Полтора бита на букву. Повторы слов
« - Я буду читать. Давай мне книги.
- Какие хочешь? Приключения? Про смешное?
- Давай всякие, - говорит Электроник. И стихи давай. Стихи читать полезно. В
каждой букве – полтора бита.
- Каких-таких битов? – удивляется Сережка.
- Бит – это единица информации. В прозаической речи одна буква - один бит. В стихах – полтора».
Евгений Велтистов «Приключения Электроника»
Эта цитата из любимой детской книжки врезалась в мою память на всю жизнь. Стихи – это особый, удивительный носитель информации, который передает нам не только информацию, как это делают текст прозы и устная речь, но и что-то еще, что проще почувствовать, чем объяснить.
Стихи не только дают нам больше, чем проза, но требуют к себе больше внимания. Как правило, они гораздо короче рассказов - их текст занимает сравнительно мало места, в большинстве случаев – не более 30-40 строк, а то и меньше. Длинные стихи тяжелее воспринимаются, чем короткие, они утомляют нас быстрее, чем проза, именно потому, что они насыщеннее смыслом и эмоциями. Они – «концентрированнее» (если, конечно, речь идет о настоящей поэзии!).
Каждая строчка стихов – это как квартира на «Рублевке» в Москве - со сверхдорогой стоимостью жилья! Мы, сочинители стихов, обязаны заполнять ее экономно - только тем, без чего никак не обойтись. Всякое пустословие, словоблудие, повторы значащих слов – это непозволительная для поэта роскошь: нет в строчке стихотворения ни одного лишнего места! Каждая стопа (место в строке на два или yf три слога) – это драгоценность, и в нее надо вместить что-то содержательное, авторское, а не просто всунуть в конец строки что-нибудь подходящее по рифме, а в середину - нечто, работающее как «наполнитель», обеспечивающее нужное количество слогов и не сильно мешающее по ритму и общему направлению мысли, если таковое есть.
Всякое неразумное, бессмысленное, бесполезное для передачи содержания стихов слово, (оно же - мысль), которое в стихотворении уже было произнесено, а теперь повторяется (видимо, «для самых тупых»)– это разновидность лексической ошибки. Или лексического недочета – показателя непрофессионализма в исполнении стихов.
Итак, сформулирую правило для написания стихов:
В коротких стихах (то есть, стихах не более 36-40 строк, не имеющих деления на части, написанных в разном ритме) ЗНАЧАЩИЕ СЛОВА НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ. Более того, даже наличие близких по смыслу однокоренных слов – не красят стихи.
Что такое – значащие слова? Это все существительные, глаголы, прилагательные и наречия. Все то, что не является вспомогательным, служебным словом (союзы, предлоги, местоимения, частицы…).
Хочешь в стихах повторить сказанное или подойти к нему с иной стороны – ищи слова-синонимы или используй взамен уже сказанного слова заменяющий его образ, но всячески избегай повторения одних и тех же слов, особенно в конце строки (в качестве концевых рифм). Исключением, конечно же, являются рефрены – сознательный повтор всей строки целиком (для закольцовки стихотворения, например).
А теперь несколько примеров:
№1
СНЕГ, ударяясь о СТЕКЛО, стекает КАПЛЯМИ.
И видимый пейзаж в ОКНЕ весь в КРАПИНКУ.
СНЕГ за ОКНОМ. Ноль во дворе стоит по Цельсию.
И хмарью схвачен горизонт. Зима в рецессии.
СНЕГ в феврале. И, невзначай, рыдать классически.
Навзрыд. Так хочется сейчас… нордически.
СНЕГ, разбиваясь о СТЕКЛО, влажнеет КАПЛЯМИ.
И оставляет по себе почти ЦАРАПИНУ.
Я отвернусь. Что мир мне этот мнимый в КРАПИНКУ!
Я подойду к тебе, скажу: ЦАРАПИНКА!
СНЕГ, разбиваясь о СТЕКЛО, печально-КАПЕЛЬНЫЙ.
Возьми в объятия меня… Сойдем со стапеля!
