о начальных и внутренних рифмах, стереозвуке и нов
Вторая по счёту, да и по значимости, причина состоит в том, что мои коллеги и читатели постоянно задают мне вопросы, что это за цикл такой «стереозвук». Задавали до 29 мая 2013 года, когда состоялась передача «Вечерние стихи», в которой я принимал участие (ещё раз благодарю Марину Шапиро за приглашение на эту передачу, а Игоря Настенко и его дружный коллектив — за её создание), задают и после неё.
И третья причина — желание восстановить справедливость по отношению к начальным рифмам, которые на вышеупомянутой передаче незаслуженно обидела литературный критик Ольга Воронина.
Теперь самое время вернуться к рассказу о самом приёме. Мысль была такова: а что если попытаться делать созвучными не только конечные ударные слоги в строках (то, что называется рифмой), но и первые ударные слоги в строках тоже делать созвучными, как бы «рифмуя» их. Хорошая мысль требует проверки, поэтому тут же стал искать в интернете материалы на тему начальных рифм. Вот что удалось найти (привожу один источник, поскольку все остальные повторяют эту информацию в той или иной степени):
«НАЧА;ЛЬНАЯ РИ;ФМА — рифма, находящаяся не в конце стиха, как это принято, а в начале его. Теоретически вопрос о Н. р. был поставлен в русской поэзии в годы символизма и футуризма, когда в поисках новых выразительных средств стиха некоторые поэты (З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Шершеневич, Д. Бурлюк) практиковали Н. р. как контраст «тривиальным» концевым рифмам. Однако Н. р. можно обнаружить иногда и в народной поэзии:
НАЕДАЛИСЬ они да было досыти
НАПИВАЛИСЬ они да было допьяна,
СТАЛИ тут богатыри отдых держать,
СПАЛИ тут богатыри трое сутки.
… УЛЕТАЛИ все птички за облаки,
УБЕГАЛИ все звери за темные леса.
Н. р. встречаются у классиков:
ВНИМАЕТ он привычным ухом
Свист.
МАРАЕТ он единым духом
Лист.
(А. Пушкин)
НЕ ОБВИНЯЙ меня, всесильный,
И НЕ КАРАЙ меня, молю.
(М. Лермонтов)
... Так идут державным шагом —
ПОЗАДИ — голодный пес,
ВПЕРЕДИ — с кровавым флагом,
И за вьюгой невиди;м,
И от пули невредим,
НЕЖНОЙ поступью надвьюжной,
СНЕЖНОЙ россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
(А. Блок)
И в стихах советских поэтов:
Кто ОТКРЫВАЛ материк чужой,
Кто УМИРАЛ от стрелы случайной, —
Все ПОКРЫВАЛОСЬ морской водой
Все ЗАЛИВАЛОСЬ прохладной тайной.
(Э. Багрицкий)
Композиционно-последовательное проведение Н. р. — редкое явление, например в начале строфы:
ХЛЕБОМ клянусь и водой,
НЕБОМ клянусь и звездой,
Матерью старой клянусь
И жизнью своей молодой,
Что стану я чище огня,
Яснее холодного дня, —
Измены лукавая тень
Вовек не коснется меня!
КРОВЬЮ клянусь и бедой,
ЛЮБОВЬЮ клянусь и враждой,
Матерью старой клянусь
И жизнью своей молодой,
Что стану я тише снегов,
Безмолвней ночных берегов,
И тайну, врученную мне,
Не вырвет никто из врагов!
СТРОЕМ клянусь и полком!
БОЕМ клянусь и штыком!
Знаменем красным клянусь
И на смерть разящим клинком...
и т. д.
(Е. Благинина)
Или другой пример:
ЛАМЫ,
а вы ничего себе — военные —
крупные парни...
В ХРАМЕ
во время моленья
гул,
как в Центральной бане.
ПРЯНО
и горьковато
по углам дымит можжевельник.
ПЛАВНО
в жилистых пальцах
колокольчики ламы вертят.
