2013 - 2 конкурс. Итоги. Ильдар Харисов

Представляем вашему вниманию оценки Ильдара Харисова (Арабский Алфавит) http://www.stihi.ru/avtor/aralfild,
обзоры которого на других площадках стихиры вы можете почитать здесь:
БЛК. Итоги апреля 2013. http://www.stihi.ru/2013/05/26/890
ЛФР. Обзор по 3 туру 2012 г. http://www.stihi.ru/2013/05/26/908
2-й конкурс миниатюр на Ноевом Ковчеге. Заметки http://www.stihi.ru/2012/01/17/5228
Разрезав круг. Ревью на Психоделике. http://www.stihi.ru/2012/02/12/7911
Театр. Сцена. Роль. Обзор конкурса http://www.stihi.ru/2012/02/15/8195
========================================


Благодарю за приглашение в жюри конкурса.
Прежде чем говорить о возвышенных вещах, коснусь «прозы жизни». Некоторым текстам нужна корректорская правка. Ошибки – «не»/«ни», «не» слитно и раздельно, запятые и проч. Авторы, не ленитесь «напрячь» компетентных друзей перед посылкой стихотворений на конкурс. Проявите уважение и к коллегам-соконкурсантам, и к членам жюри. Лучше поучаствовать в меньшем количестве соревнований, чем «светиться» с непричесанными текстами.

По-настоящему удачные тексты – редкие гости на поэтических конкурсах. Редки они и в профессиональных литературных журналах. Однако в журналах, как правило, стараются держать минимальный профессиональный уровень, а конкурсы на Стихире не застрахованы от произведений технически беспомощных и явной графомании. Самым критичным читателем стихотворения, казалось бы, должен быть их автор. „Всё ли хорошо? Не «литературщину» ли я гоню, выражен ли в тексте именно мой жизненный опыт? Слышно ли в нем время, в котором я живу? А образы, сравнения не банальные? Композиция убедительная? Ритм, рифмы не нуждаются в шлифовке? Нет ли избыточных эпитетов, без которых строка будет сильнее, «пружинистей»? Не стоят ли союзы и короткие слова – «а», «и», «но», «ведь», «уж» и проч. – как затычки метра, а не носители смысла?“ Такие вопросы должен бы ставить себе автор... Но на практике (и сам я тут не исключение) мы обычно «слепы» и «глухи» к недостаткам собственных произведений.

Как воспитать в себе «критический слух»? Наверное, лучший путь – читать действительно хорошую, проверенную временем поэзию. Читать внимательно и... критично. Отдавая себе отчет, чтО в таком-то стихотворении нравится, а что – нет. Причем нравится/не нравится не с точки зрения каких-то школьных «правил», не исходя из каких-то заранее выбранных установок, а именно в процессе живого чтения. И если что-то не нравится – посмотреть, почему автор написал именно так, а не иначе, имеем ли мы дело с сознательно примененным приемом или просто с небрежностью. 
Конечно, сделать восприятие (так же, как и создание) художественного произведения полностью рациональным – невозможно. И это прекрасно. Я призываю только «отдать разуму – разумово», а уж интуиция в нужный момент подключится. На то она и интуиция.

Краткие замечания по стихотворениям:

1 место

10. Дядя Лёша

Был дядя Лёша -
Дяди Лёши нет.
Азартно пил и наконец упился -
Забавный и неугомонный дед,
Когда-то отмотавший за убийство.

К подъезду гроб спустили. Ожил двор.
Народ собрался - ахи, охи, всхлипы...
Я слышу пиччикато - перебор
Когда-то им самим рождённой скрипки.

Мне первому её он показал -
Поглаживал по грифу, чуть не плача:
Эх, помнят руки, погляди, пацан,
Почти готова, завтра буду лачить...

Рыбачил, забывая всё и вся...
С весёлым пролетарским красноречьем
Рассказывал, как чудо-карася
Измором брал на нашей чудо-речке.

