Петух, дощечка и девочка

Когда я была совсем еще маленькая,мои родители почти всегда надолго уезжали.Долго мне искали нянечку.Всех нянек не любила и делала все, чтобы они со слезами от меня отказывались.Моя любимая няня была одна ,китаяночка, хорошо ее помню...
Отчего это я вдруг няню вспомнила?А вот когда старше становишься,вспоминаются отчетливо и ясно истории,смысл которых в пору бездумного детства я не совсем понимала.
Так вышло,что осталась я под присмотром няни своей довольно продолжительное время.Няня водила меня часто в свой дом,кормила обедом,я играла с ее внуками.Столь много было интересного у них дома: большие сундуки,в которые мы с ребятами залезали,а потом чихали из за пряного и острого запаха,полки со склянками,книги.Ах,как там было интересно!
Был у них дома петух,такой большой и красивый ,важный!Петух был с характером,он как то все время косо на меня смотрел,наверное рассматривал-что это такое появилось у них в доме? А я петуха боялась,ведь птица пыталась все время меня ущипнуть.Однажды,немного осмелев, я показала тирану язык,как всегда ,скорчив рожицу.С этой поры петух меня невзлюбил.Как только оставалась одна, он подскакивал ко мне сзади и щипал за мягкое место,больно было.Я, конечно, ревела,но тут сразу прибегала няня и отгоняла это чудовище от меня.
Няня была очень терпеливой женщиной, когда мы с ребятами в очередной раз удрали из дома на аэродром,чтобы уехать в Африку,когда мы разбили почти все склянки в лавке ,она терпела,только головой качала.
Няня часто брала меня на коленки и читала книжку,хотя я ничего не понимала,но картинки в книжице были очень красивые!Так я и засыпала у нее на руках с картинками...из дивной книги.
Однажды,в доме у няни я увидела дедушку,седого как лунь.Детские воспоминания рисуют мне его,как волшебника, деда из сказки.У дедушки были очень мудрые и ласковые глаза, помню очень, очень хорошо. А петух мне житья не давал,ведь вот умная птица -знал, как можно подловить и больно ущипнуть.И делал свое черное дело ,когда никого не было рядом.А с дедом мы подружились,рассказала ему свою печальную историю с петухом.
Выслушал меня внимательно дедушка, покачал седой головой,затем прошептал что то над моим ухом,повесил мне на шею веревочку с какой то маленькой дощечкой,нарисовал на  плечике какую то фигурку и сказал "Будешь понимать язык животных,если захочешь-они тебя никогда не обидят,но только знай,что мы для них тоже, что и они для нас."
Вы не поверите,но после этого,когда я с веревочкой и дощечкой проходила мимо тирана,петух меня вообще не замечал.Я ему даже язык пыталась опять показать,а он отворачивался.
Дед сказал как то:"Если будешь душой сродни с нашими братьями,то откроется для тебя мир большой.."
Думаю,что смысл то наверное был не в дощечке,а в том что дедушка сказал..А ведь до сих пор ищу я этом мир,большой...


Рецензии
"Будешь понимать язык животных,если захочешь-они тебя никогда не обидят,но только знай,что мы для них тоже, что и они для нас." - мудрые ключевые слова!
Исключительно интересный рассказ!Его структура концентрична - центральным персонажем является ТИРАН-петух и Жертвой Тирана маленькая девочка. Так на базе Субъекстно-Объектных отношений Петух-Тиран -Девочка-Объект нападения и строится рассказ. Однако здесь есть и вводная часть, где Девочка Основноой Субъект-Рассказчек и Читатель к своему удивлению узнает, что:

"Когда я была совсем еще маленькая,мои родители почти всегда надолго уезжали.Долго мне искали нянечку.Всех нянек не любила и делала все, чтобы они со слезами от меня отказывались.Моя любимая няня была одна ,китаяночка, хорошо ее помню...
Отчего это я вдруг няню вспомнила?А вот когда старше становишься,вспоминаются отчетливо и ясно истории,смысл которых в пору бездумного детства я не совсем понимала." -

Оказывается ПЕТУХ НЕ ЕСТЬ СЛУЧАЙНОСТЬ , - ЭТО НАКАЗАНИЕ за "мордочки" няням и их слезы! Так значит рассказ НЕ концентричный, а ПОЛИЦЕНТРИЧНЬІЙ , более того , он ПОУЧИТЕЛЕН! МожнО было бы его назвать РАССКАЗ С УЛЬІБКОЙ!

