Рецензия о творчестве

ИГОРЬ ЦАРЕВ: Я МОГ БЫ…
« Я ведь тем счастлив, что обречен,
Ежедневно биться лицом о жизнь» (Игорь Царев)

«Боже мой, Боже, скажи, почему же
Сердцу все хуже с течением дней?
Путь наш становится все уже и уже,
Ночи длиннее, дожди холоднее» (Игорь Царев)

«Я отстал на шаг, жжет меня не страх,
А предчувствие перед выстрелом» (Игорь Царев)

Всегда трудно писать о человеке, которого ты не знал лично, а в материалах его жизни имеются лишь стихи. Мне выпала нелегкая задача. Но я думаю, если Бог наделяет даром – слагать стихи, то значит где-то там, за гранью нашего понимания, он наделяет поэта даром – быть всегда вечно с ним в особой связке.
//Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт// - неповторимые строки Высоцкого вдруг так смачно, будто топор в дерево, врезались в мое сердце, когда я прочитал стихотворения Царева. И четыре грани его творчества я хотел бы разукрасить краской сердца, что всегда, как насос, дает нам всем это священное слово – кровь.
Мне всегда нравились мужики-однолюбы. Пусть даже если что-то в жизни и идет не на те коны, что ты рассчитывал. Но даже среди сброда, ты всегда обязан видеть одну, что будет ждать твоего пути окончание вечно. Умрем ли мы, просто канув в могилу? Конечно, нет. Думаю, что Надежда и Вера так никогда считать не будут.
Я уже давно не равняю стихи тропам или формам. Я их равняю мыслям, ибо любому творцу не интересно, как его строки расчленят людские души потом, когда ему уже надо склонять свою голову перед Богом. Любому творцу всегда важно, как его мысли поймут те, кому он их дарил.
Первая грань творчества Игоря Царева – это великие земли путешествий, как у Гумилева. Огромные пласты городов России, что равняются именно не мажорам, а скрытым ведением    (просто мажоры посмотрели страну, набросали фоток, а сказать про путешествие не позволяет талант). Тех же самых кабаков. Сейчас, когда мне под тридцать, думаю, они – это души, что не имеют безграничный вокал своих притч.
Вторая грань стихов – любовь, что не так часто, но все-таки острой стрелой внедряется в память тех, кто читает. Один мой друг сказал: «Я читаю любовную лирику, когда влюблен!». Второй парировал: «Я читаю любовную лирику, когда меня не любит женщина».
Прочитав стихотворения Игоря Царева, я вдруг осознал, что с возрастом любовь это и есть тот магнит группы «Сплин», что «из железа».
Третья грань – это природа в любом ее свойстве. Не любить природу может лишь скот. А если поэт часто в своих поэтических видениях этот образ поднимает до вершин самых высоких и сильных деревьев, красот деревень, городов и просто состояний, то значит – он творец. У Игоря Царева я увидел неиссякаему любовь к природе, к ее четырем составляющим: лето, осень, зима, весна. Примерно такое я видел в своем Поливановском лесу, когда природа, как женщина, меняла свои наряды, чтобы нравится тем, кто на нее смотрит.
И, наконец, четвертое – БОГ. Когда-то я написал, что у настоящего мужчины есть только один главный учитель. И этот учитель – Бог. У Царева, на примере его творческих работ, я воочию прочитал понятие Бога – как самой светлой сферы, в которую заглядывает человек. Думаю, что для него Бог и стал той истиной, за которой он гонялся так долго. Умереть около рабочего стала – пусть даже от инфаркта – это путь сна. А прозрение – на той стороне, от куда еще никто не возвращался. Сердце останавливается. Такое часто случается. Сон. Глубокий сон воскресает новым бытием. //Покойников мы бережем//, так сказал Володя Высоцкий, намекая, что надо беречь живых.
Для меня эта рецензия будет несколько необычна. Поэтому я ее так долго и готовил. Скажем так, я выбрал для себя из книги Игоря Царева мысли, имеющие колоссальное значение для современной России.
Я уже давно прекратил делать из поэзии математику, и мне абсолютно до фени всякого рода размеры, ибо считаю, что поэзия – это в первую очередь сила мысли. И самое главное – сила правильной мысли.
Стихотворение «Пес». Яркая строка, если умные люди прочитают до конца – //Потому что я для него никто, а хозяин – Бог//. Не правда ли как это правильно? Вообще это можно по смыслу поднять и на более высокую высоту, касающуюся людей своего круга, где все чужие – «никто», и только лишь «свои» и есть Боги. Читайте между строк и попробуйте понять, на кого я намекаю…
В этом же стихотворении строки - //У меня ведь тоже свой Бог и тоже саднит в боку//, //Постоим. А куда торопиться?//Все мы там своевременно будем//  - считаю, что это прямой авторский намек на свою смерть. Когда человек творческий подходит к определенной дате, которая делает из мужика старика, то у него появляется обостренное шестое чувство ближайшего ухода из этого мира. Это, как нюх у хорошего гончего пса. Распинаться я больно-то не буду. Хочу, чтобы вы сами научились угадывать.
