М. Михалева. Нас всех объединяет вера

 В декабре 2009 года по предложению и благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в России создано Общество православных писателей, целью и задачей которого является популяризация морально-этических и духовно-нравственных ценностей в обществе, а также оказание содействия творческой деятельности православных писателей, журналистов, художников, краеведов.
 В Совет Общества православных писателей вошли именитые мастера русского литературного слова, такие, как Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, писатели Валентин Распутин, Владимир Куприн, Николай Коняев, Юрий Лошиц, Татьяна Дашкевич и другие.
 В 2010 году решением Издательского Отдела Тульской Епар-хии Общество православных писателей создано и в Туле.
 Для чего в России создано еще одно писательское общество, каковы его цели и задачи, кто станет членом Общества право-славных писателей в Туле? На эти и другие вопросы отвечает со-председатель Православного литературного объединения «Ковчег» Марина Михалева.
 Марина Александровна Михалёва родилась в 1961 г. в г. Мирный Архангельской области в семье военнослужащего. Окончила факультет иностранных языков ТГПИ им. Л.Н. Тол-стого, работала преподавателем в средних школах с. Сомово Одоевского района и № 15 г. Тулы, на кафедре иностранных языков ТулГУ. С 1989 г. вела религиозные программы на Радио России. Казначей Николо-Зарецкого храма г. Тулы  в 1999-2002. С 2001г. работает в Тульской Духовной семинарии (преподаватель православной педагогики, английского языка, помощник Учёного секретаря ТДС, главный редактор газеты «Вестник Тульской Духовной семинарии», заведующая Церковно-археологическим кабинетом ТДС). Имеет награды Русской Православной Церкви: Архиерейские грамоты (2000, 2002), медаль свт. Иннокентия Московского (2006), медаль св. блаж. Иоанна Тульского (2011).

