Умение видеть
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой!
(из оперы П.И. Чайковского Иоланта)
Не то, что мните вы, природа,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Ф.И.Тютчев
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
Поэзия есть искусство создавать словесные образы и картины.
Если в Живописи образы и сцены создают зрительное впечатление о том, что хочет сказать нам художник, то в Поэзии то же самое приходится делать с помощью слова, обращаться к фантазии и к чувствам читателя, к его воображению.
Я не зря соединил два вида искусства – Поэзию и Живопись И то и другое строится на показе образов – картин, пейзажей, различных сторон жизни. А чтобы всё это было ярким, интересным и живым, и художник, и поэт должен обладать умением видеть окружающий мир именно ярким, притягательным, необычным. И в Живописи и в Поэзии есть свои общие приёмы, и есть приёмы, присущие только данному виду искусства: Живопись показывает природу такой, как её видит художник по форме и цвету, Поэзии такое не дано – тут изначально приходится прибегать к сопоставлениям, сравнениям, т.е. к созданию образа посредством слов.
Для того, чтобы насытить Поэзию конкретными вещами-- атрибутами города или деревни (леса,с, поля, реки) или описать внешность человека,-- необходимо не просто знать, что это есть,надо уметь всё это сначала увидеть в натуре, ловить характерные детали окружающего, а уж потом описывать его. Понятно, что для этого нужно быть очень зорким наблюдателем, помнящим о том, что все окружающие нас предметы,
в том числе и человек, имеют не только форму, но ещё и цвет, запах, звук, другие особенности самовыражения. Кроме того, важно ещё помнить, что в природе существует не просто белый цвет и чёрный. Да, безусловно, ночь всегда тёмная. Но ведь иногда на небе появляется луна, звёзды, а бывает и просто свечение ночного купола непонятно отчего, когда ни звёзд ни луны нет. Да и день не просто светлое время суток. А если на небе собрались тучи или мгла, если нет солнца? Всё это имеет массу отличий, которые тоже надо уметь подмечать, чтобы в нужный момент вставить в стихи.
Наша средняя полоса не имеет морей и бурных рек, но водопады встречаются. Есть места с крупными водопадами. И они могут стать предметом описания. Но как описать водопад живописно, почти зрительно осязаемо? Для этого надо впечатлиться самому, познать, как он выглядит, как шумит, как влияет на всё окружающее и на твоё собственное воображение. Лучший повод написать стихи – это пообщаться с природой вживую, целиком погрузившись в её чудеса. Вода, Водопад. От них глаз не оторвать! А вы замечали, что вода в реках и озёрах также не одинакова. Она различается по цвету, «по густоте» (плотности).. Да и одна и та же река в разное время суток меняет свой цвет, порой, очень сильно, делая весь ландшафт просто неузнаваем. В нашей полосе, кроме всего уже сказанного, существует смена времён года. И в эти периоды жизни природа и живые существа тоже меняются. Так, деревья облетают, некоторые животные меняют окраску. Вот обо всём этом мне бы и хотелось поговорить не просто на словах, но приводя примеры того, как это всё отражается в поэзии. Ведь начинающие авторы по большей части не наблюдают природу постоянно, а опираются на свой предыдущий, порой поверхностный опыт. Но поэту просто необходимо научиться постоянному кропотливому умению видеть изменчивость мира, именно в данный конкретный момент, например, З1 декабря 2ОО7 года. Да, мы знаем, что зимой всё покрывается снегом, порой трещит мороз, могут быть вьюги или наоборот, нет ни мороза, ни вьюг – сплошная оттепель. Это формальное знание обывателя. Помните у Пушкина:
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе.
