Летнему саду. Цикл

1 ФОНТАНЫ
               
Молчальнику подвесили язык,
сырая тишина – заговорила…
тому ж, кто к говоренью не привык,
шумление – терзающая сила,

он ищет тот заветный уголок,
он ту аллею ищет, ту скамейку,
где плакать бы и сокрушаться мог,
рассасывая боли карамельку.

Но мучит ледяная слепота,
фонтанные рубины сле’пят? Или
заполонила воздух лебеда,
и полон Сад неколебимой пыли…

Закованные в клеточки шпалер
невинные поглядывают липы,
и этот, кто ослеп и онемел,
на выдохе проглатывая сипы,

идёт седым в толпе. И одиноким.
И осторожно-осторожно ставит ноги.

В златом Саду нельзя топтать аллей
в чужом саду… среди чужих людей.

2. МУЗЫКА. ДВА БЮСТА
               
Помолодел курфюрст,
помолодела курфюрстина,
меж ними ныне не постелька клавесина,
а ложе музыки бокального стекла
и мокрая ладошка игрока;
он водит пальцами и тянет звуки,
в которых престарелые супруги
как будто тонут…
Поплачь курфюрст,
оглохни курфюрстина,
не мраморы, отбеленная глина
слепила ваши плечи и жабо,
звучит вода  в бокалах,
не вино.

3. ЗЕЛЁНАЯ СКАМЬЯ

Зелёной рыбой старая скамья
жила на дне  аквариума-сада,
на спину ей присаживалась я,
ты никогда…Досада же? Досада…
Минуя океан два раза в год,
моря переплывая золотые,
ты приходил в чешуйках позолот,
одаривал – остыли…? не остыли…?
А рыба утешала –  погоди,
а рыба принимала мшелым телом,
на рёбрах  её узенькой груди,
чешуйка  слюдянистая  блестела…

Разбили Сад на восемь белых чаш,
аквариум сменили на осколки –
плескается раскидистый панаш,
шумят в аллеях  струйные метёлки;
скамье озолотили плавники,
упрятали в тиснёную корзину,
щекотятся кудрявые кустки,
и рыбью  укорачивают спину.
Теперь она вмещает нас двоих,
чужой не сядет – скуповато места,
но как-то… не хватает мне чужих,
и хладного чешуйчатого блеска.

4. ДЕВА В РОЗОВОМ
               
"Ты говоришь в Нью-Йорке…
Милый мой…
А видел ли ты деву в Летнем саде?
у ней не дружат плечи с головой
но… это ничего,
не трещин ради
приходят на неё глазеть..."

Ну, что же ты  молчишь, сестрица?
Ни трещины, ни скола, ни следа –
вторая жизнь… и надо ли стыдиться,
что снова ослепительно млада?

Я не предам, не плачь и не немотствуй,
пусть кто иной в тебя иным глядит,
а нам с тобой не привыкать к юродству,
а нам с тобой не поминать обид.
Поговори! пускай  всё изменилось
и для беседы не найти угла,
но… между нами та же шестикрылость,
и то же опаление… до тла.

Душа моя, откликнись! Здесь я…рядом,
хожу среди толпы, шумливым Садом,
и чувствуя безмолвную тебя,
бессильное роняю
зря… зря… зря...

5. ЦАРСКИЙ ОГОРОД
               
О, царствуй, царствуй!
Царский огород,
расти сады в кадушках, 
пестуй апельсины,
да будет удивлен народ,
ошибкой маловерной Катерины –

фонтан как прежде мечет серебро,
как прежде голубок на скатной крыше,
и с гульбища, нарядного зело,
всё так же не сбирается деньжишек.

Плод времени разъял земную твердь,
рассыпались кирпичные скорлупки,
Лакост смеётся,
как смеялся впредь,
царёвы околпачивая шутки…

Увеселяй и празднуй!
для того,
в болотине тебя разбили,
Петрово,  в цвет оскомины, вино
лия в окаменённые бутыли…

6.  ДАМА. ЛЕТНЕЕ КАФЕ

Она, бесспорно, танцовщи'ца…
балерина?
небрежен жест но, лёт его таков,
с каким выходит из аида Прозерпина
весенних рассыпая мотыльков;
у спутника её  - седые кудри,
осанка и посадка головы…
и римский нос, а может быть, горгулий,
и речь – гекзаметрической строфы;

«четыре чая» перед ними,
в белых чашках,
две полных, две пустых, бокал вина
похожий на раскрытую фисташку,
в которой обнажённость зелена;
заглядывая в белую пустую,
роняет дама  тихие слова,
за столиком соседним! я их чую,
и чую как права она, права…

в Саду Петровом невидимка ветер
Менажерийный пруд обходит,
Птичий двор,
вздыхает за шпалерами в боскете
и пальцы остужает айседор…

 7. ПРИЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО
               
Шкипер, шкипер… Как твои дела?
Гаванец отрыли… Вот, пришла,
руки согреваю о гранит,
он ещё, представь себе – искрит,
мечутся уголья и зола,
будто бы хула и похвала.