 - В России уже существуют несколько писательских организа-ций, тем не менее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил создать ещё одну – Общество православных писателей. Для чего происходит объединение православных пи-сателей?
 - Я не дерзну браться объяснять  и комментировать решения Святейшего Патриарха, но смею предположить, что объединение православных писателей в Общество связано с желанием решить несколько проблем.
 История Православной Церкви свидетельствует: вопреки по-словице, один в поле всегда воин, если он воин Христов. А если он воин Христов, то он уже не один не один, а с Богом. А с Богом «кого убоюся?», как вопрошал псалмопевец Давид. Следователь-но, писатель, живущий по вере, в своём творческом озарении, вне всякого союза  и объединения способен оказывать огромное влияние на человеческое сердце. Но вспомним литературную ис-торию нашего Отечества. При абсолютной самодостаточности  писателей, они искали творческого общения с теми, кто испове-довал одну с ними «литературную веру». Десятки журфиксов, обществ, клубов, которыми был прославлен 19 век, литературные объединения Серебряного века подтверждают очевидную мысль: человек всегда ищет близких себе по духу.
 А что общего у членов нашего Объединения? Безусловно, ве-ра. Всё остальное – разное. Разные жанры, разная стилистика, разные характеры, в конце концов… Но объединяет вера. Вместе молимся, вместе ищем ответы на сложные вопросы человеческого бытия. Общая, единая вера не означает нивелировки личностей. Как  всё в христианстве, совместный поиск ответов оказывается рационально необъясним: идём все на один и тот же немеркну-щий свет, веруем, веруем в одного и того же Триединого Бога, идём к Нему вместе, но … каждый своей дорогой. Какие откры-тия делает каждый на своём, неповторимом пути – вот что стано-вится темой встреч православных писателей. Хочется оговорить-ся: речь идёт не о визионёрстве, не о бесконечных рассказах, «как явился ангел», которым так любят предаваться духовно не взрос-лые люди, а именно о том, как вся человеческая жизнь преобра-жается, - преображается так, что и сама речь, вспоминая А.Тарковского, по горло наполняется новым смыслом.
 Для чего объединяются православные писатели? Чтобы духов-но быть вместе.
 Но следует сказать и о другой стороне вопроса. В наши дни, когда литература растянула свои границы до самых безнравст-венных экспериментов и со словом, и с содержанием, часть писа-телей решила объединить свои силы, чтобы общими стараниями противостоять пошлости и духу купли-продажи. Стоит повто-риться: и один в поле воин, но когда воинов много и они вместе, можно ожидать более победных результатов. Среди задач Обще-ства православных писателей указана именно цель: объединение творческого и профессионального потенциала членов Общества в интересах популяризации православных духовно-нравственных ценностей в обществе.
 Не забудем, наконец, и ещё об одной важной проблеме. Мно-гие писатели, считая счебя православным, признают, что они не очень хорошо знают Священное Писание, мало знакомы со свя-тоотеческим наследием, редко приходят на богослужения и от-кровенно редко принимают участие в таинственной жизни Церк-ви, то есть нечасто исповедуются и причащаются. Общество, по словам Святейшего Патриарха, призвано помочь в воцерковлении тех писателей, которые близки Православию, живут его нравст-венными ценностями, но саму Церковь воспринимают в большей степени этически и эстетически, не имея достаточных духовных знаний или внутренней духовной готовности войти в её жизнь как жизнь особого духовного организма, имеющего единого главу – Господа Иисуса Христа.
 Общество православных писателей необходимо, таким обра-зом, ещё и для того, чтобы помочь преодолеть некоторую цер-ковную безграмотность, из-за которой духовное богатство Церкви как богочеловеческого организма остаётся за пределами  личного опыта творческого человека.
 - Кто может стать членом Православного объединения писате-лей: человек православного вероисповедания, литератор, пишу-щий произведения на православную тему или существуют какие-то другие критерии отбора?
 - Название объединения кого-нибудь может ввести в заблуж-дение – в том смысле, что может показаться: его членом может стать писатель, который в каждой строке своего произведения поминает имя Божие и описывает свечи и лампады. Следует при-знать, что порой начинающие авторы, к сожалению, паразитиру-ют на этих образах. Это объясняется довольно просто Человек, возможно, только что вошёл в неизреченно богатое, безграничное пространство веры. Внешняя сторона церковной жизни чуткое сердце не может не привести в состояние неиспытанной ранее приподнятости и особой духовной радости. Человек начинает описывать своё положение в непривычном пока для него мире, незнакомые ощущения. Но духовная беспомощность, духовная близруковсть не позволяют ему увидеть за своими новыми пере-живаниями Источника этих переживаний. Человек пытается све-сти совершенную и бесконечную сущность духовного мира к не-совершенным и имеющим быстрый конец словам человеческого опыта. Поэтому так безлики  невыразительны бывают произведе-ния новоначальных (в смысле опыта веры) писателей: и внешние образы одни и те же, и внутренне содержание слишком невелико – именно потому, что оно составлено по горизонтально располо-женной схеме: «Я и свеча», «Я и икона», «Я и колокольный звон». Но «самостоянье человека», «залог величия его» вряд ли возмо-жен в приложении человека к предмету. Стояние человека пред Богом – вот в чём осуществляется его жизнь. При этом, как писал И.