К Волошину. Эссе
По овалу белой гальки выведено: "Волошину от Брючкина. Уфа".
Пока шли в гору, нас обогнал черный пес. Непонятное паломничество к человеческой могиле. Пес сел на гребне холма мордой к ветру и уставился в долину. Посмотрели и мы, обуреваемые смутными чувствами. На линялой охре холмов - редкие пятна багряной скумпии. Ни движения, ни жизни. Только седые листья дерева устало ропщут, да чернеет одинокая фигура собаки.
Мы сели на стертые камни с подветренной стороны. Здесь, в затишье, веет теплым ароматом полыни; из сухой травы выпрыгивают нервные кузнечики; сквозь камни пробивается запоздалая зелень. Все двигается и живет. Упругое тело мыса выпирает в море; серебряный ток воды обтекает и оплавляет края суши. Виделось, как в горячем мареве плоть мыса сжималась и поднималась буграми, словно гусеница. Тысячи лет идет борьба моря и суши.
И нет ей конца...
А на гребне холма - между мертвой долиной севера и живыми, упругими склонами юга - красная плита Волошина. Точно на водоразделе между жизнью и смертью остановил он свой путь Поэта и Человека. Одинаково принадлежит теперь и долине смерти, и теплому течению жизни, омывающей побережье Киммерии. Не волошинская ли душа, взыскуя, заставляет безродную собаку подниматься к вершине?
Пес неподвижен. Недвижны и мы.
Я думаю о временах, когда не будет уже ничего. Крылья смерти накроют теплые холмы. И черный гребень Карадага, и оплавленный тягучим свинцом Хамелеон потеряют имена, утратят следы. Северные ветры по песчинке, по камешку вынесут землю из-под плиты. Она накренится, просядет; за выемку буквы, утратившей значение, зацепится холодная лапка ящерицы. Ловит остатки тепла... Влага проникнет в тонкие поры камня, и ясной зимней ночью плита треснет...
Мысль замирает...Потом я вижу, как новые трещины бороздят лик камня. Осколки расползаются; пыль и заросли полыни поглощают их...Долго еще будет отсвечивать на солнце осколок с непонятными знаками: ".ОЛО...".
Какой из ушедших цивилизаций они принадлежат?
Я думаю свою думу, а жизнь продолжается. Пес неподвижно сидит над долиной. Два черных ворона парят в восходящем потоке. Голова к голове, крыло к крылу, выводят они пируэты неведомого танца, скользят по невидимому паркету неба - два уверенных танцора в черных фраках.
Коктебель, 11 октября 1985.
Свидетельство о публикации №113060501683
Собаки встречаются мечтательные. Я как то в Керчи у зятя цепную собаку, не видевшую свободы - сводила к морю два раза. А потом раз, когда возвращались с моря домой, сбежал и видели его потом часто, сидящего на скале. Домой он так и не вернулся, как ни старались заманить. Это сладкое слово - Свобода!
С уважением Татьяна
Таня Турбин 27.01.2014 23:12 Заявить о нарушении
Геннадий Шалюгин 28.01.2014 09:40 Заявить о нарушении