За тобою, шкипер, за тобой!
время ходит с медною дудой,
дует  в окна дома-корабля,
то ли проклиная, то ль моля.

Ты ответил, шкипер, за дела,
а молва… ну, что тебе, молва –
в три ступени скользкое крыльцо,
ржавое причальное кольцо,
и… встречайте, серые ветра!
лодку не великого Петра.

8.ПОЦЕЛУЙ

Целуй меня, Фонтанка!
В стылом пыле
так приникай,
чтоб ледяно остыли,
мои разгорячённые уста,
и я, до Прачечного
добежав моста,
в пруточки веера
упёрлась лбом,
и шрамик розовый
оставила на том,
что вслед глядит…

Едва ли повторяемость вина.
Пью поцелуй промозглый,
до пьяна,
и заедаю холодом оград.
По руку левую
ликует новый Сад.
Ликует сад.



август  2012 - Май 2013


Упомянуты скульптуры Летнего сада Петербурга:

* «Фридрих I, курфюрст Бранденбургский, король Пруссии»
* «Курфюрстина Бранденбургская, жена Фридриха I»
* «Молодая женщина в розовой драпировке». Италия. Нач. XVIII века
(в 2006 году скульптуре отбили голову вандалы – ныне она заменена на копию)
* все скульптуры Летнего Сада заменены на реплики из мраморной крошки
* Именно Летний дворец Петра I дал название Летнему саду, который вначале именовался   
«Царским огородом»
*В первой пловине XVIII в. к главному (южному) входу в Летний дворец можно было подплыть на лодке: здесь была небольшая гавань или гаванец с пристанью, от которой шли каменный ступени. При  проведении реставрационных работ на территории Летнего сада 2009-2011 гг. были раскрыты фрагменты мощения набережной и стенок Гаванца. Элементы Гаванца отреставрированы и включены в мощение территории перед  Летним дворцом Петра I.

* у Чайного домика часто играет музыкант на …бокалах с водой
*после наводнения 1777 года Екатерина II приняла решение не восстанавливать фонтаны Летнего сада
* фонтан «Лакоста» - назван в честь одного из шутов ПетраI, а позднее шута Анны Иоанновны; музеефицирован, ныне, после археологических раскопок,подлинные фрагменты и водоотводы заключены под стеклянный купол для обозрения
* после реставрации в Летнем саду восемь фонтанов
* панаш - пук перьев на шляпе, султан из перьев



фото - коллаж из упомянутых тем


Рецензии
Были в воскресение - на кануне Дня Города. Не знаю что сказать...скорее "нет", чем "да". Запущенный, вольный Летний сад советских времён милее сердцу, может потому что на его ценностях выращены двое детей - не знаю.

Кругом какие-то клети, подклети...оно, конечно, Пётр любил всевозможные шутихи и забавы...но как-то всё топорно и не изящно...и статуи стоят, как клюква в сахаре. Интересно, как откликнулся бы порывистый Пушкин, посетив Сад сегодняшний.

Ну и современный ансамбль с оглушающими динамиками празднично орал на всех... Раньше я слышала только изящную, музыку, чаще одного музыканта на каких-нибудь забавных инструментах.
Огромное спасибо за труд. Рада буду вас принять у себя.
С любовью

Алла Вериго   29.05.2013 13:53     Заявить о нарушении
Алла, признательная безмерно за слово понимания! Я и сама в полной мере не могу объяснить себе - нравится ли мне то, что сделали с Садом. Он не был любимым местом и ранее, (скорее место для тихих,грустных, одиноких минут, его запущенность и всегдашняя сырость этому о-очень способствовали)а вот теперь, когда этого нет - какое-то сиротство, сожаление, родилось внутри.
Сейчас же упор сделан на развлечения, а соблюсти меру в этом деле у нас никогда не умели. Жаль.
а уж День Города...стыдоба одна.
пребольшущее спасибо, пребольшущее!за возможность такого диалога!

Прихожанка   29.05.2013 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.