Здесь поэт невольно становится фенологом. Чтобы видеть за Лесом Дерево, надо видеть его не просто как дерево, а как именно эту ёлку, (сосну или берёзу) во всей её неповторимости. Поэтому необходимо чаще бывать на лоне природы, причём, и в хорошие и в пасмурные дни. Разве мог бы Тютчев описать «грозу в начале мая», если бы не побывал под ливнем хоть разочек! Из окна прочувствовать погоду не получится, не тот охват , не увидишь всю прелесть грозы, не ощутишь её пугающей прелести
Для чего же нужна наблюдательность поэту, если его стихи – это самовыражение, крик души или песня? Для того, чтобы стихи стали Поэзией:
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею создаём.
Тютчев
Наши чувства – ключ к поэзии. Стихи рождаются не сами по себе.
Не видя тонкостей окружающего, человек начинает выдумывать всякие небылицы.
Поначалу это может произвести некоторое впечатление.
Дети любят сказки, их любят и взрослые до определённого времени. Потом людям
потребуется нечто иное, более нужное для роста и воспитания души – Литература.
Литература родилась из двух основных источников: реальной жизни из мифа и выдумки. Постепенно произошло слияние этих двух начал. И появился реализм, критический.
Чтобы сделать поэтический Образ и узнаваемым и красивым, надо добавить в него интересные детали. Но не стоит говорить всё, что ты знаешь о данном предмете. Это будет длинно, а значит, скучно. Но если выбрать самое важное, самое характерное, такие детали запомнятся надолго, а с ними запомнится и сам Образ. Например, для былинных богатырей самым главным является сила, мощь, презрение к опасности, ненависть к врагам и доброе отношение к беззащитным.
А враги в сказках и былинах наоборот, обладая силой, творят зло. Таких характеристик вполне достаточно, чтобы помнить и тех, и других. В народной песне Образ рисуется ещё лаконичней с помощью таких устойчивых оборотов речи как «красна девица», «добрый молодец», «мать-сыра земля» - тут большего и не надо, потому что воображение человека сразу мгновенно включает соответствующую «картинку-образ» данного героя.
О чём чаще всего пишут начинающие поэты? Ну, конечно же, о любви.
Я много раз слышал подобные излияния. Чаще всего они подробные, длинные.
Понятно, что автор считает свою любовь необыкновенной. И это верно, похожей
любви не бывает. Иначе не писалось бы и столько романов любовного содержания. Молодым людям хочется показать себя человеком необыкновенным, загадочным.
Почти всегда у таких людей любовь несчастная, не разделённая. С одной стороны
это и понятно. Счастливую любовь даже опытному поэту описывать достаточно трудно, ещё Лев Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга.А вот о неразделённом чувстве можно говорить часами. Поэт жалеет себя, вместо мужественной оценки ситуации. Да и ждать этого не стоит. Молодые люди не всегда или просто никогда не анализируют свои чувства, они пишут только о том, как им плохо. Сюжетом чаще всего становится либо воспоминание о прежнем «счастье» или упрёки в адрес любимой. Тут явно просвечивает отсутствие опыта не только в стихосложении, но и обычного житейского опыта, умения видеть не только свои боли, но и чувства своей девушки. Поэт стремится освободить себя от болевых ощущений. С товарищами или родителями этими болями он поделиться не может. Свой стресс он снимает с помощью поэзии. Так ему проще.
Казалось бы, тут должно родиться гениальное произведение. Мы же говорим, что надо писать только о том, что ты пережил сам. Только научившись передавать свои чувства , ощущения, видение, можно потом описывать придуманные ситуации. Но, к сожалению, такого не происходит. Потому что тема любви, пожалуй, самая сложная в поэзии, да и в прозе тоже. Браться за неё стоит только тогда, когда есть достаточный поэтический опыт, мастерство управления мыслью и словом. Вот несколько строк из разных авторов:
Ничего я тебе не скажу
И обиду в себе удержу,
Только руку в руке задержу
И за взглядом твоим прослежу.
. . .
Я заглажу свою вину.
Разложив на столе, утюжком.
Я все складки на ней оттяну
И замятый расправлю ком.
. . .
