Об одном типе сверхсхемных ударений в 3сложниках
"Зовет меня взглядом и криком своим" (Пушкин)
"Была ему звёздная книга ясна" (Баратынский)
"И пела русалка — и звук ее слов" (Лермонтов)
"Поют они песни про славу морской царь-девицы
...
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара" (Лермонтов)
"Всё лицо твое вспыхнуло вдруг
...
Полюбить тебя всякий не прочь
...
В волосах твоих, черных как ночь
...
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
...
Взгляд один чернобровой дикарки
...
И в лице твоем, полном движенья" (Некрасов)
"Они чудные так и сверкали,
Но кому же сверкали они?" (Некрасов)
"На заре она сладко так спит" (Фет)
"Уноси мое сердце в звеняющую даль" (Фет)
"Надень свою шаль и капот" (Фет)
"В два ряда свет - и таинственным трепетом
...
"Чур меня - сгинь, пропади" (Фет)
"С тех пор в моем сердце звучит" (Алексей Толстой)
"Твоё сердце болит безотрадное,
В нём не светит звезда ни единая —
Плачь свободно, моя ненаглядная,
Пока песня звучит соловьиная,
Соловьиная песня унылая,
Что как жалоба катится слёзная,
Плачь, душа моя, плачь, моя милая,
Тебя небо лишь слушает звёздное!" (Алексей Толстой)
"Спят твои сёла под песни метели" (Бунин)
"Отдохни, — ещё утро не скоро
...
Ещё ранние птицы не пели" (Бунин)
"На лету они звонко поют" (Бунин)
"Не слыхать ещё тяжкого грома за лесом" (Бунин)
"Только думы о том, чего нет" (Бунин)
"Не дано тебе знать человеческой думы" (Бунин)
"От одежд её веет
По полям ветерок
...
Грустен взор её тёмный,
Одинок её путь…
Спи-усни, моё сердце!
Отдохни… Позабудь." (Бунин)
"Ты - как отзвук забытого гимна
В моей чёрной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе." (Блок)
"Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твоё белое платье,
Утонченность мечты разлюбив". (Блок)
"А вино уж мутит мои взоры" (Блок)
"Моё сердце больное тебе передам" (Блок)
"Нет! В золе ещё бродят последние искры" (Блок)
"Я царь ещё в жизни, — твоих багряниц" (Блок)
"Когда страшно и пусто в груди" (Анненский)
"Когда сумерки ходят по дому" (Анненский)
"Когда, рдея, там гаснут лучи" (Анненский)
"Но мрак она только тревожит" (Анненский)
"Только раз напоил её март огневой" (Анненский)
"Перо ее так бородато" (Анненский)
"В сомненьи кипит еще спор
...
Всё чаще вопрос меня мучит" (Анненский)
"Завитки её кос развилися" (Анненский)
"Когда к нОчи усталой рукой" (Анненский)
"Когда вами невестам гадали" (Анненский)
"Огнем она черным горит" (Анненский)
"Завитки её кос развилися" (Анненский)
"Опять по тюрьме своей лира
...
Но вот уже ходит ровнее" (Анненский)
"На глаза мои пряди нависли" (Анненский)
"Да клубком ее сказка катилась" (Анненский)
"Когда вами невестам гадали" (Анненский)
"По лицу его тяжко проходит" (Анненский)
"Ты жалел их... На что ж твоя жалость,
Если пальцы руки твоей тонки" (Анненский)
"Я люблю, когда в доме есть дети" (Анненский)
"Ее факел был огнен и ал" (Анненский)
"Его страшное царство прошло" (Анненский)
"Задуй, пока можно задуть" (Анненский)
"Его страшное царство прошло
...
Облака ещё плачут, гудя" (Анненский)
"Солнце — лицо твоё, руки белы,
Жалят уста твои жарче пчелы". (Кузмин)
"Лишь я его гордый король" (Гумилев)
"Пускай замолчит моей грусти змея
...
Вот он пред собраньем ведёт свою речь
...
Судить меня смеют, и кто же — рабы!" (Гумилев)
"Ещё молимся, братья, о вере
...
Спаси, Господи, люди твоя" (Есенин)
"Молоко твоих рыжих коров" (Есенин)
За ночь одну она стала седой (Ахматова)
Ты стихи МОИ требуешь прямо…
Как-нибудь проживёшь и без них.
Пусть в крови; не осталось и грамма,
Не впитавшего горечи их. (Ахматова)
"И слаще всех песен пропетых
Мне этот исполненный сон,
Качание веток задетых
И шпор твоих лёгоньких звон." (Ахматова)
"Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар." (Ахматова)
"Когда в тёплой ночи замирает
Лихорадочный форум Москвы
И театров широкие зевы
Возвращают толпу площадям" (Осип Мандельштам)
"Но люблю мою бедную землю" (Мандельштам)
"Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
...
Уведи меня в ночь, где течет Енисей" (Мандельштам)
"Твои руки черны от загару,
Твои ногти светлее стекла…" (Цветаева)
"Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!" (Цветаева)
"Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе" (Пастернак)
"Но чем его песня полней
...
Когда она бьется об корни" (Пастернак)
"Разлук моих, встреч и разлук
...
Бывало, вся жизнь моя - в шарфе
...
Прощай же, пора, моя радость!
...