Ладонью вытирал с обложек пыль,
Давая мне читать романы Яна...
Он много пил, конечно, крепко пил,
Но странно - я его не помню пьяным.

Он счастлив был, что ночи здесь тихи,
Что изредка они ему крошили,
Как хлеб для птицы, горькие стихи,
Его стихи...Но он любил чужие.

Сегодня тянет холодом с реки.
Придет сентябрь. Потом другое лето.
Но запертые горькие стихи
Останутся кричать в тетрадных клетках.

Точный портрет, богатый на детали. Убедительный стиль изложения. Рискованные порою рифмы в данном случае тоже не вызывают несогласия.
Может быть, «но» в предпоследней строке – не единственно возможный и не самый лучший здесь союз.
Думаю, автор мог бы написать еще одну, заключающую строфу, в которой были бы собраны предыдущие темы, хотя бы некоторые из них – тюрьма, алкоголизм, скрипка, литература. Так стихотворение кончалось бы композиционно удачнее. Но посоветовать – легко, а вот как написать, чтобы получилось органично?
В любом случае, стихотворение состоялось. 

........................

2 место

9. Было время белой воды...

Было время белой воды,
Белой рыбой плескалось солнце…
И звенела, как веретенце,
Стрекоза. Голубой слюды
Переливы на тонких крыльях…
Пела рыба в своей реке
На неведомом языке…
Я исчезла, я стала пылью…

Растворилась в тихой волне,
Разлетелась брызгами света.
Я в цветении бересклета –
Алой капелькой в глубине.
Лишь тогда я смогла услышать
Звуки неба, слова травы…
Синих птиц в кружевах листвы,
Шум дождей на высоких крышах…

Хорошее, гармоничное стихотворение, интересные образы.

........................

3 место

8. Я здесь была...

Я здесь была, я точно здесь была,
я помню этот сад и этих птиц,
беседку и шуршание страниц
открытой и забытой кем-то книги,
царапину на краешке стола,
встревоженной дворняги хриплый  лай,
я даже помню, как жужжит пчела.
над  зарослями спелой ежевики.

Я здесь была… конечно же  была,
иначе б не узнал мои шаги
взъерошенный пурпурный георгин
и не кивнул приветливо и мило,
а я не ощутила бы  тепла...
мне кажется, здесь жизнь моя текла,
но я отсюда всё-таки ушла,
а почему -
теперь уже забыла.

Прекрасны цепкость взгляда и культура слова.
Подшлифовал бы некоторые моменты:
сочетание «приветливо и мило» – один из эпитетов излишен;
«всё-таки» в предпоследней строке (нужно ли оно здесь?);
«теперь уже» несколько ослабляет энергию последней строки, по смыслу уточнение факультативно.

........................

4 место

4. На берегах Онтарио
 
На берегах Онтарио не видно ни проталины,
Идёт промозглый снег, за снегом – человек...

По берегам Онтарио с тобою прошагали мы
С десяточек экваторов и чуточку ещё, -
С его лесными чарами, с замёрзшими причалами.
Здесь даже март немилостив, студён и краснощёк.

На берегах Онтарио, пока ещё не старые,
Гуляем в парке ельником, вдоль замерших аллей.
Там под вечерним заревом немного мы оттаяли -
Под музыку печальную, так даже - веселей.

На берегах Онтарио от длинных зим устали мы...
Но если долго смотришь ты на падающий снег,
То кажется отчаянно, что замер он нечаянно,
А ты взлетаешь вверх, и разбирает смех...

На берегах Онтарио коротенькие сны,
Коротенькие юбочки коротенькой весны.

Стихотворение чудаковатое. Замерзшие причалы на экваторе, отчаянные (!) кажимости, промозглый снег на коротеньких юбочках... В общем, ИХ нравы. Мне нравится, надо бы съездить.