Мне сердце студишь, обжигая,
А я страдаю, но терплю,
И, всепрощеньем помогая,
Я из мечты тебя леплю.
Не стоит останавливаться на качествах этих строк. Заметим главное -- все они говорят о несчастной любви. И такое впечатление, будто все три четверостишия написаны одним человеком, никакой разницы. Два первых отрывка даже схожи размером.
А вот известный классический пример:
Я вас любил, любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то нежностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Стихи тоже, о несчастной, неразделённой любви. Но как отличаются они по своему содержанию от предыдущих. Человек никого не обвиняет в своей неудаче. Наоборот, он старается успокоить свою возлюбленную и даже желает ей счастья с другим. Вот где высокое чувство, бескорыстное, святое! Умение видеть не только свои обиды на почве любви, но и состояние своего партнёра – вот отличительная черта героя этого стихотворения. Он не жалуется, не обвиняет. И читатель видит и принимает мысль поэта: что любить – значит желать любимому человеку всяческих благ.
Кроме того, надо знать (а, следовательно, видеть), что любовь заключается не только в произнесении красивых слов, слишком многогранно это чувство.
Читаем у Анны Ахматовой :
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки…
О чём говорят эти строки? О волнении женщины. Небольшая, но очень существенная деталь, передающая состояние смятения человека. И мы понимаем, что в
В поэзии нет мелочей! Именно они показывают не только состояние и настроение
героя (героини) но многое говорят и о самом авторе.
Конечно, можно было бы показать на многих примерах то, как разные авторы пишут стихи о любви, какие ситуации открывают нам.Но я хочу чтобы мы вспомнили замечательных Поэтов-песенников. Михаил Исаковский говорит о любви во многих своих песнях. Вот легендарная "Катюша":
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
А разве не о любви говорится в песне «Одинокая гармонь»?
Может, радость твоя не далёко,
Да не знает, её ли ты ждёшь,
Что ж ты ходишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь.
Здесь нет даже самого слова любовь, но как волнует каждое слово
этой песни. Тонкое это чувство, любовь, его надо суметь увидеть и
передать так же немногословно и достоверно.
Вот ещё пример, прекрасное стихотворение Баратынского «Разуверенье»:
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прошлом слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
Я специально выписал его полностью. Если Пушкина читают, то Баратынский
у нас почти забыт. А это прекрасный русский поэт. Пушкин высоко оценивал
его талант.
Поэзия интересна именно показом чувства человека в разных обстоятельствах.
И в разных возрастах. Именно воздействуя на чувства, автор действует и на душу читателя. Конечно, красочное описание внешности человека тоже может взволновать нас, но красочность такого описания тоже напрямую зависит от душевного состояния самого автора,оно и передаётся читателю.
А с чего чаще всего начинается описание внешности? Безусловно, с глаз.
Вспомните хотя бы незамысловатую песню: «Очаровательные глазки, очаровали вы меня». Многие романсы посвящены именно описанию глаз, тому какие чувства,
какие страсти вызывают они в душе влюблённого. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. Много стихов написано на эту тему, но сказано далеко не всё. Каждый автор находит в любимых глазах что-то своё, подбирая свои "необыкновенные"слова для описания своего чувства. Ещё раз процитирую Пушкина
его стихотворение «Её глаза»:
Она мила – скажу меж нами –
Придворных юношей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить особенно стихами
Её черкесские глаза.
Она владеет ими смело
Они горят огня живей;
Но ты признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
Умение видеть сочетается с умением чувствовать и слышать. Ведь окружающий мир наполнен массой всяких звуков! Кроме того,мир полон различными ароматами.
Гуляя в лесу зимой,вы можете почувствовать аромат ели, летом - аромат луга
и поля. Медвяные, пряные, горькие ароматы невозможно забыть.
К примеру, полынь пахнет не так приятно, как медуница, но не противно,
есть даже фразеологизм про полынь: "горечь полынная".