А. Ильин в «Аксиомах религиозного опыта», человек может есть, спать, напряжённо работать, предаваться развлечениям, но свет купины неопалимой не покидает его. Этот свет освещает и очищает душу, даёт возможность отличить добро от зла и препят-ствует совершению поступков, которые совесть только при этом вечном свете допустить не может.Поэтому я бы так ответила на вопрос о членстве в Православном объединении писателей сле-дующим образом. Не тот, кто без конца и не зная меры обращает-ся к священным именам и образам, является православным писа-телем. Отметим в скобках, что третья заповедь гласит: «Не поми-най имени Господа твоего всуе», и именно эту заповедь нередко писатели и нарушают, сами того не подозревая. Членом нашего объединения может стать человек, осознающий себя литерато-ром, искренне и неложно исповедующий Православие, а не ту-манно рассуждающий о том, что «Бог один, и все религии рав-ны».
 Можно провести аналогию с Обществом православных врачей. Они не лечат неизвестными науке лекарствами и не делают опе-рации невиданными инструментами. Профессионально они такие же врачи, как и те, кто исповедует атеизм или конфуцианство. Но они объединились для того, чтобы с молитвой и в общем для них понимании духовных и физических проблем человеческой при-роды решать свои медицинские вопросы. Мусульманские врачи и писатели, наверное, имеют свои объединения, и было бы странно, если православный человек неожиданно решил бы вступить в их творческие клубы, или они, поступаясь своими религиозными убеждениями, вдруг решили, что имеют конституционное право вступить в Общество писателей, отграниченное от других кон-фессионально.
 Следует сказать, что отбора как такового никто не осуществ-ляет. Но сам настрой писательских встреч таков, что люди, чуж-дые Православию, рано или поздно понимают: здесь их любят, но их собственные убеждения не дают им возможности почувство-вать себя принятыми. То есть в Объединение человек принимает себя сам.
 - Существует ли отличие писателя православного от писателя светского? И если да, то в чём это выражается?
 - Православный писатель, как и православный человек, не об-ладающий литературным даром, видит мир по-иному. Если чело-век находится в Божьем свете, то все явления жизни пронизаны для него лучами божественного откровения. Это не значит, что писатель видит мир в розовом свете. Как раз наоборот: яркий свет помогает увидеть грязь и пыль так где её не увидишь при слабом освещении. Но одновременно свет даёт возможность или уничто-жения этой грязи, или обнаружить пути, пролегающие далеко от неё.
 Для православного писателя, как я думаю, всякое явление челове-ческой жизни значительно, потому что в его разуме живёт пони-мание воли Божией, без которой волос не упадёт с головы чело-века. В нескольких словах я бы так ответила на Ваш вопрос: по-нимание священности жизни – вот что отличает православного писателя от светского. При этом сюжет произведения может раз-виваться и в пределах рассказа о собирании крыжовника, и в пси-хологически глубокой обрисовке внутренних исканий философ-ски настроенного человека. Но за любым сюжетом – ощущение вечности, прорыв за облака, видение Божественного луча. Что касается языка православного писателя, то именно по этой при-чине он не может быть пошлым, скудным, мелким и ничтожным.
 - Кто является координатором деятельности Объединения, ко-му оно подотчётно?
 - Объединение сложилось на базе Тульской Духовной семина-рии, и все инициативы, возникающие в писательской среде выно-сятся на рассмотрение Митрополита Тульского и Белевского Алексия, ректора ТДС. После благословения Владыки «ковчегов-цы» занимаются осуществлением своих предложений. Что каса-ется координации действий, то, согласно Положение, есть со-председатели и совет, которые избираются общим собранием.
 - Не получится ли так, что писатель православный в отличие от светского будет ущемлён, скажем так, внутренней церковной цензурой?
