Учимся мастерству-4, 2012

Или анализ стихов из конкурсного пакета  «Мастер класс-2012»

Все пояснения к статье – см.    http://www.stihi.ru/2012/09/23/4170
 (прочтите обязательно! )

из http://www.stihi.ru/2012/11/21/6335

С большим перерывом я вновь возвращаюсь  к разбору лучших (наиболее интересных по форме исполнения) конкурсных стихов  ежегодного летнего конкурса «Мастер класс по стихосложению -2012». Подробных  комментариев делать не буду – только привожу  текст стихотворения и даю краткий анализ его формы.

№23
Под вечер, совсем опингвинев, бреду тротуаром залитым –
Сгодился бы и фигуристам такой замечательный лёд.
Резвятся в нарядной витрине счастливые зайцы-рахиты
И мне предрекают пушистый, но дважды линяющий год.

Перину колючую стелют порывы холодного ветра.
Так остро тепла захотелось, и скоро я буду согрет
Искрящимся, терпким коктейлем из множества ингредиентов,
Включая обиды и ревность, и "да" после третьего "нет".

Ветшают мечты, как полотна, и я вместо праздников часто
Справляю поминки по планам, судьбою подстреленным влёт.
Точёной фигуркой на жёлтом моё кареглазое счастье,
В окно улыбаясь бурану, четвёртую "ёлочку" ждёт.

Всё зыбко, а впрочем, обычно. Остатки какой-либо веры
Под жёстким дыханьем реалий растаяли снегом в горсти.
Вот только б мой занавес личный не рухнул тяжёлой портьерой,
Не слушая реплик финальных, и дал сосчитать до пяти.

Строфа: восьмистрочник, записанный сдвоенными строками сдвоенная строка с внутренней рифмовкой, рифмовка: АБСдАБСд (три женских рифмы, 1 мужская)

Ритм: Логаэд:  ямб-2 анапеста, 
01 001 001 0
01 001 001 0
01 000 001 0
01001 001
01 001 001 0
01 001 001 0
01 001 001 0
01 001 001

№24
это просто такая привычка - сходить с ума.
бьется кашлем наружу безудержный крик души.
это просто банальное средство - взрывать дома
в моем сердце, устало разваливать этажи.
и рыдать на руинах поваленных мной миров,
собирая разбитое завтра у мокрых стен.
это просто такая привычка - молить богов,
воскресить мой, когда-то разрушенный, Карфаген.

задыхаться словами, стараясь набором букв
докричаться до ломаных ритмов немой весны,
чтоб сорваться надрывным дыханием с влажных губ,
добровольно подняв белый флаг, не начав войны.

обескрыленой птицею падать к ее ногам,
без имен и фамилий, без адресов, дат и лиц.
каплей смытого прошлого, нежно, спускаясь в храм.
гасить лето, мельком, поцелуями вдоль ключиц.

видно так уж приелось - уверенно жечь мосты,
между мною и будущим. смело сжигать до тла.
это просто такая привычка - писать холсты
не рожденного завтра давно не живым вчера.

это просто такая привычка - искать свой рай,
и обратным отсчетом чеканить : июль, июнь,
запоздало вливаясь рекою в забытый май,
разбиваясь весенней волною о днища шхун...

Строфа: катрен с рифмовкой абаб  (все мужские рифмы).

Ритм:  логаэд с отличным звучанием: 4 анапеста, 1 ямб
001 001 001 001 01
001 001 001 001 01
001 001 001 001 01
001 001 001 000 01

Запись без заглавных букв (что, на мой взгляд, стихам ничего не прибавляет).

№25
По-кошачьи разнежившись, дремлют в лучах рассвета
Ресторанчики за углом…
Посеревшие клумбы – остатки былого лета –
Отражает витрин стекло…

Вспоминаю кафе – наш Эдем на краю Арбата,
Наш Элизиум на двоих…
Привкус мятных конфет, леденящий глоток муската –
Ранней осени смелый хит…

Вспоминаю тот дождь. Помнишь, как мы вдвоём по лужам,
Словно дети, неслись домой?
Но теперь тот счастливый Арбат никому не нужен –
Не поют соловьи зимой!