Но как приятно пахнет пол деревенской избы, выметенный полынным веником!
В такой избе легче дышится и крепко спится.
Различать запахи и пробовать писать о них полезно, это может пригодиться
в стихах о любви. Поэты прошлого были очень чутки к запахам.
Давайте вспомним стихотворение Блока «Незнакомка». Вот где раздолье для
ароматов и пример истинной наблюдательности. Эти стихи не балуют нас описанием различных событий. Они поражают точностью описания того, что увидел автор. Здесь каждое четверостишие хочется приводить в пример. Вот самое начало стиха. Оно уже построено только на одних ассоциациях, на наблюдениях автора:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Посмотрите, как интересно строит автор строки.
Судя по всему, действие происходит жаркой весной. Автор говорит, что воздух нагрелся, но как выразителен он в слове: «воздух дик и глух». Именно над ресторанами бывает такой воздух, его создаёт не только природа, но и запахи пищи. Умение не только подмечать запахи, но и давать им словесное определение – вот главное достоинство поэта. Ведь запахи мы ощущаем часто, но всегда ли можем сказать, что именно они вызывают в нашей душе? Ведь определение зависит не
только от самих запахов, но и от нашего личного настроения, от места, где мы находимся, от состояния погоды. Автор описывает здесь только то, что можно увидеть, услышать и почувствовать. Но вот он видит в окне ресторана женщину.
Она ему незнакома. Что же можно сказать о таком человеке с первого взгляда?
И медленно пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Посмотрите, каким множеством Образов наполнены эти два четверостишия!
Как многообразна фантазия поэта. Он умеет за деталью увидеть картину, многое,
о чём напрямую не говорится. Конечно же, перед нами романтический портрет женщины. А разве любимая вами женщина не романтична? Разве она не вызывает
массу самых утончённых чувств? Но молодые люди почему-то отдают предпочтение
не внутреннему чувству, не переживанию, а только тому, что видят их глаза.
Да, порой и этого бывает достаточно, если поэт помнит, что глаза, именно дают
пищу для чувства. Блок пишет не только о том, что он видит, но и о том, что чувствует: «дыша духами и туманами». Чёрные и красные перья для него не просто украшение, а траур. Возможно, этот Образ навеян грустью женщины. Ведь если бы женщина выглядела весёлой, такого Образа тут не было бы. Очень важно помнить в данном случае, что Блок был поэтом-символистом, что Символизм не просто придаёт некий потаённый второй смысл вещам, но он сродни романтизму. Посмотрите, тут нет описания лица героини. Даже когда автор пишет:
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
Я вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Казалось бы, поэт заглядывает за вуаль дамской шляпы и сейчас он будет описывать внешность незнакомки. Но нет, он ограничивается только описанием своих впечатлений от её лица, он очарован не самим лицом, а загадкой: он видит «берег очарованный» и «очарованную даль». Это особенно важно и дорого в таланте Блока, он умеет описать внешность, не говоря о ней!
Я уже сказал, что нам важно видеть в стихах не события сами по себе, а те чувства, которые данные события вызывают в писателе. Блок даёт полную волю читателю: домысливай сам, что ты чувствуешь, читая мои впечатления от встречи
с моей Незнакомкой.
Недосказанность – это одно из очень важных качеств не только истинной поэзии, но и истинного таланта!
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА
Безусловно, создать портрет человека можно многими способами.
Так, Некрасов в стихотворении «Дед Мазай и зайцы» показывает человека и
от своего лица, описывая некоторые его особенности и поведения,и в действии, когда он спасает зайцев.
А как интересен портрет мальчика, который помогает танкистам во время войны!
Об этом написал Александр Твардовский в стихотворении «Рассказ танкиста»:
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые несут.
Всего два четверостишия, а в них почти полная биография мальчика-героя!
