случае, мысль читателя/зрителя должна следовать твоей мысли, подобно всему детскому населению некоего средневекового города, по легенде последовавшим за загадочным дудочником, влекомые неодолимой гипнотической силой. А это возможно только, если поставить проблему-как автор детектива стоит перед проблемой поиска нити, которая вывела бы к прояснению. И эту проблему обсуждать вслух, выдавая не готовые результаты, а путь мысли. Как нить Ариадны повлекла аргонавтов, так твоя разматывающая клубок проблемы мысль должна повлечь за собой читателей. Вот это и есть »поворот темы», как я это для себя представляю и руководствуюсь. Это уже не просто »высший пилотаж» для абсолютного большинства журанлистов республики, как пишущих, так и медийных-они просто не подозревают о подобном подходе к профессии.
2.СКОЛЬКО ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
-Вы сделали такой интересный рассказ об искусстве? Сколько времени Вы готовились?
-Я готовился всю жизнь и один час.
Ответ, вошедший в историю ораторского искусства.Когда на заре радио не было записей,в эфире все шло напрямую из студии случился казус:не приехал докладчик с некоей лекцией об искусстве. А тут проходил А.В.Луначарский-работники к нему:выручайте нас, просим, скажите несколько слов в радиоэфир, некем больше заменить отсутсвующего докладчика, а до эфира осталось всего полчаса.
Импровизированная лекция А.В. Луначарского в эфире перед миллионоой аудиторией-удалась с блеском.Он ведь был знаменитый энциклопедист, а не только революционер, или, точнее-из той генерации революционеров,что называется, европейски образованных.Ленинская гвардия,говорили,имея,в частности, в виду эту блестящую и широкую образованность и начитанность, разносторонние таланты, всеобщую тягу к перу представителей этой плеяды революционеров.
»Самое образованное правительство в истории человечества»-то же оценка «ленинской гвардии», возможно, несколько преувеличенная, но не лишенная оснований. То, что в последущих поколениях руководителей партии не только никогда доселе не повторилось, но обратилось в полную противоположность, когда партией и страной стали перманентно управлять неучи или в лучшем случае, старательные посредственности.
А и среди этой особой когорты Луначарский по общему мнению был выдающаяся единица. Автор многих трудов, в частности, по искусству.
Работников радио удивило как человек мог подготовиться к лекции за каких-то полчаса до выступления и так здорово выступить, с таким знанием материала и свободой выражения мысли.
-Сколько времени Вы готовились?
-Я готовился всю жизнь и один час.
3.ПИСАТЬ ДОЛГО, СОБИРАЯ МАТЕРИАЛ-ИЛИ СПОНТАННО
Приходит уровень-в свободном потоке сознания выдавать на-гора материал любой степени пространности, практически без правок, но только с внесением все новых дополнений, нюансов. Новых граней поворота темы. Откуда берутся слова, готовые фразы, их гладкость и законченность, дальнейшее развитие мысли, образы, эпитеты, метафоры, словечки, побочные ответвления темы-новые темы, и прочая, и прочая-право, не знаю, пальцы сами бегут по клавиатуре(я теперь больше печатаю, чем пишу)и я только и поспеваю, что напечатать, да по ходу исправлять опечатки, глядя на экран монитора. Да нажимать снова и снова на опции: »Сохранить», »Сохранить как».
Однажды поставила опыт: могу ли разразиться ни с того ни с сего большой статьей о почти неизвестном мне национальном поэте-Али Шогенцукове, юбилей которого отмечался.Но все так блекло, официозно, неактуально нынешнему времени, Поэт мало кому, увы, в наше время всеръез интересный-хотя классик! К своему удивлению, или даже уже неудивлению-смогла! Легко. Оригинальный поворот темы. Нашлись и свежие идеи, и нужные слова, и далекие ассоциации, и обрывки того немногого, что хоть когда-то слышала или читала о герое своего очерка-и эти куцые обрывки засияли ,аки кристаллы, в оригинальном повороте темы. Тогда как неумелый журналист просто перескажет то что знает, да при этом будет мучиться с отбором, плавая в горах материала. Я же никуда не заглядывала, да и некуда было-на эту тему в нашей домашней билиотеке ничего нет, интернет сейчас недоступен, на дворе ночь, в библиотеку за материалом не пойдешь сейчас же. Да и лень. Было время, и я наваливала на библиотечные столы горы томищ-а толку чуть. Даже вредно:теряется заостренность пера и мысли, единый непрерываемый поток сознания, внутренняя логика развития темы,проблемы.
