Валентина Курмакаева. Ч. 1-я. - Мастера Сайта
Подчеркиваю Главный Принцип: не спорить с поэтом по идеологическим мотивам, к примеру – не читать ему христианских проповедей, утешать поэта, вселять в него оптимизм. Оценивается МАСТЕРСТВО: каков язык, выразительность слов и их комбинаций, интонация поэта, то есть его стиль (по формуле: стиль – это человек). Вот бы мы взялись пенять Есенину, что он так печален, оплакивает собак, жалеет клён опавший, пьет горькую, не уважает комсомол, Демьяна Бедного, обзывает штабс-маляром Маяковского и пр.
Прямой оценке подлежит и богатство стиля – сравнения, метафоры, эпитеты, если они присутствуют, юмор и то, каков он, ирония, сарказмы… При этом необязательно перечислять всё, достаточно процитировать особо понравившиеся строки, хотя бы одну-две. Так автор сразу поймет, что же у него самое ценное для конкретного читателя. А теперь, чтобы было еще понятней, о чем речь, перейду к оценке конкретного мастерства конкретного поэта нашего Сайта. Начну с того, что приведу стихотворение Валентины полностью.
Женщине по имени Любовь
Утлая кафешка у автостоянки,
Из кафешки тянет дымом сигарет.
Женщина с глазами инопланетянки
На автостоянке крутит турникет.
Дивная осанка, шея танцовщицы,
Хороша и только, что ни говори.
Ты была, конечно, в прошлой жизни жрицей,
Приносящей жертвы на алтарь любви.
Неземному взгляду придаёт немного
Здешнего кокетства тоненькая бровь.
Я не знаю кто ты, но зато, ей- богу,
Знаю твоё имя, и оно – Любовь.
Словно наваждение и души истома.
Ведь таких обычной меркою не мерь.
Кошкою блудливой выскочишь из дома
В форточку, коль будет запертою дверь.
Что тебе здесь нужно, вечная беглянка?
Ты как вызов будням, нелюбви упрёк.
Женщина с глазами инопланетянки,
Ты из тех, кто жадно смотрит за порог.
Ты могла б дурманить с лёгкостью вакханки,
Но зачем-то крутишь скучный турникет.
Женщина с глазами инопланетянки,
Разве кто-то вправе получить ответ?
Итак , мы прочли стихи полностью. Что сразу же бросается в глаза? Интонационная, напевная сторона их. Потом (или сразу) нас восхищает сама интригующая тема – кто-то великой красоты занимается непонятным делом.. . Что это за мотив? Чем это привлекло поэта?. Красавица, яркая, как жрица, ослепляющая женщина… Но и не только: это наша социальная жизнь.
Вот вы приходите на почту, скажем, а там выдает вам газеты и торгует тарой для посылок изумительной красоты девушка, молодая женщина. И получает за это гроши. И сердце ваше сжимается от жалости к ней, достойной многого.
Тут вы понимаете ,что стихи очень вас волнуют. И скорее пишете наспех несколько слов. Потому что мы занятые люди, а поэтов много, и не хочется никого обидеть. Но в этих строках много-много мастерства.
Первая же строка выводит нас не просто на улицу, а к утлой кафешке. Картина? Конечно! «Утлая» – слово точное и красочное! Сразу же возникает в глазах это «непотребное» для красавицы место…А у красавицы «дивная осанка, шея танцовщИцы». Все сказано сразу: современный стандарт красоты, мечта мужчин. И тут же - переход в историю, прежние рождения. И видятся жрицы египетские, жрицы греческие и римские, в том числе и несравненные гетеры. И конечно, приходит понимание, что поэт-то не так прост, а мыслит широко и глобально, что называют чаще всего философским взглядом на предмет стихов.
Но это только часть красот этих стихов. Вот возьмем любые строки, хоть с начала... Перечтем первую строфу. Что за мелодия, что за ритмическая красота нас тут чарует? Можно и не вдаваться в суть, а просто сказать: очень красиво! Но почему? Да вот почему. Посмотрим внимательно и поймем что каждая строка во всем стихотворении четко делится паузой после шестого слога, что называют цезурой. Смотрите:
Див-на-я о-сан-ка, //шея танцовщицы,
Хо-ро-ша и толь-ко, //что ни говори.
И так выдержано всё. А это особое мастерство, высокого разряда.
Правда поэтесса допускает сбой – строка:
Словно наваждение и души истома.
Здесь раздел проходит после седьмого слога. Но это можно легко поправить, написав «на-важ-день-е», и все восстановится. Словом, это мелочь.
И последнее замечание - к последней строке. Последняя строка или две – это завершение стиха, его "золотые гвозди". Нет блеска и мудрости в них – пропадет половина стихотворения. Поэтому мы должны обязательно оценивать завершение стихов. Здесь вот несколько неточно слово «получить», хотя логика языка и стихов требует слова «требовать». Но это уже совсем мелочь, хотя с мастера и можно «потребовать» абсолютной точности слова.
На этом стоит прервать обсуждение стихов Валентины и сказать, что продолжение следует, ибо по одному произведению еще нельзя судить вообще о мастерстве. Но мы обязательно к этому вернемся во второй части сюжета о стихах Валентины Курмакаевой.
Свидетельство о публикации №113053004013
НИЗКИЙ ПОКЛОН И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ И УЧИТЕЛЮ ЮРИЮ БУБЕНКОВУ.
Валентина Трыкина 29.10.2020 19:03 Заявить о нарушении