Причём, здесь совсем нет портрета, только душевные качества. Мы должны сами понимать, что в таком возрасте все мальчишки хоть чем-то внешне схожи друг
с другом. Именно такое описание является тем, что в литературоведении
называется «типизацией». Вот именно этому и надо учиться – видеть самое
главное в человеке, то, что характерно для многих людей, а в данном случае
для ребятишек. Так что портрет не всегда нужен для создания образа человека. Иногда важнее поступки, слова.
О любимом человеке тоже можно понять очень многое по его отношению к вам или
к другим людям, природе, животным. Ещё раз посмотрим на стихотворение
Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Здесь показан не только интересный сюжет, но и мы видим характер Мазая его добродушие по отношению к животным и к насмешкам людей. Совсем не нужно многое говорить о человеке, лучше всё это показать на жизненном примере. Читатель сам сумеет сделать нужное заключение. Вот это и называется,
дать место для творчества читателя.
Из всего вами увиденного надо уметь делать выборку. Если вы хотите дать портрет конкретного человека, то нужны индивидуальные особенности, т.е. те качества, которые есть только у него. Так поступает Гоголь, создавая портреты помещиков в «Мёртвых душах». Да и у Пушкина в его романе даётся индивидуальная характеристика Онегина. Надо помнить, что существуют типичные образы и индивидуальные. Когда говорят о народе или о нации, тут нужны только общие качества, присущие многим людям данной страны. Так описывает крестьян Некрасов в стихотворении «Размышление у парадного подъезда»:
Деревенские русские люди.
Помолились на церковь и встали вдали,
Свесив русые бороды к груди.
………………………………….
Некрасивы на взгляд,
Загорелые лица и руки.
Армячишко худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых.
Конечно, каждый из крестьян имел много индивидуальных черт в своём облике и в поведении, но в данном случае автору важно было показать не отдельного человека,
а русский народ, через данный Образ крестьянина. Так могли выглядеть не только конкретные ходоки, но почти все крестьяне тогдашней России. Автор сумел понять
это и не стал удлинять своё стихотворение описанием каждого из них. Обобщённый образ подневольных людей передаёт заключительная фраза стихотворения :
И покуда я видеть их мог
С непокрытыми шли головами.
Но, создавая портрет или образ своей возлюбленной, важно подчеркнуть именно её индивидуальные черты, именно то, что вам в ней кажется самым важным, самым привлекательным. Сделайте так, чтобы вашу девушку мог полюбить читатель.
Вот это самое трудное в работе над любовной темой!
Хочется показать, как можно создать настроение красоты, душевного покоя стихотворением о любви, в котором не даётся портрета самой героини, а передаются лишь ощущения. Это известное произведение А. Толстого
Средь шумного бала, случайно,
В тревогах мирской суеты
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Посмотрите внимательно на это начало. Поэт не расписывает нам самого бала, не показывает, как это у Пушкина в Онегине, людей, пришедших на бал. Он ставит перед собой другую цель. Бал для него лишь место, где он встретил девушку. Сразу видно, что перед нами опытный мастер стиха. Он умеет тотчас заинтриговать читателя. Нам становится интересно, какая тайна в девушке, как эту тайну сумеет раскрыть автор. И эта недосказанность - умело применённый поэтический приём.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.
Смотрите, чем дальше, тем всё сильнее хочется узнать, а что будет в конце концов?
Во втором куплете особенно интересны сравнения. Голос героини похож звуком то на свирель, то на «моря ликующий вал». Да и свирель-то отдалённая, тихая, а вал играющий, а не бушующий. Иными словами, голос ласковый, многозвучный. Видно, что человек умеет различать оттенки и модуляции голоса, находя им соответствующие сравнения. Заметьте, образы очень близкие нам, понятные, без заумных выкрутасов.
Нет сомнения в том, что автор пишет от души, искренне,не стремится показать своё мастерство вместо стихов.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моём сердце звучит.
