Риза на образ Пресвятой Богородицы

Риза на образ Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»


Многомятежный век земной
Сию привёл на Русь икону;
Её хватило бы одной,
Но милость Божья не чета закону.
Явил немало нам Господь
Святынь Своих на благо людям;
Душа скорбит и страждет плоть…
Вокруг да около не будем
Вести мы долго разговор,
Не заслужить дабы укор.

Однажды капитан пехотный Шабашёв,
Прошрафился ли, оклеветан был,
Но место потерял (сюжет, увы, не нов),
Бесчестным средь друзей прослыл.
И в скорби он великой таковой
Нередко приходил в Пешношскую обитель,
Молился пред иконою святой,
И внял молитвам судеб Тайнозритель.
Сама Пречистая велела капитану
Серебряную ризу заказать для Образа Её.
Приказ исполнил Девы без обмана
Пехотный капитан; прощение своё
Он получил от Матери Пречистой,
Избавлен был от скорби, чести поруганья,
И удостоился тогда же оправданья
В глазах молвы людской речистой.
Так, от иконы начались чудотворенья,
И благодатные свершались исцеленья.

Господь являет чудеса по нашей вере
И исцеленья подаёт по мере
Усердия в молитве и посте.
Конечно, нынче времена не те,
Но и сегодня есть ревнители о Боге,
А мы не будем с вами строги
Ни к слабостям, ни к немощам людским,
И всем и всё, как Бог велел, простим.
   


История явления чудотворной иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», рассказанная в летописи Николо-Пешношской обители.


                «Премудрый Промысл Божий от начала мира и до наших времен устроил безпрерывную цепь чудес, доказывающих веру во Христа, которые и до Его пришествия будут на земле твориться видимо и невидимо.
                Благодать содействует нам к уверованию, а чудеса утверждают нас в вере во Христа Iисуса, ибо все откровения от Бога даются нам при условии восприимчивости к ним и потребности в них.
                В сем кратком описании, без сомнения, откроются черты достоподражаемые и примеры предостерегающие для каждого, по особенному состоянию души его и по особенным обстоятельствам его жизни.
                Здесь приведены не мертвые памятники, но живые, и заключенная в них Благодать Божия, действует ко освящению душ и к благоустроению жизни и благочестия, которая не перестает открывать себя в чудесных исцелениях недугов телесных и душевных.
                Посему многие собираются в стенах обители сей в дни праздничные для соединения своих молитв с молитвами братии во Едином Храме и Богослужении «духом и истинною» с несомненной надеждою на услышание от Бога и преподобного Мефодия, кому поручена на сохранение сия обитель, аки сад цветочный, невидимо. Ибо кому Господь дал богатство, тот должен служить Господу богатством, а кому дал крепость и здравие, тот служи трудами, а кому дан разум и слово, тот служи ближнему поучениями и сочинением полезным. Всяк от своего таланта должен приносить жертву Богу в своей жизни. Аминь.