 - Если писатель считает себя православным, но при этом с вос-торгом описывает состояние наркотического опьянения, то ему, безусловно, придётся пережить все ущемления церковной цензу-ры. Если писатель своим произведением подводит человека к мысли, что Христос Иисус – не Сын Божий, ипостась Триединого Бога, а великий учитель нравственности и только, - то и такой писатель должен ожидать для себя множество вопросов со сторо-ны своих собратьев. В связи с этим ещё раз хочется подчеркнуть необходимость получения религиозных знаний, чтобы не впасть в ересь. Блистательный по языку «Иуда из Кариота» Леонида Анд-реева – очень яркое, эмоционально притягательное, но духовно страшное и разрушительное произведение. Но Леонид Андреев и не называл себя православным писателем. А если современный писатель, плохо знающий вероучение Церкви, находясь в духов-ном обольщении, начнёт сочувствовать иуде на том основании, что всё равно кому-то надо было предать Христа, чтобы Сын Бо-жий умер и Своей смертью смерть попрал, то такому литератору, разумеется, расскажет о том, что он исповедует одну из древней-ших ересей. Вряд ли желание помочь писателю узнать богатство вероучения, в безграничных границах которого он себя мыслит, можно назвать ущемлением. Нет ошибки в словах о «безгранич-ных границах». Как только человек ограничит себя, он внутренне себя расширит; отграничит себя от зла, от греха – граница его внутреннего добра расширятся. Православие – это жизнь челове-ка не в тюрьме постоянных лишений, а в свободе: «Познаете ис-тины, и она сделает вас свободными». Это слова Самого Господа Иисуса Христа. Как пишет наш современник, протоиерей Максим Козлов в книге «Мир и клир», «если верить в жизнь вечную и считать, что слова Христа и Евангелия – правда, то стоит всё по-терпеть. И ограничения, и что одного, второго, третьего удоволь-ствия тебе нельзя, и что жить нельзя по принципу «лови момент» и пользоваться этой жизнью пока молод, и что неверна идея, что каждый сам за себя в этой пустыне жизни, именуемой эгоизмом. Ничего этого нельзя, а можно только то, чего Господь от чего хо-чет». Отец Максим говорит здесь об ограничениях повседневной жизни, но его рассуждения приемлемы и к нашему разговору. Призыв не проповедовать эгоцентризм, культ молодости и силы, денежных отношений между людьми, - разве можно это вообще назвать ущемлением цензурой?
 Позвольте процитировать ещё и святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Наш ветхий, самолюбивый человек не терпит препятствий его мыслям, желаниям, словам и делам – и когда встретит их от людей или от обстоятельств вещей, места, време-ни, бывает в нетерпении: готов сокрушать и уничтожать всё, стоящее ему на дороге к цели. Такова гордость и злоба ветхого человека! Что может служить врачеством против этого недуга гордости, злобы, нетерпения? Надо во глубине сердца смириться пред Богом и людьми, сознать свою немощь, своё ничтожество, бессилие и решиться терпеть спокойно всевозможные препятст-вия, если нет нужды и возможности преодолеть эти препятствия» («О борьбе человека со страстями»).
 - Какова история создания «Ковчега» Это было  чьё-то волевое решение?
 - В Тульской Духовной семинарии постоянно проходили встречи с писателями, и постепенно из этих встреч выросло убе-ждение, что встречаться нужно чаще, обогащая друг друга новым идеям и творческими открытиями. Накануне Дня православной книги 14 марта 2010года  было решено создать литературное объ-единение. По благословению Митрополита Тульского и Белев-ского Алексия объединение получило название «Ковчег» в напо-минание о том ковчеге, в котором некогда обрело своё спасение человечество, доверившее свою жизнь Богу. Как и тысячи лет на-зад мы нуждаемся в надёжном корабле, который перенесёт нас по волнам нашей неспокойной жизни к желанному берегу вечной радости. Если говорить об изначальной дате начала «строительст-ва» нашего «Ковчега», то ею следует считать 26 февраля 2010 го-да, когда владыка Алексий благословил объе6динение  право-славных писателей в единое целое.
 - Скажите пожалуйста, сколько человек насчитывает на сего-дняшний день «Ковчег», какой опыт литературной деятельности имеется у его членов и много ли в клубе молодёжи?
 - В настоящее время более сорока человек написали заявления с просьбой считать их членами Православного литературного объединения «Ковчег». Если говорить о возрасте, то значитель-ную часть составляют люди среднего возраста. Есть люди совсем молодые и совсем немолодые, что очень положительно сказыва-ется на внутренней жизни «Ковчега»: происходит творческая встреча поколений, при которой конфликт между «отцами» и «детьми» абсолютно невозможен – ведь люди объединены не об-щими интересами, а общей верой, которая скрепляет между собой характеры самые разные и интересы самые противоположные. Среди членов нашего клуба много начинающих поэтов, но есть и те, имена которых известны далеко за пределами Тульской облас-ти. Кстати, приятно и то, что в клубе происходит замечательное общение между писателями, формально принадлежащими и Сою-зу писателей России, и Союзу российских писателей. Внутри на-шего клуба  никаких разногласий по поводу их членства нет. В «Ковчеге» все равны.

 Беседовал Геннадий Николаев

 © Марина Михалева
 © Геннадий Николаев


Рецензии
Очень интересно, а как Вы отбираете в свое православное общество? Очень уважаю православных писателей, но не посмела бы так себя называть.

С теплом и пожеланиями всего самого прекрасного и Божьих милостей всем вам!

Анетта Оскольская   28.11.2016 16:58     Заявить о нарушении