Едем дальше. Стихотворение «Дефиле по парку». Поразительной силы, наполненная глубоким подтекстом, строка – //Как теряет в зоопарке разум лев// От того, что даже именем не прав//. Прямой намек на борцов за свободу, у которых эту свободу отняли. Запихнули в стеклянный футляр и заставляют смотреть на мир. Здесь, на мой взгляд, не просто тема зоопарка – как огромной тюрьмы для животных, здесь тема одной большой тюрьмы для людей.
В этом же стихотворении строка, заканчивающая данный этюд (предупрежу, что, возможно, я буду в дальнейшем подбирать синоним стихотворению именно «этюд», так как считаю, что поэзия – это та же живопись) – //Мой сосед, искавший истину в вине// Подмигнул мне через стол: «Шерше ля фам»?// Я подумал…И пошел к жене//. Здесь смысл в той простой любви хорошего поэта к хорошей женщине, ставшая для него женой (Музой). И на протяжении всей книги у Игоря это будет прослеживаться простыми словами. Думаю, что если женщина       по-настоящему любит мужчину, то ей достаточно элементарного и искреннего «Я тебя люблю», чем каких-то мажорских соплей.
Стихотворение «Мой мир» продолжает тему любви. Такой простой и чистой, что просто    по-хорошему можно позавидовать. Честно говоря, я ничего про личную жизнь Игоря Царева не знаю, но стихи поэта – дневник его души. Поэтому я сужу исключительно по творчеству. //Но мы из всех миров предпочитаем тот//Где можем ощутить дыхание друг друга// - это откровение сложной души, что вечно влюблена в мир, в женщину, в природу, в окружающее пространство, в силу, что дает жизнь и забирает ее куда-то туда наверх.
Вообще, у Игоря – просто феноменальная вера в Бога. Мне, как православному – это очень приятно. И в этом же этюде это доказывает строка – //Где обитает Бог, в которого я верю//. И это тоже – уже прямой, а не скрытый намек на уход. Надеюсь, что к Богу. Хотя никогда мы уже этого не узнаем, ибо, повторяю, от туда еще никто не возвращался. Воспевание Бога продолжается строкой //И в напиток Богов// Превращалась простая вода//. Этот сакральный смысл истины заложен еще в Библии, когда Христос мог простую воду превратить в вино. Многие, из тех, с кем я общаюсь, в прошлом были ярыми атеистами. Сегодня, когда у них появляются дети, они приходят к христианству. А многие и к исламу.
Стихотворение « Я верю» строкой //Я все-таки верю, что крестик нательный//Меня сохраняет от лиха и зла// тему Бога возводит до Победы между тем, кто «внутри прибывает» и тем, кто представляет собой настоящее «Я». Думаю, это было аукционом души поэта, что всегда делил ее на «добро» и «зло». Родственники пусть не судят плохо. Просто так считает и моя душа.
Стихотворение «Ночная мелодия» продолжает развивать любовную мотивацию чувств поэта. //За спиною тишина – хрипло в ухо дышит// А любимая жена не звонит, не пишет// - я думаю, что в этой строке повторяется ситуация практически всех тех, кто был и будет влюблен.  Это еще пошло со времен Владимира Высоцкого. В то самое время, когда любящие сердца живут только голосом друг друга. И именно телефонная связь является единственной радостью. Конечно, такое поймет и стар, и млад. А продолжение – есть надежда – //Тонким лезвием ножа – холодок под сердце// Поскорее приезжай, помоги согреться//.   Далее – //Засыпай, родная, Бог, с нами!// Он до самого   утра будет// наши души врачевать снам//… Совершается в ночи чудо//. И все! Какие еще нужны позывы для настоящей русской женщины? Разве только добавить - //Земляника губ любимых// Изумительна на вкус//.
Строка из стихотворения «Не покидай меня» - //Я «Отче наш», как Отче нас// На память выучил// мне приглянулась не в плане того, что данная молитва является по-сути основной из тех, кто обязан знать ( вне зависимости – веришь ты или нет), а в плане особой игры смысла. « Как Отче нас» - таким хедлайном на фоне молитвы «Отче наш» можно озаглавить целую повесть о грехах человеческих. Как это примерно было в фильме Павла Лунгина «Остров». Не правда ли это словно наставление людей задуматься? Бог-то уже давно о каждом знает… В данном случае я имею ввиду грехи.
Про атеизм без лишних слов сама за себя говорит строка - //Дан тебе посох – веру отыщешь сам// А не сумеешь – боги тут не при чем//.
