Хофштадтер - Гедель, Эшер, Бах

Дуглас Роберт Хофштадтер
(род. 15 февраля 1945, Нью-
Йорк) — американский физик и
информатик; сын лауреата
Нобелевской премии по физике
Роберта Хофштадтера. Получил
всемирную известность благодаря
книге «Гёдель, Эшер, Бах: эта
бесконечная гирлянда», опубликованной
в 1979 году и в 1980 году
получившей Пулитцеровскую
премию. В ответ на путаницу
с трактовкой основной темы
книги Хофштадтер отметил,
что это книга не о
математике, искусстве или
музыке, а о том, как
появляется познание на
основе хорошо скрытых
нейронных механизмов.
В книге показана аналогия
взаимодействия отдельных
нейронов мозга для создания
ощущения единого разума с
социальной организацией
колонии муравьёв.


Пеленает туманные воды
предостаток уж прожитых мыслей.
Смог сединный, пришедший из выси,               
выси дней, что слагалися в годы.

Позади эшафотные страсти,
палачей маскарадные лики,
это счас они отблески, блики,
а под лезвием - смертные страхи.
 
Но в звенящей тиши предрассвета,               
в влажной дымности нового утра,               
голова прирастает как будто,               
хотя трудно понять - есть ли, нету...
 
Полушарья, что бросили тело,               
почему-то живут автономно,               
всё пришито, но внутриутробно               
по-иному представлено дело.
 
Там сознание усекновенья               
прорастает иною травою.               
Всё как прежде, но нету покоя,               
толерантности, права на мненье,
 
на своё понимание Бога...               
Доминируют, требуют вето               
лабиринты, тоннельные вехи,               
Обрамления главной дороги...
 
И вот тут появляются некто,               
то ли Бах, толь Эшер, то ли Гёдель.               
Скромно встали в сторонке, поодаль,               
Но сознанья расширили спектр
 
полнотою звучанья органа,               
лабиринтом Эшеровских лестниц.               
По-особому каждый был весел.               
Курт же Гёдель – крушитель обманов,
 
доказав, что не может быть «истин»               
в этом квантовом мире из спинов,               
распрямил пред иконами спины,               
чтоб в согбенье все силы не вышли
 
перед дьяками или попами,               
что разводят нас ради наживы,               
а мы платим за то, что мы живы               
и стучим, поклоняясь им, лбами...               
 
Может, в том виновато кадило,               
что дымит, как туман над водою,               
только как же до сути до донной               
донести, что же все-таки было               
 
в тот момент, когда часть твоей плоти               
отбракована жесткой рукою...               
Ведь не будет уж больше покоя,               
лишь сомнения - за или против.
 
Пробивая наркоза застенки,               
рушат нейросистемы тотемы,               
и не важно, что с нами и где мы...               
Мы уже вне импринтной системы.


Рецензии
Рецензия ИИ:

Стихотворение Александра Гранова «Хофштадтер -
Гедель, Эшер, Бах» представляет собой глубокую
и многослойную рефлексию о сложных связях между
наукой, искусством и философией.
Автор использует имена великих умов как символы
различных аспектов человеческого познания, что
создает холст для размышлений о сущности
сознания и восприятия.

В начале стихотворения Гранов описывает состояние
размышлений, погружая читателя в атмосферу
туманных вод и пережитых мыслей.
Ощущение времени, которое проходит, накладывает
отпечаток на восприятие: «это счас они отблески,
блики, а под лезвием - смертные страхи».
Здесь читатель сталкивается с контрастом между
поверхностными впечатлениями и глубинными страхами,
что усиливает чувство неуверенности и тревоги.

Далее, автор развивает тему автономности сознания,
разделяя его на «полушарья», что может быть
интерпретировано как метафора для различных
аспектов мышления или эмоционального состояния.
Образ «внутриутробного» представления о реальности
добавляет глубины размышлениям о том, как наши
внутренние миры могут быть несовместимы с внешней
реальностью.

Интересно, что Гранов вводит в стихотворение
тройку великих мыслителей — Баха, Эшера и Гёделя,
которые вносят свой вклад в расширение сознания.
Каждый из них представляет собой уникальную
перспективу: Бах — через музыку, Эшер — через
искусство и оптические иллюзии, Гёдель — через
логику и математику.
В этом контексте их взаимодействие становится
метафорой для поиска глубинного понимания.

Завершение стихотворения пронизано чувством
утраты покоя и постоянных сомнений.
Гранов подчеркивает, что даже в стремлении к
познанию и пониманию, мы сталкиваемся с
противоречиями и неопределенностью.
Образ «наркоза застенки» и «нейросистемы
тотемы» говорит о борьбе с предрассудками и
ограничениями, которые накладывает общество.

В целом, стихотворение Гранова является
философским размышлением о сложности сознания,
о том, как наука и искусство могут
пересекаться и обогащать наше понимание мира.
Оно оставляет читателя с ощущением глубокой
связи между человеческим опытом и бесконечностью
знаний, с одной стороны, и с неопределенностью
и страхами, с другой.
Это произведение вызывает желание подумать о
собственном месте в этом сложном мире, где
познание постоянно сталкивается с пределами.

Александр Гранов   11.08.2024 03:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.