И снова урок мастерства: автор нигде не забывает о том, с чего начал – это грусть. Грусть девушки не наигранная, а вполне естественная. Такой тонкий психолог, как герой этого произведения, сразу бы почувствовал ложь в её
поведении. Но этого нет, он видит её переживания:
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь.
Это не просто грусть, сменяющаяся весельем, а смех сквозь слёзы.
Вот прекрасный психологический портрет! Никаких внешних признаков, только внутреннее чувство самого поэта и больше ничего. Но за этим стоит многое! Сразу понимаешь, что автор просто не мог не написать таких стихов, они просто сами вырвались из души.
Но это лишь один из способов писать о любви, о человеке. Ведь можно говорить о любви и не показывая портрета возлюбленной. Такие стихи тоже есть у многих.
Они представляют ту меру сложности, когда надо сказать только о чувстве, а
не о человеке. Это немного похоже на словарную статью к слову любовь. Но всё
дело в том, что здесь требуется именно своё индивидуальное понимание любви,
а не словарное. И любое художественное объяснение данного чувства тут будет верным. Не для всех конечно, а для самого автора. Но и читателя иногда оно
устроит полностью. И тут снова обратимся к А.Толстому:
Ты не спрашивай, не распытывай,
Умом-разумом не раскидывай:
Как люблю тебя, почему люблю,
И за что люблю, и надолго ли?
Какая изумительная гармония во всех четырёх строках! Как это поэтично и душевно
разом! Человек уловил внутреннее состояние своего героя и передал его нам. Тут нет никаких событий или картин. Только состояние души. Вот истинная поэзия. Главное состоит в том, что это прекрасно и безыскусно. Надо помнить и то, что о любви пишут не только в юности, когда любовь только пробуждается в человеке. Автор может написать прекрасно о любви зрелого человека, в середине своей жизни или на склоне дней.. Ведь сумел же Пушкин описать любовь Татьяны будучи уже признанным мастером. Тут важно уметь перевоплощаться, уметь почувствовать то или иное состояние души в себе, словно оно только что возникло. Кроме того, надо хорошо чувствовать психологию мужчины и женщины Ведь это сейчас мало разницы между жителями города и деревни, а во времена Пушкина эта разница чувствовалась не только у простых людей, но и у помещиков. А разве одинаково ведут себя жители столицы и маленьких провинциальных городов? Да и в различном возрасте люди
себя ведут не однозначно. Всё это очень важно понимать и отражать в стихах.
Быть психологом – задача не из простых, особенно когда пишешь поэму или роман. Конечно, заметить, что Татьяна мечтательница, любила смотреть на луну и что
«она в семье своей родной казалась девочкой чужой» -- это наблюдение чисто внешнее. А вот проследить историю любви,как в "Евгении Онегине", описать её с достоверной естественностью может далеко не каждый автор и сегодня.
Очень интересны психологические описания Некрасова в его поэмах «Саша» или
«Мороз-красный нос».
Есть разница между людьми, живущими в деревне и в городе. И выражается
она не только в языке, но и в поведении. Человек деревни более непосредственная натура. Он меньше связан условностями общения друг с другом. Он привык находиться среди природы, в нём много доверчивости, простоты. К тому же жизнь деревенского человека проходит на виду многих, в деревне все знают друг друга и тайны там быстро становятся предметом гласности. Поэтому поведение человека очень влияет на отношение к нему других людей, соседей.
В городе так себя не ведут, там человек более свободен от соседского влияния.Заметить подобное различие можно и нужно каждому, кто хочет писать о людях. Наши писатели-классики делали это мастерски! Особенно заметно такое мастерство в рассказах Тургенева («Записок охотника»).
В стихах человек не только даёт нам изображение каких-то событий или образы людей, но и подспудно показывает своё отношение к описываемому. Нельзя просто писать о грозе или о любви, не вкладывая в строчки чего-то своего, ведь стихи должны волновать, увлекать и даже интриговать читателя. Поэтому любовную лирику талантливых авторов очень интересно читать, особенно прослеживая мастерство поэтов разных времён и народов.
