За окном не то чтобы зима...

 ЗА ОКНОМ НЕ ТО ЧТОБЫ ЗИМА...
 
 За окном не то чтобы зима...
 И в кармане – вроде бы не деньги.
 Ты уж там решай, дружок, сама
 Как начать в субботу понедельник.
 
 Телу – дело, а потехе – час.
 Злость как производная от страха,
 Что живёт внутри помимо нас
 В ожиданье кризисов и краха.

 Небо чертит бледные стихи,
 Чтоб прочесть с листа и лиц прохожих,
 Что дела не то чтобы плохи...
 Что под пиво не берут пирожных.

 Что вдвоём не ездят на метро,
 Что втроём не ходят по подъездам,
 Что Москва, столица всех ветров,
 Нос утрёт и даст под зад приезжим!

 Впрочем, как потом ни объясняй,
 У тебя в глазах – одни витрины.
 Мне – на небо, я сажусь в трамвай,
 А тебе, конечно, на смотрины.

 2001 г.


Рецензии
Сольвейг прибегает на лыжах. Ибсен.
«Пер Гюнт»



Сольвейг! Ты прибежала на лыжах ко мне,
Улыбнулась пришедшей весне!..)

А. Блок



В.

-

ПОСМОТРЕЛ Я С ВЫСОТЫ

-
 
Посмотрел я с высоты
Немоты своей:
Это чьи горят мосты?
Маленьких людей...
Кто, похожий на меня,
Смотрит в красный вихрь?
Почему, чернее пня,
Он к земле приник?
Что в его руках-корнях,
Где его душа?
В небесах моих – сквозняк,
На земле – пожар.
На Земле идёт война
Четырёх стихий.
Высшая её цена –
Написать стихи
О высоком и земном,
О последнем дне
И о том, как мы умрём
На такой войне,
И о том, как в день восьмой
Ангелам самим
Прочитаем стих земной
На краю земли,
Где – на паперти небес,
Перед вечным днём, –
Наш последний интерес
Выразится в нём.
И потом – за ту черту –
Наизнанку дня,
Обретая немоту
Знания-огня.

Марина Сергеева-Новоскольцева   06.03.2025 18:39     Заявить о нарушении
Константин Паустовский

Марина Сергеева-Новоскольцева   07.03.2025 18:19   Заявить о нарушении
Ги де Мопассан

