Жестокий романс...
По моему глубокому убеждению, никто из классиков русских не достиг такого накала страстей, как А.Н.Островский, никто не смог так основательно и с филигранной точностью, без "размазни" описать "жестокость мужской души". Не случайно, в музыке есть такое понятие, как "жестокий романс". О нем мне и хотелось бы поговорить.
Меня поразил своим точным словом и музыкальностью романс Эльвины Аксеновой "Романс... Вы играете, словно мячиком".
http://www.stihi.ru/2012/10/15/3460
Вы играете, словно мячиком,
Моим сердцем, так нежно смеясь,
А оно ведь живое, горячее,
Так зачем же бросать его в грязь !
Обнимите меня, приголубьте,
Мое сердце забьется в груди,
Все былые обиды забудьте,
Только счастье у нас впереди!
Обнимите меня, не томите,
Ваши губы – блаженство и страсть,
Мое сердце , хотите - возьмите,
Наиграйтесь, как мячиком, всласть !
Я сегодня опять в вашей власти,
Ваших губ не могу не желать,
Разрывается сердце на части,
Но вы сердцем хотите играть !
Вы играете, словно мячиком,
Моим сердцем, так нежно смеясь,
А оно ведь живое, горячее,
Так зачем же бросать его в грязь…
И вот, что мне подумалось:
Впервые в поэзии, в литературе, я встретилась с точным словом, передающим именно смысл "жестокого романса".
У А.Н.Островского такую наполненность несет слово "вещь" в его "Бесприданнице", когда Лариса, понимая, что Паратов ее просто использовал и у нее теперь только один выход: или в Волгу кинуться с "Ласточки" или... стать чьей-то "вещью". Она говорит: "Наконец-то мне найдено слово. Я - вещь. А так как любая вещь должна кому то принадлежать, то я пойду к тому, кто меня купит, кто заплатит за меня большие деньги." То есть, Лариса станет продажной женщиной. Это - не ее выбор. Этот выбор за нее сделали мужчины, которые ею руководят и используют ее, как им вздумается. Лариса и не может ничего выбрать, так как лишена этого выбора. С нею делают все, что им вздумается мужчины, не спросив у нее никакого разрешения, то есть Лариса не принадлежит сама себе. Она - вещь.
У Эльвины Аксеновой в ее романсе "Вы играете, словно мячиком" смысловую наполненность несет слово "сердце", которое, словно мячик измажут в "грязи", потому что герой, абсолютно холоден и бессердечен, и только играет чувствами. И далее, я понимаю, что героиня, конечно же отмоется от этой "грязи", в которое ее окунул ее любимый. И какой же выбор она должна делать? Тоже, как Лариса: или в Волгу или...?
И, как изначально уже предчувствуется бесконечность этой "жестокости мужской"!-Гениальное предвосхищение.
В одном стихотворении рассказать целую пьесу, целую жизнь, целую книгу.
Героини и пьес А.Н.Островского и героиня Эльвины Аксеновой наделены "характерными признаками" настоящего женского характера, они способны чувствовать, ощущать, любить, без придуманности, фальши и напыщенности.
И за эту чувственность и любовь - их наказывают.
Есть о чем подумать и сделать свой собственный выбор.
Свидетельство о публикации №113053104124