В «Обетованной вселенной» я полностью не согласен со строкой //И Трабзон, И Хургада, и Канары// Надоели, как глагольные рифмы//.  Вовсе мое несогласие ни в коем случае не относится к данным городам. Я просто считаю, что глагольная рифма имеет свойство движения. А движение – это жизнь. Поэтому глагольная рифма всегда будет, особенно, что касается современной поэзии молодых авторов. Отрицать это глупо. Но, думаю, просто Игорь Царев, в некоторых своих стихах уподобляется Бродскому. А последний глагольную рифму не так часто использовал.
Современная поэзия перекликается с песней. Абсолютно в любом жанре. И я, как человек, коему нравится русский хип-хоп,  вижу поэзию именно с преобладанием глагольных рифм в плане наложения стихотворения на ритмичный бас.
Много у Игоря Царева особых поэтических конструкций в плане описания состояния природы. Одна из таких очень красиво проявляется в стихотворении «Амулет». //Усталый вечер//Мазнул по лицам// Неуловимо// Осенним гримом//. Это – яркий пример метафоры.  Или – //Город в тонике дождя тонет//, //Поднималась на пути щетина трав густа// Золотилась паутина в небе августа». Прочитав эти строки, представляешь где-то внутри своего воображения провинциальный городишко. Медленно наступает вечер. Не так быстро на дорогах ползут автомобили. Неспешными шагами в город входит осень…
Или другой пример из стихотворения «Субботнее» - //А полночь, как приятный кофе//И ароматна, и черна//. Словно в руках девушки, что влюблена, открыта книга стихов Ахматовой, а рядом на столе – чашка кофе и открытка с надписью: «Если разрушится мир – в моей душе останешься только ты».
И снова отмечаю потрясающее окончание этого стихотворения - //Но, о прочих желаньях, забыв// Ты опять загадала меня//.
Алкоголь. Я не могу эту тему перечеркнуть красным карандашом, ибо посчитаюсь неправым. У Игоря Царева много строк про «зеленого змия». Напишу просто, чтобы не подумали, что якобы я разжигаю скандал – поэтам и писателям можно. Нельзя – врачам.
Есть такая тема – поэтического алкоголизма. Многие критики часто ее сглаживают, умалчивают. Для меня это значит так же, как умалчивать правду. Строкой - //Бог на небе, черт в стакане// Игорь Царев подтверждает истину, что в сомнительной жидкости таится та подножка, что может очень легко привести тебя к черту. Правда, случается, особенно для людей верующих из американской нации особо, что черт способен наставлять на путь Божий. Для меня же – это очередная глупость неудачных мыслей.
В любом творчестве без «ОНО» не обойтись. Нравится мне Стиви Кинг и его работы, поэтому про шайтана говорю так. У нас – это антихрист, иуда и дьявол. Всех тех, кто не спал ночами в раздумье, как написать тот или иной материал, однажды посещало это «ОНО». Преобладает черт в разных вариациях: с лошадиными головами, с мышиными, просто на вид человека, с рогами, в черном капюшоне. Кстати, было время, когда в США его пытались сделать своим. Якобы желание сделает тебя сильнее. Хотя желание делает тебя лишь эгоистом. Строка для дум //И страхи из угла шипят, как змеи…// И шутит черт, когда кемарит Бог// Которого я разбудить не смог//.
Игра все интересней. Кстати, обычно в плане фантастики «якобы людей» едят вампиры… Тоже об этот подумать стоит.
Любовь к женщине – самое прекрасное, что должно быть у мужчины. Поэтому не так ли звучит строка, словно мотив музыки, что ложится на струны гитары или барабана – //А ты, нательный крестик, сжав в ладони// Поспи еще хотя бы полчаса//. Кто видел сон любимой женщины, тот знает, как она молится…
Прочитав еще одну строку, подумал про всех нас – //Что казалось писанным на века//Разметало копотью от костров//. Ведь, по-честному, все хорошие поэты узнали себя лишь после смерти. Окромя тех, кому славу пускали для того, чтобы служить строю, в котором живет. А все, кто против, хлебнув вина – ушли.
Возвращаемся.  //А сегодня праздник: «Христос воскрес!//Хоть один у Господа заслужил//. Много тех, кто еще встает с пророчествами язычества. И это навсегда в сердцах. Придумали шоу. Очередная строка Игоря Царева врезалась в душах – //Но так хочется верить наивным пророчествам Ванги//. Думаю, что он хотел сказать, что если тебя не понимают, то лучше писать сказки. Таково – современное Отечество. Люди верят сказкам. Им так проще жить.
И снова я не согласен, ибо живу в картине «Красный Ленин». Тогда было деление молекул, как одному – все, второму – принять немцев.  И Слава Богу, свой строй и огонь несем. А то, дай им волю… это к строчке //Мыслей опальных расстрельные списки//.  Понимаю боль, но не понимаю тех, кто не сумел ее остановить,. Страну разодрали на «красных» и «белых» те, кто хотел царей, чтобы народ был рабами. Не против этих строк, но против тех, кто до сих пор считает, что мы – якобы западники.