-

Он таил от нас свою жизнь.
Ренар о Мопассане

-

У Мопассана была на Ривьере яхта «Милый друг». На этой яхте он написал самую горькую и потрясающую свою вещь – «На воде».
На «Милом друге» у Мопассана служило двое матросов. Старшего звали Бернар.
Матросы ни словом, ни жестом не выдали Мопассану своей тревоги за него, хотя и видели, что с «хозяином» в последнее время творится что-то неладное и он может сойти с ума не то что от мыслей, а от одних только невыносимых головных болей.
Когда Мопассан умер, матросы прислали в редакцию одной из парижских газет короткое и неумелое письмо, полное большого человеческого горя. Может быть, только двое этих простых людей и знали, вопреки общему ложному мнению о Мопассане, что у их хозяина было гордое и стыдливое сердце.
Что они могли сделать в память Мопассана? Только стараться изо всех сил, чтобы его любимая яхта не попала в чужие, равнодушные руки.
И матросы старались. Они оттягивали ее продажу сколько могли. А они были бедные люди, и один – только бог знает, как это было им трудно.
Они обращались к друзьям Мопассана, к писателям Франции, но тщетно. Так яхта и перешла к богачу и бездельнику графу Бартелеми.
Когда Бернар умирал, он сказал окружающим:
– Думаю, что я был неплохой моряк.
Нельзя с большой простотой выразить мысль о благородстве прожитой жизни. К сожалению, очень немногие могут с полным правом сказать о себе такие слова.
Эти слова – завещание, которое устами своего матроса оставил нам Мопассан.
Он прошел поразительно быстрый писательский путь. «Я вошел в литературную жизнь, как метеор, – говорил он, – и выйду из нее, как молния».
Беспощадный наблюдатель человеческой скверны, анатом, называвший жизнь «клиникой для писателей», незадолго до своего конца он потянулся к чистоте, к прославлению любви-страдания и любви-радости.
Даже в последние часы, когда ему казалось, что его мозг изъеден какой-то ядовитой солью, он с отчаянием думал о том, сколько сердечности он отшвырнул от себя в своей торопливой и утомительной жизни.
Куда он звал? Куда он вел за собою людей? Что он им обещал? Помог ли он им своими сильными руками лодочного гребца и писателя?
Он понимал, что этого он не сделал и что если бы к его писаниям прибавилось сострадание, то он мог бы остаться в памяти человечества гением добра.
Он тянулся к нежности, как брошенный ребенок, хмурясь и стесняясь. Он поверил в то, что любовь не только вожделение, но и жертва, и скрытая радость, и поэзия этого мира. Но было уже поздно, и на его долю остались одни укоры совести и сожаления.
И он жалел, он глубоко досадовал на себя за небрежно отброшенное и осмеянное счастье. Ему вспоминалась русская художница Башкирцева, почти девочка. Она была влюблена в него. Он ответил на эту любовь насмешливой, даже несколько кокетливой перепиской. Его тщеславие мужчины было удовлетворено. Большего он не хотел.
Но что Башкирцева! Гораздо сильнее он жалел о молодой работнице одной из парижских фабрик.
Случай с этой работницей описал Поль Бурже. Мопассан негодовал. Кто дал право этому салонному психологу развязно врываться в подлинную человеческую трагедию? Конечно, он сам, Мопассан, виноват в этом. Но чем поможешь, что поделаешь, когда уже нет сил и соль слоями оседает у него в голове! Он даже слышит по временам треск ее маленьких острых кристаллов, когда они вонзаются в мозг.
Работница! Наивная, прелестная девушка! Она начиталась его рассказов, один только раз в жизни видела Мопассана и полюбила его со всем пылом своего сердца – такого же чистого, как и ее сияющие глаза.
Наивная девушка! Она узнала, что Мопассан не женат и одинок, и безумная мысль отдать ему свою жизнь, заботиться о нем, быть его другом, женой, рабой и служанкой зародилась у нее с такой силой, что она не могла ей противиться.
Она была бедна и плохо одета. Целый год она голодала и откладывала сантим за сантимом, чтобы сшить себе изящный туалет и появиться в нем перед Мопассаном.
Наконец туалет был готов. Она проснулась ранним утром, когда Париж еще спал, когда сны заволакивали его, как туман, и сквозь этот туман неярко светило только что вставшее солнце. Это был тот единственный час, когда в аллеях лип на бульварах можно было услышать пение птиц.
Она облилась холодной водой и медленно и осторожно, как невесомые и душистые драгоценности, начала надевать на себя тончайшие чулки и маленькие блестящие туфли и, наконец, прекрасное платье. Она посмотрелась в зеркало и не поверила своему отражению. Перед ней стояла искрящаяся радостью и волнением тонкая, прелестная женщина с темными от любви глазами и нежным алым ртом. Да, такой она появится перед Мопассаном и признается ему во всем.
Мопассан жил на даче за городом. Она позвонила у калитки. Ей открыл один из друзей Мопассана, жуир, циник и ловелас. Он, усмехаясь и раздевая ее глазами, сказал, что господина Мопассана нет дома, что он уехал на несколько дней со своей любовницей в Этрета.
Она вскрикнула и быстро пошла прочь, хватаясь маленькой рукой в слишком тугой лайковой перчатке за прутья железной ограды.
Друг Мопассана догнал ее, усадил в фиакр и отвез в Париж. Она плакала, бессвязно говорила о мести и в тот же вечер, назло себе, назло Мопассану, отдалась этому жуиру.
Через год она уже была известна в Париже как одна из молодых куртизанок. А Мопассан, узнав тогда об этом от своего друга, не выгнал его, не дал ему пощечину, не вызвал его на дуэль, а только усмехнулся: история с девушкой показалась ему довольно забавной. Да, пожалуй, это был неплохой сюжет для рассказа.
Как страшно, что сейчас нельзя было вернуть то время, когда эта девушка стояла за калиткой его дома, как благоухающая весна, и доверчиво держала в протянутых к нему маленьких ладонях свое сердце!
Он даже не знал ее имени и называл ее теперь самыми ласковыми именами, какие он мог придумать.
Он извивался от боли. Он готов был целовать следы ее ног и умолять о прощении, он, недоступный, великий Мопассан. Но ничем уже нельзя было помочь. Вся эта история послужила лишь поводом для того, чтобы Бурже мог написать еще один забавный анекдот из области малопонятных человеческих чувств.
Малопонятных? Нет, очень понятных теперь для него! Они благословенны, эти чувства! Они – святая святых нашего несовершенного мира! И он написал бы сейчас об этом со всей силой своего таланта и мастерства, если бы не соль. Она съедала его, несмотря на то, что он выплевывал ее целыми горстями. Целыми едкими большими горстями.

Марина Сергеева-Новоскольцева   07.03.2025 23:00   Заявить о нарушении
Маг он. Роза в руках его ожила…)



Магистерская



В.

ДОРОГА

Из забытого Богом
Городка на Дону
По обычным дорогам
Уходил я в страну
Новых мест и предместий
С переменой широт,
Где, совсем неизвестен,
Вымирает народ,
Где в любой деревушке –
Ни попов, ни клопов, –
Вырезают игрушки
Недобитых богов.
И какие бы флаги
Ни трепали ветра,
У геологов – фляги,
А у местных – икра,
Где безвластие денег:
Только слово – в цене,
И берёзовый веник –
По худющей спине,
Где бессонные рыбы
Возвращают должок
И весенние глыбы
Лбами бьют в бережок,
Где Природы богатства
И неспешная жизнь –
Тридевятое царство
Для растущей души.

М.

Прорастёт и услышит
За капелью веков,
Как, омытая Свыше,
Плачет плоть берегов,
Тает, глиной глубинной
Приникая к корням,
Под пророческим ливнем
Благодати семян.

Марина Сергеева-Новоскольцева   08.03.2025 15:52   Заявить о нарушении