Город прожитых дней! Я в твоих лабиринтах скроюсь,
Потеряюсь в конце концов -
В длинной сказке твоей станет больше одним героем-
Станет меньше одним жильцом!

Город памятных мест! От истоков твоих напиться-
Значит, сгинуть уже навек!
Для чего же опять ты с детальностью летописца
Мне рисуешь мой путь "наверх"?

От поры безотчётного детства до жизни зрелой,
Где сбываются все мечты!
Но, за ними стремясь, я устала и постарела,
И былого сожгла мосты,

Стала много мудрей, стала в обществе выше рангом,
Одного не смогла понять –
Всё, что брошено, к нам возвращается бумерангом,
Город, слышишь? Спасай меня!

Видишь, юность моя – та, которую так беспечно
Оставляла я на пути,
Предавала забвенью, кидала в прохожих встречных
Бумерангом ко мне летит!

Строфа: Катрены ЖмЖм, но разностопные  (5 стоп, 3 стопы, 5 стоп, 3 стопы)

Ритм: Логаэд 4-анапест, 1- ямб  и 2-анапест 1-ямб
001 001 001 001 01 0
001 001 01
001 001 001 001 01 0
001 001 01

№26
Уходило лето по лесным полянам
По болотным кочкам с клюквенной тоской.
Покрывая сосны за большим курганом
Как стальным загаром рыжею смолой.

На брусничных листьях на рассвете росы
Паучок хохлатый вьет для них фату.
Скоро каждый вечер осень будет слезно,
Как вдова по мужу плакать в пустоту.

Ветер бродит  в чаще, шевелит деревья,
По дорогам гонит солнечную пыль.
Веет над рекою, веет над деревней,
Веет над полями ветер - семикрыл.

Угасало лето в платьице зеленом
По лесным тропинкам и полям пустым.
Уходило лето с журавлиным криком
Теплым днем прощаясь до другой весны.

Строфа: катрен АбАб с перекрестной рифмовкой и чередованием женских и мужских рифм

Ритм: логаэд: пеон3, хорей, пеон3, хорей
0010  10  0010  10
0010  10  0000  1
0010  10  0010  10
0010  10  0000  1

№27
Груди мне мало - Я прорвусь наружу.
На стужу, где, не слушая удил,
стучит, всё глуше - скрадывают лужи.
Всё уже - облегающий мундир.
- Уй-ди, - копыта по мосту - гудит.
Зудит на рёбрах треснувшая кожа.
Ничтожен - ты, застывший на пути.
Шутить изволишь? - Я блесну из ножен -
похоже, заплатить придётся - но - дороже.

Ну что же? Твой язык окостенел?
Во мне причина? Выход есть, вельможа.
Положим, Я повисну на стене -
сомнений нет на обнаглевшей роже?
Быть может, Я спросить сумею строже?
Встревожен? Да, ты прав - строке дано
занозой впиться, да и жалом - тоже.
Итожа - кто ударит - всё равно -
одно - перо, клинок и сердце Сирано.

Строфа: Спенсерова строфа – девятистрочник из восьми 5-ст. ямбов и одного 6-ст. ямба в последней  9-ой строка – (сознательное удлинение строки) с рифмовкой АбАббВбВВ
В отличие от стандартной спенсеровой строфы здесь еще использована рифмовка начала строк с концом предыдущей.

Ритм: 5 стопный ямб:
            01 01 01 01 01 0

№28
Я ненадолго пропаду.
Хочу я верить - ненадолго.
Меня в чужую борозду
столкнули вдруг, и вот бреду,
облокотясь на чувство долга.

Я ненадолго замолчу.
Мне б, на удачу помолиться,
но я лишь мысленно кричу
на не зажжённую свечу:
«Как долго это будет длиться?!»

Я - ненадолго. Стихнет боль.
Ноябрь приносит огорченья.
Как ни молись, ни славословь -
ложь разъедает дни, как соль.
Нет правды, есть лишь угол зренья.

