Страх Божий
Думаю, что у страха Божьего есть два уровня, и трепет с благоговением относятся скорее ко второму уровню. Первый уровень страха Божьего связан с страхом наказания, когда человек боится Бога, потому что знает, что за грехи будет наказан. Это лучше, чем ничего, и это то, что должно быть у каждого здорового христианина. Но есть еще второй уровень страха Божьего, когда человек боится и слушается Бога не только и не столько из страха наказания, но из сознания величия Божьего, от восхищения Его совершенством и красотой.
Приведу иллюстрацию этой мысли. Представим себе человека, который не имеет никакой любви к живописи и вообще несведущ в вопросах искусства. Его обязали пройти экскурсию в музее, он идет по залам с праздным любопытством, но вид прекрасных картин его нисколько не впечатляет, и увидев, скажем, "Мону Лизу", он равнодушно пройдет мимо. Теперь представим себе второго человека, который очень горячо любит живопись, постоянно читает соответствующую литературу, собирает репродукции, копит деньги на посещение музеев и вот наконец однажды он входит в зал, где висит знаменитая "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. У него потеют ладони, дрожат коленки, учащается пульс и проявляются прочие признаки глубокого душевного волнения, ведь сбылась мечта его жизни. Он подходит к картине с великим трепетом и в восхищенном молчании проводит перед ней много часов.
Теперь у меня один простой вопрос: оба описанных мной посетителя музея не нарушали в нем порядка, не хватали картины и не бросали их на пол, но по каким причинам? Первый - исключительно из страха наказания и штрафа за непочтительное отношение к великим произведениям искусства. Второй - из глубокого благоговения перед этими картинами. Повторюсь, эта иллюстрация показывает различие между двумя уровнями страха Божьего - страхом наказания и трепетом перед величием Бога. Один человек старается не грешить и вести христианский образ жизни только из страха наказания, а второй - по той причине, что по сравнению с ценностью Христа все другие ценности не кажутся ему таковыми.
29.05.2013
Свидетельство о публикации №113053001248
Нормальные люди ведут себя прилично не из страха Божьего или уголовного, а из чувства чести, не позволяющей личности совершать дурные поступки. Впрочем, для тех, кто воспринимает как истину в последней инстанции слова Христа: "Когда исполните все повеленное вам, говорите: "мы рабы ничего не стоющие, потому что сделали, что должны были сделать"" (Лука, 17,10), чувство чести - понятие чуждое. "Рабам, ничего не стоющим", добровольно принявшим на себя роль овец, которых Иисус трижды велел апостолу Петру пасти, чувство чести и собственного достоинства иметь не свойственно.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Александр Пушкин
А Вы, уважаемый Александр Геннадьевич, стали бы срывать со стен музея не соответствующие Вашим религиозным понятиям картины, если бы знали, что Вам за это ничего не будет?
Татьяна Гладкая Феникс 30.05.2013 08:53 Заявить о нарушении
Рыжов Александр Геннадьевич 30.05.2013 10:37 Заявить о нарушении
О Страхе Божием я тоже имею немного иное мнение. Первый стра не сделать бы что-либо, что против Заповедей Божиих, страх из любви к Богу. Как не желаем огорчать своих родителей земных, так боимся огорчить Бога своими проступками - потому сокрушаемся и каемся. А второй Страх Божий, он совершенен. Человек боится потерять те дары Божии, которые дал ему Господь от любви к Богу. Ведь бесы уловляют на каждом шагу.
Раиса Лебедева 2 03.06.2013 16:29 Заявить о нарушении