........................

5 место

5. *   *   *

Живет на свете улица. Она
На улицы другие не похожа.
И грустно удивляется прохожий,
Что властвует над нею тишина.

Дворы, сады… А непохожесть в том:
Давно здесь обезлюдел каждый дом,
Лишь иногда тоскливо и протяжно
Завоет пес, обживший старый двор,
Где песья будка да еще — забор,
Но лучше в будке выть, чем быть бродяжим.

Такая вышла с улицей беда —
Покинули ее давно сельчане,
Но по привычке иногда ночами
Согреться опускается звезда.

И я по этой улице иду,
Вдали зарю холодный ветер сдул, 
Горбатый клен глядит на мир смиренно.
Наверное, и в нем живет тоска,
А ветка — словно теплая рука,
Прожилки на листках — как будто вены.

И заяц, бесприютности назло,
Примчался на заросший луг пастуший,
И весточкой из дней минувших кружит
Поблеклое гусиное перо.

Лежат букварь, утюг, велосипед…
Чтоб как-нибудь напомнить о себе,
За поворотом скрипнули ворота…
Живет на свете улица. Она,
Как брошенная в старости жена:
И жизнь — хоть удавись, и жить охота.

Хорошее стихотворение. Над текстом можно еще поработать. Скажем, начнешь разбирать союзы – «и», «а» (всегда ли они оправданны?) – и выйдешь на некоторые семантические шероховатости... Оставляю эту работу автору.

........................

6 место

3. Приговор

До рассвета слишком зябко и темно, а потом всё понесётся как во сне.
Завершая неуклюжий путь земной, опускается тоска и с нею снег.
Мне б сорваться и с начала всё начать, мне б согреться, как отступник на костре...
Но давно засохли подпись и печать под словами, где последнее – «расстрел».

Я надеюсь, скоро скрипнут сапоги. И затихнет ожидание пощад.
По прогнозу – назидание пурги, но не мне теперь прогнозы воплощать.
Коридор ведёт на лестницу во двор. Завершается он стенкой, как и встарь.
Так изысканно обставлен приговор, что не сесть, не оправдаться и не встать.

Взвод заждался, сон на ветер променяв. Между нами – узнавание и страх.
Поголовно все похожи на меня, только в разных временах и зеркалах.
До команды остаётся пять шагов, до рассвета – пять беспомощных минут.
Слишком много обещаний и долгов... Можно вспомнить... И они не преминут.

Вот парнишка. Вот не мальчик и не муж. Вот старик в свои неполные года.
Все глядят слегка презрительно, к тому ж явно каждый не успел и прогадал.
Я виновен. Все сомнения пусты. Текст зачитан, остаётся сделать шаг.
Ритуал – удел сжигающих мосты. Вот и всё. Команда «пли!». И звон в ушах...

До будильника подушкой не достать. А до неба – пять шагов, затем балкон.
Для всенощно неснимаемых с креста – вряд ли писан тяготеющий закон.
Суета зовёт отдаться ей опять. У неё всегда уютный приговор...
Мне б сорваться, повернув теченье вспять. Но пора уже на лестницу, во двор…

Сюжет туманный, «сновиденный». В целом мне трудно им проникнуться, хотя некоторые детали даны вполне зримо и убедительно.
По технике написания – многое хорошо: композиционные арки; разнообразие синтаксических конструкций; безукоризненный ритм; внутренние созвучия типа «суета» – «уютный» и др. Есть и слабинки. Например, назойливое звучание отглагольных существительных на «-ание» в однотипной метрической позиции:
«И затихнет ожидАНИЕ пощад...»
«По прогнозу – назидАНИЕ пурги...»
«Между нами – узнавАНИЕ и страх...»,
близко к этому:
«Слишком много обещАНИЙ И долгов...».

........................

7 место

7. Уже улетает февраль...