И чтобы не было, как после водки, следующую строку Игоря Царева позволю себе равнять на заповедник храма Раифы: //ЛИШЬ ТАЙГА НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ ЗАПОВЕДНАЯ//. Пусть живет. В образе.
Эти строки, когда нужно просто помолчать под музыку, наслаждаясь - //Ты прости меня Господи, грешного// если знаешь вообще, что я есть!//
Думаю, что поверхностное изучение литературы в глубинке приводит именно к тому, что дети перестают тянуться к чтению. Все зависит от учителя, все…
И даже страна новая, что мы сейчас строим, иным отвечает по принципу – «получил лове – ушел», а другим – воспитал – поняли – подвиг. Приятно говорить «мы», нежели «я»…  Очередная строка горит несгораемым костром – //Я – сын страны, которой больше нет// Стране грядущей прихожусь отцом//.
К слову, посмотрел недавно репортаж про ссылку Бродского по НТВ, подумал, что столько прошло времени, а в РФ ни одной солидной премии по литературе… Ни одного стоящего фильма, основанного на книге.
Столько стало псевдо-сценаристов, что вместо отражения души диктуют «фейк». И ведь они хотят получать за свои якобы труды деньги? Рекламу на каналах дают тем, кто ее смотрит. Это уровень торговли… А не соплям, как и тем, кто пишет: от сантехников, до мажоров.
Возвращаюсь.  Попадая в реальность Игоря Царева – //Не одной живой души// Опустела улица//. То ли я опять что-то написал, что не писал давно, то ли Игорь Царев превзошел меня в возвращении. Теперь-то уж сомнения нет, что в Рай человек попал… Смотрим – //Самодельное винцо// Пьется – не кончается// Вот и чудится порой// Силуэт в окне// Выбегаю на крыльцо// Это клен качается…// И колодезный журавль// Кланяется мне//.
То-то я не дружу с мажорами… Думаю, что Царев из таких и был. Тальков называл мажоров «халдеями». Строят догадки, сами не трогая суть. И когда смотришь на торговлю, то вспоминаешь строки – //Рынок – Западу, Востоку – Базар//. А России? Позиция, что не преодолеть (только тем, кто в черных пиджаках, они народ-то и не поймут никогда вне зависимости от фракций). Столько жили, а Путин в один момент всех их поставил на место. Нахватались красных дипломов, позволив разворовать страну. Примерно про таких, как они звучит строка – //И поэтому бессмысленный труд// Наводить на русский валенок блеск//. Примерно так страдал Высоцкий, когда писал //Дайте собакам мяса, может они подерутся//.
Раздумья о жизни и отношения к ней со стороны молодых людей и людей преклонного возраста у Игоря Царева очень удачно отобразились в строке – //Молодежь говорит: «Жесть!»// Старики говорят: «Жизнь!»//.  И здесь вопрос стоит вовсе не в том, что молодежь уже давно закрепила за собой право называть вещи своими именами, которые не всегда понятны старикам, а в том, что слово «жесть» стало равняться слову «жизнь».  И если        по-честному, то в современной России так и происходит, особенно у тех, кого жизнь постоянно бьет по голове (фигурально выражаясь).
Считаю, что продолжает политическую тему строка //А на голубя ведет охота кошка// А за кошкою гоняется собака// из стихотворения «Взгляд на осень из окна квартиры».  Или строка //Но над каждым рыболовом// Есть повыше рыболов//. Это как в отношениях властей. Менее значительная по силе власть рассчитывает и управляет простым народом, зная, что ее контролирует власть другая. А по поводу народа… Не возвращается ли все на прежние места? И все актуальней в сердцах возникает мысль - //Было время – с утра до утра с рупора// Ложь как гвозди по шляпку вгоняли в виски//. Только мысль эта в настоящем времени ложится на умы.
Однажды в Ульяновске жизнь занесла меня в общагу на Станках. Про некий лик общаги Игорь Царев в одном из стихов сказал строкой - //И в общаге жил на Вернадского// Тоже та еще преисподняя//. Сейчас вспоминаю – смеюсь, а тогда было страшно…
В одном из своих стихотворений Игорь Царев сказал про поэта Рубцова - //Я бы выпил с Николаем. Жаль, что нет его уже//. Так вот, я бы перефрозировал, хоть стараюсь этого никогда и не делать.
«Я БЫ ВЫПИЛ С ИГОРЕМ ЦАРЕВЫМ. ЖАЛЬ, ЧТО НЕТ ЕГО УЖЕ…»
ДЕНИ КАТАНО, 2013


Рецензии