спасибо Автору

кфн Лорина Тодорова!

Лорина Тодорова   22.06.2013 13:59     Заявить о нарушении
Какой прелестный рассказ!

"Будешь понимать язык животных, если захочешь - они тебя никогда не обидят, но только знай, что мы для них то же, что и они для нас."
- мудрые слова, - их смысл очень важный: отношения в природе всегда Субъектно-Объектные, а это значит: как животное может быть в отношении человека Субъектом и терроризировать человека-Объект, так и наоборот: Человек-Субъект терроризирует Животное-Объект своего действия. И об этом нельзя забывать никогда.

Рассказ короткий и каждый может познакомиться с ним, посмотрев в Комментарий - рассказ размещен мною там.

Так что же интересного в этом рассказе-сказке-были? Все!

Рассказ персональный и ведется Рассказчиком от первого Лица - "Я"
Вот его начало:
" Когда я была совсем еще маленькая, мои родители почти всегда надолго уезжали. Долго мне искали нянечку. Всех нянек не любила и делала все, чтобы они со слезами от меня отказывались. Моя любимая няня была одна, китаяночка, хорошо ее помню...
Отчего это я вдруг няню вспомнила? А вот когда старше становишься, вспоминаются отчетливо и ясно истории, смысл которых в пору бездумного детства я не совсем понимала."
Итак, перед нами и начало (введение ), и Авторский силлогизм: "А вот, когда старше становишься..." = Когда обретаешь ЗНАНИЕ.
То, что особенно привлекло мое внимание, так это Петух-Тиран, который в сознании маленькой девочки представляет понятие: "ОПАСНОСТЬ" . Вопрос: ПОЧЕМУ?
"Однажды, немного осмелев, я показала тирану язык, как всегда, скорчив рожицу! С этой поры петух меня невзлюбил. Как только оставалась одна, он подскакивал ко мне сзади и щипал за мягкое место, больно было. Я, конечно, ревела, но тут сразу прибегала няня и отгоняла это чудовище от меня."
Девочка, Объект нападения Петуха-тирана, решила себя защитить и поступила с Петухом так, как и с нянями, которых умела терроризировать:
"Всех нянек не любила и делала все, чтобы они со слезами от меня отказывались."
Вот тут и встает очень важный вопрос: как с точки зрения оперативной лингвистики интегрировались отношения между "нянечками" и девочкой и между Петухом и девочкй.

Девочка, в отношении своих "нянек," была Объектом их действия. Однако поведение девочки , ее НЕ любовь к ним, доводило да смены инцидентного ряда - Няни становились Обектом агрессии маленькой девочки. Да, наказывать ее за рожицы и высунутый язык , "няньки" не имели право: так они оказывались в слабой модальной позиции типа: не мочь -> не хотеть , что и доводило до СМЕНЬІ нянь.

Однако с Петухом-тираном привычные трюки маленькой девочки оказываются бессмысленными - Петух -Субъект "действует" агрессивно и ничто не доводит до смены инцидентного ряда - маленькая девочка страдает. Так Птица оказывается Центром рассказа-воспоминаний. А какой Портрет Петуха тирана:
"Ах, как там было интересно! Был у них дома петух, такой большой и красивый, важный! Петух был с характером, он как-то все время косо на меня смотрел, наверное рассматривал - что это такое появилось у них в доме?"
Правильное рассуждение с позиции выросшей, маленькой когда-то, девочки: "НАВЕРНОЕ РАССМАТРИВАЛ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ ПОЯВИЛОСЬ В ДОМЕ? - прекрасный пример "остранения" (В. Шкловский) ( procédé de singularisation, - G. Poulet)т.е. любопытство.

Рассказ о Петухе тиране и его "агрессии" (в глазах маленькой девочки) делает рассказ классическим с концентичной формой повествования.

Итак, оказывается, что Петух НЕ ЕСТЬ СЛУЧАЙНОСТЬ , - ЭТО ,СВОЕГО РОДА "НАКАЗАНИЕ -ИСПЬІТАНИЕ за "мордочки" нянькам и ИХ СЛЕЗЬІ!

В сущности, рассказ полицентричный, более того , он ПОУЧИТЕЛЕН и для РОДИТЕЛЕЙ! и для ДЕТЕЙ!.

Это прекрасный рассказ к УЛЬІБКОЙ!
Спасибо, Леночка!



Лорина Тодорова   22.06.2013 13:59   Заявить о нарушении