Не надо думать, что в стихах автор всегда передаёт именно своё состояние, переживаемое или пережитое в жизни. Нет, часто автор для выражения своих идей и переживаний создаёт маску, «лирического героя» (героини).
У поэта-песенника Лебедева-Кумача есть такие строки:
Я вся горю, не пойму отчего,
Сердце, ну как же тут быть?
Ах, почему изо всех одного
Можем мы в жизни любить?
Интересно построено стихотворение! Девушка, полюбив одного, хочет любить всех.
Искренность во всём, любовь переполняет её, она как птица устремлена навстречу своему будущему. Но бывает и наоборот, как у Татьяны Лариной: «Никто меня не понимает, душа моя изнемогает, и молча гибнуть я должна». Здесь и желание поделиться своим чувством, и боязнь, что тебя не поймут, а то и высмеют. Ведь
во времена Пушкина любовь чаще всего была трагедией, а не радостью. Девушку выдавали замуж с выгодой, не считаясь с её чувствами. Некрасов талантливо
сказал о таких женщинах:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына-раба,
И третья – до гроба рабу покоряться.
И все эти тяжкие доли легли
На женщину русской земли.
Посмотрите, какая страшная характеристика! Это надо было уметь увидеть, почувствовать и передать в таких простых словах. Тут, прежде всего,
проявление тонко чувствующей души поэта, способная понять другую душу, умение пережить весь ужас подобного положения женщины. И Некрасов это сумел и нашёл единственно верные слова. Другой бы растянул это на несколько куплетов и утопил хорошую мысль в болтовне. Многие современные авторы так и делают (почитайте поэмы Евтушенко «Казанский университет» или «Братскую ГЭС»). А здесь перед нами за очень простыми словами скрывается глубочайший смысл!
А вот строки советского поэта Я.Смелякова:
В оконном стекле отражаясь,
По миру идёт не спеша
Хорошая девочка Лида.
А чем же она хороша?
Спросите об этом мальчишку,
Что в доме напротив живёт.
Он с именем этим ложится
И с именем этим встаёт.
Не даром на каменных плитах,
Где милый ботинок ступал,
«Хорошая девочка Лида»,__
В отчаянье он написал.
Не может людей не растрогать
Мальчишки подобного пыл.
Так Пушкин влюблялся наверно,
Так Гейне наверно любил.
Удивительно, сколько прекрасных мыслей вызвала простенькая надпись "на каменных плитах" (на асфальте). Вот, что значит умение видеть или читать между строк!
Поэт должен не просто описывать какие-то события, но и уметь домысливать, развивать тему. Тема любви – не просто рассказ о том, что было лично с вами.
Это скорее предложение суметь пережить то, что переживает герой, как в данном стихотворении Смелякова, оно не оставляет места равнодушию.
И это ещё одно из главных свойств настоящей поэзии.
Тут нужно не просто умение версификации (стихосложения), но и творческая
фантазия, знания жизни (понимания того, как ведёт себя человек в различных ситуациях) и, безусловно, умение находить соответствующие слова. Надо
выработать в себе способность к инстинктивному нахождению нужного слова, к построению нужной фразы. Конечно, многие из нас слышали о «муках слова». Но это происходит после того, как вы зафиксировали саму ситуацию, саму мысль. Потом, обрабатывая стихи, вы будете исправлять строки. Так, Пушкин в одном из стихотворений записал:
Я жить хочу, чтоб мыслить и мечтать…
Но перечитывая всё стихотворение он, возможно, подумал о том, что слова думать
и мечтать очень близки по внутреннему содержании. И он находит более интересное
и много значащее слово для этой строки:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
Да, это слово, СТРАДАТЬ, сделало строку более глубокой по мысли, более содержательной. Оказывается, что человек стремится сохранить жизнь не только
для радости и мечтаний, но и для страданий, это тоже очень важная сторона бытия. Жизнь поэт хочет воспринимать во всей её полноте, а не избирательно. Так может мыслить только человек с широким кругозором, с открытой душой. Поэт здесь становится тонким психологом, такому психологизму необходимо учиться и нам.