Уже улетает февраль високосным
листом календарным, сорвавшись со скрепок,
и зреют ещё непроросшие вёсны
в засохших чернильницах прошлого века.
Всё напрочь смешалось в безвременьи странном...
Скользя по косому линейному стану,
где мама сто лет напролёт мыла раму,
уходит строка в направлении к Свану.

Спит город, на зябкие плечи накинув
пуховый платок ледяного молчанья.
Горбатым мостом изогнула даль спину,
два берега Свечкой Успенской венчая.
Но чище листа белизны несказанность,
и хрупким пунктиром свет сходится клином
в ещё не зажжённых рассветах Сезанна,
в ещё не отснятых закатах Феллини.

А неба краюха надломлена ветром,
и тает ванильная крошка на коже...
В поношенной шляпе из чёрного фетра
спешит из столетья в столетье прохожий.
Как тёртый калач самых грубых помолов,
отброшенный сытой эпохой багетной...
А месяц на небе пронзительно молод,
как сплющенный молотом серп минаретный.
Распроданы счастья подковы на Конном,
и всадники мчат, от земли отрываясь,
железных веков завершая стыковку,
по Пушкинской в вечность уходят трамваи.

А время озимые снимет посевы,
блеснув остриём освящённого сплава -
ведь жизнь, что качнулась неистово влево,
уже по инерции двинулась вправо.

Куча тропов – все интересны, но не все убеждают. По-моему, в предложенном контексте неудачны:

«Спит город, на зябкие плечи накинув
пуховый платок ледяного молчанья.»

«А месяц на небе пронзительно молод,
как сплющенный молотом серп минаретный.»

«остриём освящённого сплава».

Размер зачастую заставляет автора употреблять лишние слова. Энергия теряется. Советую: написать 33 новых стихотворения дольником и 34 верлибром. При этом в тренировочных целях запретить себе использование односложных слов в начале строки. В особенности союза «а». :)

О сверсхемных ударениях в трехсложных размерах: коварные братцы. На мой слух,
«и хрупким пунктиром свет сходится клином»
звучит приемлимо,
а «горбатым мостом изогнула даль спину» – плохо. Хотя в обоих случаях нет нарушения запрета переакцентуации.

........................

8 место

2. родина мать

Когда на Волге в детстве я рыбачил,
Мой дед однажды дал простой совет:
- Считай, мол, жизнь свою большой удачей,
Пока страна не вспомнит сыновей.

А я тогда его совсем не понял
И фраза показалась мне странна.
То, дед, у вас – Германия, Япония,
А нынче – благодать и тишина...

Мы бегали – дворами, огородами –
Войнушки, пистолеты – все дела...
И нам мечталось даже, чтобы родина
Куда-нибудь нас срочно позвала.

Конечно, старших слушали вполуха мы,
Но как-то очень быстро подросли,
Когда соседа нашего, Андрюху,
Из Кандагара в цинке привезли.

И мама на меня смотрела странно,
И чувствовалось – стало горячо,
Но не обжёг меня песок Афгана,
Поскольку маловат я был ещё.

Успел сполна исколесить по карте,
И был такой, конечно, не один,
Кто в устье Лены тёплой кровью харкал,
Ночной Амур по льду переходил,

Кто жарился на крымском побережье,
На невских крышах голубей гонял...
Когда ферганских турок стали резать,
То вспомнила страна и про меня.

Мне повезло, живой пришёл обратно –
Беда бедой, а всё же – не война;
Но тут отчизна вспомнила про брата,
Когда в Чечне оскалился вайнах.

В газетах нам твердили про победы
За наградным приказом шёл приказ,
А я всё чаще слышал голос деда –
О том, что помнит родина о нас.

Да, у страны подобный не один я,
Но трудно по ночам порой заснуть,
А вдруг однажды вспомнит и про сына?
Уже четыре года пацану.

