Анализ диалога Платона - Протагор
В начале текста, когда ещё не очень понимаешь главное направление дискуссии мудрецов, обращаешь внимание на обрывки фраз, не подкрепленные рассуждениями, а данные как истина. Например, что такое красота – юность и мудрость. Можно ли купить мудрость, можно ли ей научиться, ради чего стоит это делать и стоит ли. А ведь это вопросы, которые сейчас не задают во всеуслышание. Сейчас красота – это большая грудь и ровные ноги; или необыкновенно гармоничное сочетание чего-то с чем-то…. И вовсе не юность (а точнее, не для всех), потому что многие юные люди, пытаясь стать красивее и привлекательнее (что разные понятия), теряют свою естественность, наряжаясь как куклы. Конечно, я впадаю в крайности, и, наверное, всё не так-то плохо. Для меня, например, красота – это природа. И всё. А о мудрости сейчас никто не говорит. О мудрости сейчас читают. И можно ли ей научиться – тоже никто не спрашивает. Мне иногда кажется, что мир сходит с ума. Если рассматривать плоскость, в которой живут все мои сверстники, о чем-то разумном и вечном можно поговорить с немногими. Остальные либо не в состоянии, либо считают это чем-то зазорным, потому что много думать – вредно. Кстати, это очень распространённая мысль. Только она не помогает ни тем, кто думает, ни тем, кто не думает.
Вообще, Платон очень много рассуждает о знаниях. О том, что человек может научиться только тому, чему хочет научиться и ради чего пришел. И о том, что каким бы мудрым человек ни был, ему всегда есть чему учиться в этой жизни. Я, в принципе, с обеими мыслями согласна. Я недавно осознала свою концепцию понимания человека – что есть тело, душа, мышление, эмоции; и какую роль в нашей жизни играет магия. Я считаю, что каждый человек бессмертен, причем не столько душой, сколько мышлением. Тело – это только оболочка для жизни в материальном мире, а мышление – основа вообще для жизни, потому что без этого человек не живет, а существует. Всё паранормальное, что нас окружает – реально. И экстрасенсы, и маги, которых мы зачастую боимся, видят и чувствуют это только потому, что сумели открыть свою душу. Остальные же люди свои души бояться открыть или не могут. А эмоциональное пространство является подпространством материального мира, потому что основано исключительно на химии в голове человека. То есть душа не может что-то чувствовать (как любят говорить поэты - болеть), она может только знать, что телу больно или приятно. И делать из этого какие-то выводы. А после смерти человека вот это нечто – так сказать, тело мышления, переселяется в другую новую жизнь, чтобы продолжить познание окружающего мира. Но я вообще к чему это всё – если человек пришел к кому-то на уроки, то он может выучить только то, что ему лично нужно, что нужно его телу мышления. Остальная информация просто не усвоиться, будет отвержена по различным причинам – то ли невнимательность слушателя, то ли какой-то логический ступор. Сколько раз я замечала, что некоторые вещи не задерживаются в голове, если ты осознаешь, что они тебе не нужны. Бывает, сдал зачёт на хорошую оценку, а завтра уже не можешь ответить ни на один вопрос – как будто ничего в голове и не было. И неважно, сколько ты это учил… Даже если 8 лет сидел над учебниками, пытаясь выучить этот, по-хорошему, несложный английский, а он ну никак не укладывается. А бывает, что читаешь книжку и какую-то страницу по 10 раз перечитываешь, а слова в предложения не складываются, и суть не улавливается. Это значит, что на данном этапе жизни эта информация просто не нужна, и книгу надо отложить. И Платон говорил то же самое, только одним предложением, и как аксиому.
А дальше вся суть диалога свелась к тому, что такое добродетель, и можно ли ей научить. Я не хочу пересказывать здесь философский текст, раз уж далась возможность высказать своё мнение. Если глянуть в корень и подумать, то видно, что слово добродетель состоит из двух – добро и детель, или добро и дети. Я скажу сразу – сижу без словарей и, возможно, ошибаюсь, но это слово я бы растолковала так: добродетель – это умение дарить, рождать добро. Но чтобы понять, что такое добродетель, нужно понять, что такое добро и что такое благо. Это очень тонкий вопрос понятий. И я сейчас вряд ли смогу сама провести черту между ними, поэтому предположу, что они - синонимы. И тогда для меня, как и для Протагора, добро – это то, что приносит кому-то пользу: материальную, эмоциональную, духовную или интеллектуальную. Значит добродетель – это умение приносить кому-то пользу, бескорыстную. Опять же, можно долго спорить о том, можно ли вообще совершить бескорыстный поступок, но мне кажется, что бескорыстие заключает в себе просто какие-то границы, вне которых человек уже не помогает, а работает – дело за плату.