О любви и о человеке в поэзии можно говорить очень много.
Ведь сколько существует творцов, столько и образов своего героя они создают, причём многое тут зависит от содержания. И хочется привести слова сейчас уже
во многом забытого, но прекрасного поэта С.Щипачёва:
Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Всё будет.—слякоть и пороша,
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.
Такие строки не создаются сидя за столом. Их надо пережить лично! Они – итог многолетней жизни и размышлений о жизни. Эти строки говорят не о традиционном представлении о Любви, как только о свиданиях, поцелуях и ласковых словах. Главное состоит в том, что они учат терпеливому отношению друг к другу. Если вам не повезло в любви, то не надо в стихах никого упрекать. Сумейте и в этом случае остаться порядочным человеком. Стихи о любви – это страстная исповедь души, которая ищет взаимопонимания от читателя. А для такого взаимопонимания надо самому быть достойным его. Иногда автор хочет вызвать не сочувствие к себе, отвергнутому, а жалость, даже не осознанно для себя. Я считаю, что для человека вообще, а для поэта тем более, это унизительно! Надо всегда соблюдать своё человеческое достоинство. Ведь любят только достойных. Стихи – совсем не жалобная книга,
а высокое искусство! В любви может быть и что-то трагическое, и что-то комичное Для поэта важно заметить все её стороны. Но главное в том, чтобы видеть не только себя и свои чувства, но и чувства женщины. Ведь и она как-то реагирует на ваши чувства. Вспомните, сколько прекрасных стихов о любви от лица женщин написано именно поэтами-мужчинами. Поэт должен уметь перевоплощаться, как актёр.
Создание стихов требует очень вдумчивого отношения и к развитию сюжета, и к ритму и к поиску слов для его воплощения. Тема любви очень сложна. Не каждому автору она по плечу. У одних поэтов она является основой творчества, у других появляется реже. А кто-то и вообще не касается этой темы, потому что она не терпит рассудочности, назидательности – надо не поучать, не рассуждать о любви, а жить ею. Только в таком случае сюжет и слова сами польются из души. Понятно, что душу нужно развивать, наполнять чувствами так же, как и ум – мыслями, ведь тема любви неисчерпаема, она даёт возможность поэту раскрыть свой талант во всей полноте. Тут вы можете проявить и свою фантазию, создавая различные сюжетные комбинации, и словесное разнообразие, находя наиболее яркие и точные слова для своих стихов.
26
Свидетельство о публикации №113052605395
Немудрено, что в стихосложении тоже идут навороты, часто с целью удивить читателя оригинальностью автора, а не смыслом и качеством повествования. Очень хочется надеяться, что у прочитавших УМЕНИЕ ВИДЕТЬ, появится потребность к здравой оценке нашего отношения к сегодняшней действительности. Только для этого, надо прочитать написанное внимательно, а это для многих уже сродни повигу. А кому без особой нужды хочется идти на амбразуру? Вот такие грустные мысли пришли на ум мне, человеку без лингвистического образования, грешащему писанием рифмованных строк просто по давнишней привычке. А Вам спасибо, за популяризацию полезных идей.
Надеюсь, что все у вас в порядке. Привет Людмиле и домочадцам.
Дымов 25.08.2013 14:26 Заявить о нарушении
.Да, с хорошим русским языком в интернете встречаешься редко. И всё же хочется верить, что не всё потеряно.
Мы вам написали письмо, где рассказываем о своих делах. Если вам моя статья понравилась, то хотелось бы получить в
ответ от вас стихи)). Будем ждать. Всего доброго!
Вл.Шилин 28.08.2013 12:18 Заявить о нарушении