                Икона Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», мерою 12 вершков (50 см) длины и 9 вершков (40 см) ширины, была келейной иконой у послушника Алексия Григорьевича Мокеева, незабвенного благотворителя обители сей. После его смерти в 1792 году икона поступила в церковь, и за необыкновенность рисунка, отнесена была тогда в часовню преподобного Мефодия.
                Новопрославленная чудесами икона, «По Рождестве Дева» находилась в Мефодиевой часовне до 1827 года в числе икон обыкновенных, когда некоторый господин, Платон Осипович Шабашев, находившийся тогда на службе в чине капитана и квартировавший с полком своим в селе Рогачеве, приходил в обитель сию и рассказывал о себе следующее: что ему, будучи в скорби,  виделась сия икона на облаках, и слышал он от неё глас, повелевавший ему на сию икону сделать серебряную ризу во избавление от скорби. И тогда он прислал деньги на ризу, которая и была сделана, а икона была перенесена из часовни в монастырь.  В 1829 году, по освящении Больничной Церкви, икона была поставлена в алтаре, за жертвенником. Некоторый крестьянин Тверской губернии три года был болен, и через неизвестное нам откровение получил помощь по освящении воды пред сей иконою. Но имя его и год, когда сие произошло, никто не помнил, ибо мало обращали на икону сию внимания до следующих происшествий. Первое: во время холеры 1848 года в окрестностях обители по прошению и усердию крестьян обоих уездов, Дмитровского и Клинского, были крестные ходы из обители сей со многими иконами. В их числе была носима и сия икона чудотворная по селениям и домам, и 31 июля один из сопровождавших крестьян, по имени Ерофей, сделался болен, и во время своей болезни, 22 августа представилось ему видеть во сне пришедшую к нему женщину, держащую икону сию (ему уже известную). И слышит он от неё голос,  говорящей ему: «Вот, я тебе здоровье принесла», и после сего видения он тут же почувствовал облегчение и вскоре выздоровел совершенно, и приходил в обитель сию и рассказывал о своем видении и заказывал благодарственный молебен Богоматери.
Второе: приключилось беснование девице села Говейнова Агафье Герасимовой, 19 лет, которая белее года болела и страдала, и кричала при Богослужениях, и ниоткуда помощи не получала. Но в 1851 году, в Великий пост, во сне представилось ей видеть сию икону, которую раньше она не видела, и перед нею стоящего священника, в ризе, со свечой. Домашние ее, узнав о прославлении иконы сей, решились идти тогда в обитель ради служения молебна пред иконою. На Страстной неделе Агафья была привезена в обитель, и после служения молебна пред сею иконою и возвращения в дом свой, она сделалась совершенно здоровой, и доселе здравствует, и девицею пребывает, и приходит в обитель к Богослужению, и всегда становится пред сею иконою, своею Целительницею.
Третье: у внучки московского купца, Евграфа Феодоровича Латышева, девочки 8 лет, от ушиба начал расти горбик, чему никто помочь не мог. Но мать ее обещалась быть тогда на Пешноше и пред сею иконою поклониться, и во имя ее помазала девочку маслом от лампады Богоматери (иконы домовой). И в ту же ночь горбик у девочки исчез и стала она здоровой. И после исполнили свое обещание, и еще в знак благодарности поусердствовали исправить и позолотить за свой счет иконостас в Сретенской Церкви. В том же 1851 году, в августе, ещё некоторая женщина Старицкого уезда, (имя её неизвестно), прожив три недели в обители, по молитве у сей иконы получила облегчение скорченной руки своей.
                В 1856 году с сего образа снята была копия (в миниатюре) и издана в печатном виде для желающих в пользу обители. А в 1861 году серебряная риза на иконе была позолочена, и образ был поставлен в Сергиевской Церкви, за правым клиросом. Икона сея находится в великом почитании ради чудес Богородицы, бывающих от неё. В 1863 году преподобный Мефодий явился во сне С.Г.К.И.К. и приказал ему пред сим образом Девы служить молебен.

                О, Пресвятая Дева Богородица! Тебе припадаем и вопием с песнопением нашим, не забуди нас, Пречистая Дево, и по Рождестве пребывши Девою, за слабые хвалы, восписуемые Тебе, ниспосли нам великие Дары из безценных сокровищ Благодати и Заслуг Твоих. Все чиноначалие Ангельское  и все племена земные величают Тя, Блаженную. Благославенна Ты в женах, и благославен Плод чрева Твоего. Аминь.
 
                С того времени и доселе начали иметь особенное благоговение к иконе сей, и служить молебны, и всегда поклоняться ей, как Истинной Богородице, сущей на небесах. Ибо, кто только ни подходит к ней, всяк видит Её изображение Девственное, как будто улыбающееся; и Предвечный Младенец Её, Iисус Христос, которого держит Она в объятиях Своих, взор Свой на всех приходящих обращает, дабы все видели Его нежную любовь, не обличающую чуждых, нечистых, не любящих девство. О какое прекрасное зрелище; Младенец, вечно сидящий на коленях у Матери Своей! Которого серафимы не могут видеть. О какое снисхождение! Ибо и будучи огорчён, всех исполняет Он сладкими чувствами. Вот, до чего уничижил Себя Бог ради человека. Вот, до чего смирил себя Господь ради раба Своего. Он крестил водою нас; Он Своею кровью искупил нас; Он и призвал нас в обитель сию, во едино стадо Свое. О блаженна Ты, Дево и Матерь Света, на Тебе исполнилось предвозвещённое пророками, поистине чудо великое, более всех древних чудес, ибо Сам Творец простер взор Свой на Тебя, обитал во чреве Твоем, Его же Ты в Своих объятьях носила, млеком питала, обнимала, лобызала, заботы и попечения о Нём имела, в доме Своем взрастила. Ты раба и Мати, и Дева, в Рождестве и по Рождестве. Благодарим Тя, Присно Богородица, яко прияла обитель сию под Свой покров святой, и для живущих в ней будь Путенаставница ко спасению, и да славится Имя святое Твое во веки веков, аминь».


Рецензии