БУХАЮТ
в барабаны священные
зло и безжалостно!..
БУКОЮ
восседает администратор
этого джаза ...
(Р. Рождественский)»
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.
Как видно из приведённого материала, идея использования созвучий первых ударных слогов в строках не нова, чего и следовало ожидать, но вот систематического и постоянного применения подобного приёма мне обнаружить ни у кого не удалось. Поэтому буду благодарен тем, кто сможет мне привести примеры регулярного использования его в чьём-либо творчестве, ибо это поможет мне в борьбе со своим собственным Эго, шепчущим, что это я первым стал его регулярно эксплуатировать.
Действительно, я написал с той поры уже несколько десятков стихотворений, в которых имеют место быть, наряду с традиционными конечными рифмами, и начальные рифмы (хотя на самом деле это не рифмы, а созвучия, чаще всего ассонансные, когда совпадают одна согласная и одна гласная ударного слога, но бывают и более точные варианты). Назвал я этот приём «стереозвук», поскольку считаю, что его применение придаёт стихотворению более объёмное звучание. Должен сказать, что я — не единственный, кто придерживается подобного мнения, поскольку многие из моих читателей тоже отметили это иное качество звучания стихов.
Есть ещё одна причина, побуждающая меня продолжать использовать приём «стереозвук» при написании стихотворений. Много раз на собственном опыте убеждался каким замечательным подсказчиком является рифма. Благодаря ей очень многие стихи смогли найти единственно правильный мотив, идею и воплощение. А тут появляется ещё один такой подсказчик. Это ли не благо? И оказывается, что при всём кажущемся повышении уровня сложности задачи, она, на самом деле, становится интереснее и проще.
Отвечу сразу и на существующие мнения, гласящие о том, что стихи пишутся эмоцией, чувством, душой и т. д. и т.п, поэтому не о рифмах надо думать (если кто-то сомневается в наличии подобных мнений — пересмотрите чат передачи «Вечерние стихи» за 29 мая 2013 года). Кто так думает, тот, на мой взгляд, либо лукавит, либо не пишет стихов. Любая твёрдая форма требует думать и о размере, и о рифме. Попробуйте написать тот же сонет, не задумываясь о рифме. Не получится.
Не думаю, что надо в рамках этой заметки подробно касаться внутренних рифм, к коим Ольга Воронина причислила и начальные рифмы, дам только их определение, найденное в том же источнике, что и цитата про начальные рифмы:
«ВНУ;ТРЕННЯЯ РИ;ФМА — слова в середине стиха, рифмующиеся или с концевыми рифмами (в конце строки), или между собой».
И последнее, что хочу сказать про этот приём «стереозвук». Мне он кажется перспективным. Посудите сами, сколько новых возможностей и новых красок появляются у тех, кто захочет его применить. Ведь начальная рифма может применяться также многообразно, как и конечная. Те же самые схемы применимы: авав, аавв, авва (это только для четырёхстрочных строф), при этом можно писать так, чтобы схемы рифмовки начальных слогов совпадали со схемами конечных рифм, а можно, чтобы не совпадали. То есть вариантов — множество, и каждый из них придаст своё звучание и свои краски стихотворению.
Вот и всё, что хотел сказать по этому поводу. Почти всё. Потому что приходилось слышать от многих «авторитетных» поэтов, литературоведов и критиков, что поэзия — это всегда поиск нового. Этой заметкой я постарался напомнить другую истину: новое — это хорошо забытое старое.
Всем поэтам и читателям — добра, счастья, любви.
С уважением Аркадий А Эйдман
P.S. Вынужден извиниться за несовершенство Стихиры, которая не позволяет размещать длинные названия произведений. Вот и у этого обрезали концовку. А называется она на самом деле так: о начальных и внутренних рифмах, стереозвуке и новизне в поэзии
Свидетельство о публикации №113060203935
Спасибо, Аркадий!
Игорь Семыкин 07.06.2013 19:28 Заявить о нарушении
Аркадий А Эйдман 07.06.2013 22:00 Заявить о нарушении