Строфа: Пятистрочник на две рифмы аБааБ (чередование мужских и женских рифм МЖММЖ)

Ритм: 4 стопный ямб
00 01 00 01
01 01 00 01 0
01 01 00 01
01 01 01 01
00 01 01 01 0

                Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/06/04/3176


Рецензии
Спасибо!)) Огромная вами проведена работа по разбору стихов, она нужная, полезная, интересная. Некоторыми формами у меня стихов нет, надо попробовать написать, красивые ритмы. Есть еще в стране интересные авторы. А то здесь большинство на "стихи ру" говорят, что Бог нашептал, то и стихи. Видимо их Бог не очень-то и грамотный.
С уважением Александр...

Александр Соколов 14   04.06.2013 19:39     Заявить о нарушении
Писать свои стихи на чужие ритмы - это тоже плагиат. Свои нужно придумывать.

Алкора   04.06.2013 20:09   Заявить о нарушении
Ну не скажите! Если Пушкин писал 4 стопным и 5 стопным ямбом, значит все те, кто написал и пишет после него ( его метром и длиной) совершают плагиат. Для чего тогда теория стиха, где теоретики стиха описали пентаметром, гексаметром, анапестоямбом, дактилехореем, раёшным стихом и так далее, так для нашей информции и осведомленности. Значит нельзя писать триолетом, сонетом, рондо, вилланель, танка и т.д. Нового ничего не придумать, всё уже придумано до нас и нам остаётся кого-то повторять в ритме, даже и в рифме.Другое дело когда дублируется тема и содержание. Но и кто же не повторил темы весна, осень, лето,любовь,родина и т.д. А если я завтра захочу написать стихи чистым ямбом или хореем, где нет безударных стоп, что это будет плагиат? а ведь до меня этими размерами писали стихи.
С уважением Александр...

Александр Соколов 14   04.06.2013 20:44   Заявить о нарушении
Да хочу добавить: что бы не дублировать размеры стиха, и их длину, нужно писать верлибром или тоническим стихом. Но и в тоническим стихом уже столько написано, что ритм тоже будет совпадать.

Александр Соколов 14   04.06.2013 20:54   Заявить о нарушении
То то ходя по сайту я постоянно натыкаюсь на знакомые структуры строф и рифма - не твердые, и не про ямб с хореем речь, а цельнотянутые по структуре поэтов серебряного века и коллег по сайту. Вы прекрасно понимаете, о чем идет речь. Одно дело - свою форму создать, другое к известной "песне" свои слова написать.И еще потом конкурс организовать: кто лучше "как Цветаева, Пастернак, Ахматовай, Есенин"..... напишет? Или тайком чужую форму с сайта содрать... Изучай все, а пиши - свое и сам. Стопроцентных совпадений в ритме и форме не бывает, если это не ямб с хореем или не чистый классический трехсложник, не твердая форма. Да и там - у каждого автора свой особый почерк! Все остальное - от лукавого!

Творческая Мастерская Алкоры   05.06.2013 10:43   Заявить о нарушении
Можно много дискутировать на эту тему не приблизившись к общему знаменателю.Впервые человек пишет стихи по известной схеме: парная, или перекрёстная рифма и ритм тонический, поскольку автор не знает теории, и копирует других авторов. Спрашивается, для чего изучать теорию? А рифмовок только в 4х-стишной строфе полно - простые, сложные, твердые. А строф-то от 2х-стишной до 32-стишной.Тот кто не знает теории думает, что он создаёт что-то новое, но, все создано до его, увы,и он нового ничего не создает, я имею по ритму.По рифме я тоже замечаю повторы у авторов: родина - смородина, я ухожу от таких часто употребляемых рифм.Разностопный стих - в теории стиха сотни схем рифмовок, что их и не использовать.Я тоже раньше думал, что придумал рифмовку, а потом встречаю её и у других авторов. Я думал придумал ритмы 10110110 или 1001100110, но вдруг встречаю и у других такие ритмы.В вашем разборе я заметил рифмовку пеон + дактиль = логаэд: 00010001 + 100 - во втором стихе - интересная, если всё стихотворение выдержано в этом ритме. Но я считаю, что это и не пеон, а ямб, в котором стопы безударные пиррихий.Мы с детьми изучаем всевозможные ритмы,которые есть в теории стиха, разные строфы и пишем стихи по данным схемам - значит мы воруем чужие стихи?

Александр Соколов 14   05.06.2013 19:03   Заявить о нарушении