И вот уже сумеркам невтерпь" (Пастернак)
"Черты твои в зеркале срочны
...
В груди твоей - топот лошадный
...
Он лег в мою жизнь пятеричной оправой" (Пастернак)
"Я чувствую рук твоих жар" (Пастернак)
"Легли в его жизнь и стихи" (Пастернак)
"Глаза ему тонны туманов слезят
...
И мстят ему, может быть, только за то
...
Пылящихся звезд, когда ночь по селу" (Пастернак)
"Надорви ж его вширь, как письмо" (Пастернак)
"Узнаешь ли гнездо свое, птенчик?" (Пастернак)
"Не добирай меня сотым до сотни
...
С ночи одень меня в тальник и лед
...
Целься, всё кончено! Бей меня влёт" (Пастернак)
"Вкруг тебя мои руки обвиты" (Пастернак)
"Где вдруг она гасла в испуге" (Пастернак)
"И тогда в моем сердце разорванном" (Заболоцкий)
"И тогда я открыл свою книгу в большом переплете
...
И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась" (Заболоцкий)
"И в лицо они смотрят тебе" (Заболоцкий)
"До сих пор твое сердце томит
...
Почему его нету с тобою?" (Заболоцкий)
"Узнаю твои козни, плутовка!" (Заболоцкий)
"Отвлеки мою волю от чуда
...
Разорвет мою грудь пополам" (Заболоцкий)
"И напев его грустно-сердитый
...
Сколько раз они в мире пропеты!
...
Ты сама меня выбрала" (Заболоцкий)
"Когда оно канет на дно" (Заболоцкий)
"И вся она как изваянье" (Заболоцкий)
"Где жива ее прежняя слава
...
Что красе ее вечно сиять суждено
...
И они ее образ, годам вопреки
...
И когда ее старая тетка бранит" (Заболоцкий)
"Я умчу тебя в громе и буре ...
Принесут они в лапках охапки" (Заболоцкий)
"Посели меня в старом скворешнике
...
Отдаю тебе душу в залог
...
Сломя голову в рощу не броситься!" (Заболоцкий)
"Опять провела меня за нос, как сводня!" (Заболоцкий)
"Клянут они воплем своим?" (Заболоцкий)
Ещё мои руки не связаны,
Глаза не взглянули в последний,
Последние рифмы не сказаны,
Не пахнет венками в передней.
Наверчены звёздные линии
На северном полюсе мира,
И прямоугольная, синяя
В окно моё вдвинута лира. (Арсений Тарковский)
Ещё в скорлупе мы висим на хвощах
Мы — ранняя проба природы,
У нас ещё кровь не красна, и в хрящах
Шумят силурийские воды...
А мы УЖЕ в горле у мира стоим
И бомбою мстим водородной
Ещё не рожденным потомкам своим
За собственный грех первородный. (Арсений Тарковский)
Ребенок стоит на песке золотом,
В руках его яблоко и стрекоза. (Арсений Тарковский)
Спасибо тебе, что стонала и пела.
Я ветром иду по горячей золе,
А ты разнеси МОЁ смертное тело
На сизом крыле по родимой земле. (Арсений Тарковский)
Лесник меня прячет в избе,
Сижу я за кружкою чая,
И кажется мне, что к себе
Попал я, по лесу блуждая. (Арсений Тарковский)
Возвращаюсь к тебе, дорогая,
К твоим милым и легким словам.
На пороге, меня обнимая,
Дашь ты волю свободным слезам. (Давид Самойлов)
О, ходить, как я хаживал, впредь
и твердить, что пора, что пора ведь
В твои очи сквозь слёзы смотреть
и шиповником пальцы поранить. (Белла Ахмадулина)
И я помышляла: покуда
соседом той тени не стану,
дай, жизнь, отслужить твоё чудо,
ту ночь, и то утро, и Анну... (Белла Ахмадулина)
На Стихире подобные случаи зачастую рассматриваются как ритмические сбои, как нарушение "правила", согласно которому в трехсложных размерах сверхсхемное ударение в двусложных словах не должно стоять перед иктом (см., например, у Ю.П.: http://www.stihi.ru/2011/11/29/3767 и А.: http://www.stihi.ru/2012/11/22/5815).
Я совершенно не согласен с таким подходом. Если прекрасные русские поэты данное "правило" не соблюдали, значит... правило выведено искусственно и противоречит опыту классиков.
----------------
Cр. наблюдения Владимира Плунгяна:
О понятии «метрических дериватов» в русском стихосложении
http://clck.ru/U46Qr
Свидетельство о публикации №113052600684
Вот веб-архив этой вашей статьи – ссылки внизу нет: http://archive.md/cRUAa
Думаю, и в этой моей рецензии ссылка будет не видна, поэтому я дам её иначе.
Некоторые применения математических методов в языкознании.
Семинар под руководством М.Р. Пентуса и В.А. Успенского.
(Здесь есть ссылка на документ.)
philol.msu.ru/~otipl/new/npmmvya/seminars.html
Доклад В. А. Плунгяна "О понятии "метрических дериватов" в русском стихосложении: разбор некоторых случаев". (3 декабря 2005 г.)
Онлайн (веб-архив Google Cache): http://archive.md/WALNX
Сергей Николаев-Смирнов 30.03.2021 11:59 Заявить о нарушении