Расширение общего кругозора и эрудиции-отдельно, а написание статьи или иной работы-отдельно:вот как должно.
Из ничего ничего не напишешь, но когда пишешь-лучше хотя бы временно никуда не заглядывать, пока не почувствуешь исчерпанность, и уж тогда-за новой порцией пороха в пороховницу темы-можно.
Еще нюанс, это относительно новое мое наблюдение:не начинать с подготовки материала, а сразу начинать писать, а там видно будет. Если же начинать с собирания материала-в этом увязнешь, пока не выдохнется интерес к теме. Начинай сразу, не спрашивая что получится-просто доверься своим подспудным ресурсам памяти и логике мысли,они непременно куда-то приведут, а работа будет наполнена пассионарной энергией, которая, увы, улетучивается при слишком тщательной подготовке. Придумай на ходу интересный поворот темы (тренируй свое остроумие и находчивость мысли!)- и вперед, на всех порах, без остановок, пока не выдашь на-гора уголь-текст.
4.ЕЩЕ РАЗ ПОДРОБНЕЕ О ПОВОРОТЕ ТЕМЫ
ПОВОРОТ ТЕМЫ-ДВИЖУЩЕЕ НАЧАЛО В РАБОТЕ ЖУРНАЛИСТА/ПИСАТЕЛЯ
В.А.Аграновский. Ради единого слова. Журналист о журналистике Изд: М.: Мысль, 1978. 168 с.
«Каждая ежедневная планерка в "Комсомольской правде" включает в себя
обязательное сравнение только что вышедшего номера газеты с номерами других
центральных газет: где "мы их", где "они нас", что поправимо, а что упущено.
Довольно часто газеты, используя прекрасные факты, "портят тему" бездарным
исполнением, неточностью концепции, выбором не того жанра, неудачным
поворотом, бездоказательностью, фактологической ошибкой, допущенной в
тексте, и т. д. А можно ли доосмыслить факт, "дожать" тему, довести ее до
ума,найти иной, мы часто говорим, "наш" поворот? Воспользоваться ли уже
известным фактом или поискать новый? Все это и становится предметом
обсуждения на планерках и редакционных летучках».
Поворот темы-это то, что дает смысл работе(статье и т. д).Это то, что наполняет её содержанием. То, что ведет, раскручивает тему в определенном направлении, поставляет материал и мысли, определяет характер пера, стиля.
Если не продуман п о в о р о т т е м ы, то писать как бы и не о чем-при том, что можно быть заваленым горами материала. Однако сборы материалов могут затянутся на месяцы ,а то и годы-а результативность в плане написания новых работ — мизерна. Почему? Потому что работа по сбору материалов незаметно превратилась в медузу-это сравнение Льва Гумилева- здесь он сравнивает работу по собиранию материалов без заранее продуманной схемы с медузой, которая разрастается, поглощая собирателя-исследователя, превратившись в самоцель. Лев Николаевич Гумилев употребил слово »схема», но, по-моему, журналистский термин »поворот темы» яснее и энергичнее выражает то, о чем здесь идет речь.
Стоит только повернуть тему определенным образом-и все катится, как снежный ком, увлекая за собой обилие мыслей и фактов, их раскрывающих. И тогда результативность увеличиться многократно.
5.МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЛИ НЕБОЛЬШИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ ПО ТЕМАТИКЕ РАБОТЫ
Надо только избегать чересчур масштабных, всеобъемлющих замыслов:они, как правило, не реализуются, превращаясь в долгострой и выматывая-забирая силы и время, которые могли бы быть потрачены на гораздо более увлекательные проекты.
С другой стороны, сенсационные факты, приходящие из неведомого, при работе над скромной статьей, могут послужить основой тех же масштабных работ. Всё диалектично. Но курс лучше держать все же на небольшие работы-они не закрепощают, а сами, повторяю, могут сослужить добрую службу при написании больших работ.
Я даже считаю сугубых беллетристов, кроме гениев, -бумагомарателями, сочинителями выдумок, мало кому интересных(узким эстетсвующим группам разве, но не широкому читателю) в наш бурный, ежесекундно поставляющий изобили многообразного и интереснейшего документального материала во всех сферах общественной жизни, век. Даже и беллетристику в наше время надо писать на документальном материале, иначе сложно привлечь внимание публики, постоянно пребывающей под информационным прессингом.
Продолжение следует.
В следующий раз попробую рассказать о своих интервью, как я их строила, и какие уроки извлекала.
07.06.2013 04:13
https://zera-cherkesov.livejournal.com/409972.html
Свидетельство о публикации №113060708000