Как очертить исторический контекст

Из статьи выдающегося советского музыковеда Ивана Соллеринского »Мейербер».
*Вот образчик характерного приема авторов, состоящий в очерчивании культурно-политического контекста. Это, таким образом,  не просто перечисление «примет времени», а тезис, выраженный сжато, но содержательно всего в 255 словах.
Часть3 статьи  начинается так:
   
    МЕЙЕРБЕР не ошибся: именно Париж дал ему мировую известность.
    Подобно Гейне и Оффенбаху, в Париже Мейербер нашел вторую родину.
    Париж этих лет представлял собой великолепное и увлекательное зрелище. Франция быстро оправлялась от поражений 1814-1815 гг. Подавленность, имевшая место в первые годы Реставрации, сменилась тайным и даже открытым брожением умов. Правда, еще царила .мировая скорбь", еще зачитывались байроновскими поэмами, еще бредили Чайльд-Гарольдом; но это была скорее литературная мода. Бурбоны доживали последние сроки: их непопулярность была ясна малым детям. Либеральная буржуазия воспряла духом. Банкиры действовали во-всю, субсидируя подготовляющуюся ликвидацию монархии Карла X. Рождалась "Наполеоновская легенда", прославляющая героическое прошлое. Еще живы были ветераны Сен-Жан-д^Акры, Маренго и Аустерлица. Распространялись идеи утопического социализма. В литературе уже кипела "романтическая революция". В предисловии к трагедии "Кромвель" молодой Виктор Гюго громил классицизм и превозносил до небес Шекспира. Старые жанры - классической трагедии расиновского типа в драме, "лирической трагедии" в опере-подвергались ожесточенным атакам со стороны передовой буржуазной художественной интеллигенции: в них видели продукт ненавистного феодально-аристократического "старого порядка". В опере царили: в серьёзном жанре-старики Мегюль, Керубини и особенно Спонтини, в чьих операх возрождался древний Рим, образы которого перекликались с героями Наполеоновской империи; в комическом жанре-импортный Россини и отечественные-Буальдье, Изуар, Обер.., В среде инструментальной музыки готовилась бомба: Берлиоз уже писал свою парадоксальноноваторскую "Фантастическую симфонию", Жизнь била ключом. Неудивительно, что Парим начинает становиться излюбленным местом пилигримства зарубежных свободолюбивых литераторов-Берне, Гейне,-своего рода политической Меккой.
 Конец цитаты.
255 слов.

 

Раскрытие  несколькими колоритными мазками этого великолепного и увлекательного зрелища...И в логиеское завершение этой мысли:
Неудивительно, что Париж  начинает становиться излюбленным местом пилигримства-
зарубежных свободолюбивых литераторов—Берне, Гейне,— своего рода политиче-
ской Меккой. Всего 255 слов. А какая сгущенность содержания в экономии средств!

04.06.2013 01:45

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/406939.html


Рецензии