Путешествие в космос К. Кедрова

Это слабая попытка расшифровки стихов К. А. Кедрова, некоторых метаметафор (термин, введённый им в литературоведческий оборот), которыми изобилует его поэма «Компьютер любви».
Толковать и  «разжёвывать» стихи – дело безДнадёжное. И всё-таки можно попробовать. Конечно, не для того, чтобы добраться до последнего смысла, зашифрованного автором, а просто это полезно, по-видимому, как зарядка для ума.


1.НЕБО – ЭТО ВЫСОТА ВЗГЛЯДА
«Высота» - здесь может обозначать как «недосягаемую высь», так и высоту звука. С помощью зрения мы оцениваем цвет и форму предметов. Но как  взглядом уловить звучание вещей? Тут приходят на ум звуковые палитры Скрябина, где каждому звуку соответствовал определённый цвет. Древние астрономы знали семь основных планет, и звуков в октаве тоже семь. В средние века считали, что хрустальные небесные сферы, к которым крепятся планеты и звёзды, при вращении своём издают неземную божественную музыку. Эту музыку у нас на земле слышали и записали в нотах великие композиторы: Моцарт, Бах, Чайковский. Можно предположить, что по мере удаления от земной поверхности звуковая частота этих колебаний звуко-цвета увеличивается. Звуки становятся более высокими, прозрачными и воздушными, низкие и грубые у земли – они обретают «хрустальность» в небесах. И цвет этих звуко-тонов становится небесным – синим, переходящим в фиолетовый.

2.ВЗГЛЯД – ЭТО ГЛУБИНА НЕБА
Эпитет «глубина» обычно применяется к морю или океану. Сравнить небо с океаном может только поэт. И что он видит там в этих глубинах? Небесные и морские – звёзды, созвездие Рыб, серебряным переливающимся шаром кружащееся в водной стихии космоса? Небо отражается на сетчатке глаз. Целые миры заключены в чёрном кружке зрачка. А где-то там, в недоступных просторах вселенной течёт и ежесекундно изменяется мыслящий Океан Соляриса. Физики предпологают, что галактики и метагалактики (вспомним о «метаметафоре») соединяются некими «кротовыми норами», позволяющими мгновенно переноситься из одной точки вселенной в другую. Эту же возможность дарит нам высокая и в то же время глубокая поэзия.

3.БОЛЬ – ЭТО ПРИКОСНОВЕНИЕ БОГА
4.БОГ – ЭТО ПРИКОСНОВЕНИЕ БОЛИ
Что произойдёт, если мы увидим Бога? Нестерпимо яркий Свет заставит нас зажмуриться от боли и рези в глазах! Бог и боль – два «Бо»: «бобо», - так говорит ребёнок, когда у него болит пальчик. Боль – это дверь, за которой открывается другой божественный мир. Иисус – это средоточие боли: за нас Он претерпел нечеловеческую боль, за нас вечно БОЛИТ ЕГО ДУША!
 Истинная Поэзия – это Сны о чём-то БОЛЬшем!

5.ВЫДОХ – ЭТО ГЛУБИНА ВДОХА
6.ВДОХ – ЭТО ВЫСОТА ВЫДОХА
Вместе с первым вдохом родившегося ребёнка в него входит душа. С последним выдохом умирающего – душа отлетает. А между ними – миллионы вдохов и выдохов. ВозДУХ – это божество, которое питает одновременно всех людей живущих на планете, и через него они соединяются в единое человечество. Задохнуться, отдушина, отдых, перевести и испустить дух, одухотворённость – производные воздушной Души.
Вдох – выдох – модель пульсирующей Вселенной. Это формула Жизни: женское начало Инь вбирает в себя – и рождает высоту нового, мужское начало Янь проваливается в глубины мироздания – и обретает ВДОХновение.


7. СВЕТ – ЭТО ГОЛОС ТИШИНЫ
Звезда с звездою говорит… в молчании ночи.
Строчки поэта бликами света рассыпались где-то на Млечном Пути.
Бог – это Свет. Не случайно святые отшельники, да и Сам Иисус, искали Бога и Истину в себе, в Одиночестве, в пустоте пустыни, в Тишине.
В вакууме спонтанно рождаются фотоны и нейтрино – брызги, летящие из Мирового Энергетического Океана.
В Безмолвии рождаются божественные искры Прозрений, выхватывающие нас из небытия повседневности.

8.ТИШИНА – ЭТО ГОЛОС СВЕТА
«Тихо – идёт съёмка!» «Немое кино» не было немым! В свете «волшебного фонаря» возникали великие иллюзии грёзо-фарса: цветочница прозревала, а хромой вдруг начинал ходить! И стоило только киногерою заговорить – тут же рассыпалось сказочное очарование недосказанности.
Поэзия строится по тому же парадоксальному принципу: чем меньше в стихотворении слов, тем оно более информативно!
Кто знает, может, и блоковское: «Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет» - это в том числе и о зарождающемся «синематографе»?
На белом листе, словно на экране, поэт облекает свои образы в плоть и кровь – и они вдруг начинают двигаться, любить и ненавидеть, жить, и, кажется, что ещё мгновение – и заговорят. Возможно, мы с вами стоим на пороге Новой поэзии, когда ещё один Великий Немой обретёт голос?

9.ТЬМА – ЭТО КРИК СИЯНИЯ
10.СИЯНИЕ – ЭТО ТИШИНА ТЬМЫ
«Сияние» Стенли Кубрика – вероятно, лучший фильм ужасов в истории кинематографа. Пересказывать его нет смысла – лучше один раз увидеть. А кто видел этот завораживающий прекрасно-ужасный фильм, без лишних слов поймёт почему «тьма – это крик сияния», а «сияние – это тишина тьмы».

11.РАДУГА – ЭТО РАДОСТЬ СВЕТА
Природа играет на радиоактивной скрипке Страдивари. Градом страдания льются на град. Стратосфера – ограда и отрада. Зри в корень, говаривал Козьма Прутков. «Рад» - единица измерения энергии. Закон сохранения РАДости: количество её в мире неизменно, эта субстанция не исчезает в никуда, разве только преобразуется в стихо-творения.

12.МЫСЛЬ – ЭТО НЕМОТА ДУШИ
Кто же это Второй Великий Немой?
Человеческая душа...Но разве поэзия не нашептала нам тайны человеческой вселенной голосами Блока, Маяковского, Хлебникова? Разве ХХ век не сказал нам ВСЁ о вселенском человеке? Пожалуй, нет. Серебряный век с его чёрно-белой поэзией, переливы которой вспыхивают до сих пор в стихах всё новых и новых поэтов, должен, наконец, закончиться.
В шестидесятые годы поэзия «заговорила», «закричала» в Политехническом. Сегодня она снова замолчала. Но как долго продлится «немота души»? Возможно, это затишье перед бурей? В любом случае, чтобы достучатся до компьютерных сердец современного человека, поэтический текст должен стать «другим». «Цветным», может быть, даже «голографическим»? Посмотрим. ХХI век только начинается.


Рецензии