Здесь автор сознательно играет с рифмами «каплями-крапинку, царапина», используя их в каждой из 3-х строф короткого стихотворения. Мы слышим эту игру звучаний (не идеально чистую по рифме и по логике), но связного содержания, мысли не обнаруживаем: автор сам точно не знает, что именно он хочет сказать, для него звучание важнее темы. Здесь есть о чем поговорить и про другие авторские лексические недочеты, но это тема других глав, а пока обращу ваше внимание на повтор значащих слов. Трижды использовано «каплями, капельный»,дважды «крапинка», дважды «царапину, царапинка», пять раз «снег», трижды «стекло», и т.д. Не слишком ли расточительно для такого маленького стихотворения, которое к тому же этой игрой повторов (не совсем точных рефренов) ничего существенно важного нам не сообщает?
№2
«...И сидят на лавочке узорной
так же, как и много лет назад
Старичок и древняя старушка,
созерцая СОЛНЕЧНЫЙ закат,
И такие дивно молодые
в уходящих СОЛНЕЧНЫХ лучах,
И как будто даже не седые,
и какой-то ясный свет в очах».
Дважды употреблено «солнечный», и это при том, что данное определение ничего значимого, нового не вносит: какие еще бывают закат и луч? Ясное дело – солнечные. А ведь можно было в эти места для трех слогов, бездарно использованные автором стихотворения, вставить какое-нибудь несущее дополнительную окраску определение или образ, например, «гаснущий закат» и «ласковых лучах».
№3
«Мы все в ответе за планету НАШУ,
За РЕКИ, горы, небо и моря.
Я не хочу оставить ДЕТЯМ НАШИМ
Планеты боль и пепел от огня.
…………………………….
…Я не хочу, чтоб люди умирали,
От войн, терактов и другого ЗЛА.
Я не хочу чтоб ДЕТИ узнавали.
Что сИроты - без МАМЫ и отца.
Мы так бездушно губим всё живое,
Мы топчем РЕКИ, рубим все леса,
Мы позабыли, нам Земля родная,
Она как МАМА. Мы хотим ей ЗЛА?....»
Это - фрагменты одного из коротких стихотворений, подобных которому на сайте встретишь множество. Дважды употреблено «мама», дважды «дети», дважды «зла», дважды «наше», причем, последние даже использованы в качестве концевой рифмы, что вдвойне непрофессионально.
Встречала я на сайте стихи, где концевая рифма – одно и то же слово! – используется в трех, а то в четырех разных четверостишиях короткого стихотворения. Автор явно не занимается долгими поисками слов, он пишет «душой» - экспромтом, не перечитывая и радуясь самому себе…
№4.
Я КРУЖЕВА ПЛЕТУ из СЛОВ,
За СЛОВОМ СЛОВО нанизаю.
УЗОРЫ, пришлые из снов,
Сама порой не понимаю.
Пытаясь тайну разгадать,
СЛОВА местами я меняю,
УЗОР спешу ПЕРЕПЛЕТАТЬ,
ПЛЕТУ и снова РАСПУСКАЮ.
Опять теряюсь я в СЛОВАХ,
Когда ПЛЕТУ о теме вечной,
УЗОР любви на КРУЖЕВАХ
Красивый, нежный, безупречный.
Моя судьба в СПЛЕТЕНЬИ СЛОВ,
В едино СВЯЗАНА с твоею.
Орнамент ВЫВЯЗАН, готов
И РАСПУСТИТЬ его не смею
Пример того, как неплохая тема, чистый ритм и хорошие рифмы полностью убиваются бедностью языка, где почти каждое значащее слово повторяется!
С этой, очень типичной для начинающих поэтов ошибкой, тесно связаны и другие лексические ляпы нерационального использования мест строки, но о них – в следующей главе.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/06/03/6693
Свидетельство о публикации №113053003578
за такой огромный труд - анализ наших "творений". Здоровья и вдохновенья!
Галина Ленкова 2 09.03.2016 09:09 Заявить о нарушении