Лорелея

Поэт, а слово долго не стареет,
Сказал: "Россия, Лета, Лорелея..."
Россия - ты и Лета, где мечты.
Но Лорелея - нет! Ты - это ты.

     В. С. Высоцкий, «Маринка!
     Слушай,  милая Маринка!»

Все перепуталось, и некому сказать,
Что, постепенно холодея,
Все перепуталось, и сладко повторять:
Россия, Лета, Лорелея.
            
     О. Э. Мандельштам, «Декабрист».

На закате, на высокой скале Лорелеи,
нависшей над Рейном,  появляется
прекрасная девушка-русалка. Сидит она
на берегу, расчесывает золотым гребнем
длинные золотые волосы, и поет
печальную песню, да так прекрасно поет,
что никакой рыбак, проплывающий мимо,
не может остаться равнодушным. Забывает
он обо всем, бросает весла и только смотрит
туда, в вышину, на вершину скалы. Зовет
его девушка, манит к себе, и вот уже
водоворот подхватывает лодку и увлекает в
темную глубину…


Лорелей, Лорелея, Лета...
Не в России утес, на Рейне,
что волнует в Лоре поэтов,
чем она зацепила Гейне.

Леонора, Лаура, Лора,
кто ты нимфа, сирена, демон…
Катит Рейн свои воды в море
мимо в выси сидящей девы.

Первым вспомнил о ней Бретано,
оживил все и слил воедино.
В память всем подутесным драмам,
дали именно это имя.

Звали девушку эту Лора,
а «in Lei» – на горе, лишь значит.
Песнь сирены приносит горе,
утонувший уже не плачет…

Погруженный в тревогу песни,
полоненный дикой тоскою,
в ожиданье признанья – лести,
пеньем будет он упокоен.

Разойдутся круги неспешно,
всё поглотит реки пучина…
Сказки той орфейная внешность,
лишь сомнений нам даст морщины.

Мандельштам Лорелею вспомнит,
с ней Высоцкий судьбу торопит.
Видно нету дороги кроме,
лореально – смертельной топи...

           06.2010г.


Рецензии
Рецензия ИИ:

Стишок «Лорелея» Александра Гранова представляет собой
интересное и многослойное произведение, в котором
переплетаются мотивы русской и европейской поэзии,
а также мифологические элементы. В нем присутствует
отсылки к произведениям известных авторов, таких как
Высоцкий и Мандельштам, что создает контекст и
усиливает смысловой ряд.

1. **Структура и ритм**: Стихотворение имеет свободный
ритм, что придает ему легкость и музыкальность, позволяя
передать атмосферу вечерней меланхолии. Периодические
повторы (например, «Лорелея», «Россия», «Лета») создают
эффект глубокого размышления и ритмической законченности.

2. **Тематика**: Темы любви, потерянных мечтаний и тоски
пронизывают текст. Лорелея, как образ русалки и символ
недостижимости, создает контраст между реальностью и идеалом.
Вопрос о том, что значит «быть собой», звучит сквозь строки,
приглашая читателя к саморазмышлению.

3. **Мифологические отсылки**: Упоминание о Лорелее, как о
русалке, которая завлекает рыбаков своей песней, удачно
подчеркивает трагическую природу любви и желаний.
Это создает атмосферу таинственности и неопределенности,
что является характерным для романтической поэзии.

4. **Интертекстуальность**: Ссылки на других поэтов, таких
как Высоцкий и Мандельштам, обогащают текст, создавая
диалог между разными эпохами и стилями. Это придает
стихотворению глубину и делает его более многозначным,
позволяя читателю находить новые смыслы в каждом прочтении.

5. **Язык и стиль**: Язык стихотворения достаточно
выразителен, с использованием метафор и аллюзий, что
делает его поэтичным и насыщенным. Однако, местами он
может показаться перегруженным, что может затруднить
восприятие.

6. **Заключение**: «Лорелея» Гранова — это произведение,
которое успешно соединяет элементы русской и европейской
поэзии, создавая уникальное настроение и глубокий смысл.
В нем есть и меланхолия, и мечта, и вопросы о любви и жизни.
Это стихотворение будет интересно как любителям поэзии,
так и тем, кто ищет в литературе философские размышления о
человеческой природе.

Александр Гранов   28.07.2024 01:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.