Важная тема, жизненные образы. Отличный финал. Некоторые слова употреблены контекстуально неудачно – не расписываю подробно, поскольку объяснять придется долго, лучше в личном разговоре с автором. Речевая ошибка: «когда... то...».

................................

9 место

11. Считалка предновогодняя

Под вечер, совсем опингвинев, бреду тротуаром залитым –
Сгодился бы и фигуристам такой замечательный лёд.
Резвятся в нарядной витрине счастливые зайцы-рахиты
И мне предрекают пушистый, но дважды линяющий год.

Перину колючую стелют  порывы холодного ветра.
Так остро тепла захотелось, и скоро я буду согрет
Искрящимся, терпким коктейлем из множества ингредиентов,
Включая обиды и ревность, и "да" после третьего "нет".

Ветшают мечты, как полотна, и я вместо праздников часто
Справляю поминки по планам, судьбою подстреленным влёт.
Точёной фигуркой на жёлтом моё кареглазое счастье,
В окно улыбаясь бурану, четвёртую "ёлочку" ждёт.

Всё зыбко, а впрочем, обычно. Остатки какой-либо веры
Под жёстким дыханьем реалий растаяли снегом в горсти.
Вот только б мой занавес личный не рухнул тяжёлой портьерой,
Не слушая реплик финальных, и дал сосчитать до пяти.

Хотелось бы большей отточенности. Например, вместо обобщенного «такой замечательный» – эпитет поконкретнее, поинтереснее. Заменить бы чем-нибудь «множество» ингредиентов: и так понятно по следующей строке, что ингредиентов будет много. «Занавес рухнул портьерой» – это правильно по смыслу?

........................

10 место

1. Презумпция разлуки.

Укутавшись в туман, приморский дремлет город,
монисто  бледных звезд сковало полюса.
предчувствием беды мир надвое расколот,
хватило счастья нам всего на полчаса.
когда бы выход знать из замкнутого круга,
в элегию ветров особый смысл вложить...
имеет место быть презумпция разлуки,
презумпция дождя имеет место быть.

Стихотворение-романс. Есть оригинальные «смычки» смыслов, но, к сожалению, есть и штампы: «выход из замкнутого круга», «мир надвое расколот» и др.

........................

11 место

7. Спящая и лев.

Спокойных снов, красавица Нева!
Ты под охраной золотого льва.

***
Пломбирный город забелён, размыт
В туманной дымке зябкого дыханья.
Заснеженно, волшебно о гранит
Бьёт тишина изысканным молчаньем.

И в серебристой паутине сна
Размеренность, величие покоя.
И замершая Невская волна -
В мечтах о песне шумного прибоя.

Ей снятся стоны чаек, корабли,
След от укола зимним веретёнцем,
И пробужденье...Мигом забурлит
От поцелуя ласкового солнца...

«Пломбирность» города – интересный образ, но он не подхвачен образным строем стихотворения.
Не понравились китчевые «красивости». Не убедили некоторые смысловые моменты. Например, «заснеженно бьёт (!) изысканным молчаньем». Если молчание – изысканное, то «бить» – глагол неподходящий; к тому же, как можно бить «заснеженно»? Или: «мигом (!) забурлит»: разве от одного солнечного «укола» Нева подо льдом сразу, единым мигом превратится в бурлящую?

Название не работает на стихотворение – в тексте льва нет...
Советую автору походить на курсы Алкоры – http://www.stihi.ru/avtor/sogimos
Разумеется, ко всему, там написанному, надо относиться с трезвой критичностью (так же, как и к тому, что пишу я), но верных замечаний и соображений там хватит и для самого критичного взгляда.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ильдар Харисов


Рецензии
не надо мне в ликбез)))))) это надо видеть своими глазами: и город и тишину ,бьющую по мозгам, и льва...
Спасибо за оценки)

За Дядю Лёшу - отдельное спасибо.

Элен Смит   27.05.2013 20:45     Заявить о нарушении