Кроме того, Платон характеризует человеческую добродетель пятью словами: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость и благочестие. Мудрость на то и есть мудрость, что приносит людям духовную и интеллектуальную пользу. Справедливость также является полезным человеческим качеством, хотя само по себе очень условно: то, что справедливо для одного, может оказаться несправедливо для другого. Рассудительность – это умение контролировать себя и анализировать свои поступки – тоже вредным не бывает. С благочестием у меня уже возникают вопросы, потому что с таким термином я в жизни не встречалась и плохо представляю, что он может значить. Могу предположить, что оно связано с духовным пониманием окружающего, но я не хочу углубляться в проблемы веры.
И вот дальше я в корне не согласна насчет того, что мужество – это добродетель. Это умение идти на что-то вопреки страху или стереотипам. Но где же здесь добро? А воины, которые «имеют мужество бороться за свою Родину» - они же убивают десятки, сотни людей – что в этом хорошего? Вообще, само понятие добро очень скользкое, повторюсь – то, что хорошо и полезно одним, может быть совершенно вредно другим. И я придерживаюсь мысли, что нет такого явления, которое было бы хорошим для всех. Вот плохим для всех – это можно придумать. Но никто этим, слава Богу, не занимается.
Поэтому я бы назвала добродетель локальным явлением – это умение дарить что-то полезное, доброе для отдельного существа или группы существ. И тогда его составляющими были бы мудрость, рассудительность и справедливость. А ещё необходима движущая сила. Чтобы добродетель существовала не бессмысленно, необходима сила, которая ею орудует – нечто, заставляющее человека дарить добро. Потому что слабые люди, которые слово стесняются сказать, которые бояться людей, которые молчат тогда, когда нужно говорить, какими бы справедливыми и рассудительными бы ни были, ничего бы доброго не привнесли в мир. Хотя, может, я и ошибаюсь.
И теперь главный вопрос, который задал себе Платон – можно ли научить добродетели. Я считаю, что нельзя. Её можно воспитать, причем в детском возрасте. Со старшими уже почти невозможно – сформировавшие свою жизненную позицию взрослые люди бояться что-то менять (по моим наблюдениям). А привить добродетель в принципе невозможно, как и любое другое знание, о чём я уже писала.
В общем и целом, я во многом согласна с Платоном, особенно с его многочисленными выводами. А вот с нюансами – не всегда. Возможно, я еще не доросла, чтобы что-то понять, а возможно и доросла, но поленилась додумать. Тем не менее, расхожести есть, и это хорошо – ибо разве есть удовольствие жить по чьему-то образу и подобию?...
Актуальность вышеописанных проблем велика всегда. Потому что всё разумное человечество живёт ради будущего: говорят о том, что надо ценить настоящее, но всё равно думают о том, что впереди. Поэтому всё строится на том, как мы воспитаем своих детей. А ведь чтобы они выросли людьми, их действительно надо воспитывать. Надо уделять им время, надо любить их – и тогда они тоже научаться любить. Надо научить их думать, чувствовать и работать – и тогда они не пропадут в этой жизни. А если ребёнка ещё и воспитать так, как установлено моралью – уважать взрослых, жалеть несчастных, любить искренне, не лениться, и вообще жить правильно-правильно, то они смогут стать добродетельными, потому что в детях изначально заложено умение дарить добро – они просто не знают, как, когда и кому его нужно и можно дарить.
Как итог, я скажу, что всё-таки главное умение человека – это мыслить. Потому что мыслящий человек всегда сообразит, чему ему стоит учиться и кому ему стоит дарить драгоценное добро. Этим мы и отличаемся от животных – слишком много рассуждаем.
2011
Свидетельство о публикации №113052610670