Я ухожу, но я вернусь Вечность И. Царева-16
http://www.youtube.com/watch?v=8ycQVGnnXrk - стихотворение "Город",
http://www.youtube.com/watch?v=bQCw5c1rfsE - "Тобол"
http://www.youtube.com/watch?v=IMS6YhQ-Rdk
- еще три стихотворения Игоря Царева
Мы говорили о Булгаковской Москве, воплощённой в стихотворениях Игоря Царева, о героях романа, которые и сегодня снова воплощаются и живут в этом мире, иначе откуда взялся Варавва-торговец в табачном киоске, и полковник, вместе с его собакой, так странно смахивающий на Пилата?
А в другом стихотворении с высоты своего этажа поэт беседует с самим Пилатом.
Не греми рукомойником, Понтий, не надо понтов,
Все и так догадались, что ты ничего не решаешь.
А уж Иуд –то и Афраниев., как и бесов всех страстей и мастей, вообще на каждом шагу можно встретить, ведь ничто и никто не исчезает бесследно.
Но мы так увлеклись литературными персонажами, что забыли о самой яркой странице любви в истории 40-х годов, об истории любви самого М. Булгакова и Елены Сергеевны – его ослепительной Маргариты, настоящей ведьмы, без которой никакой истории Маргариты в романе бы не было, да и роман сам вряд ли бы появился.
А ведь эта история любви значительно отличается от романной, хотя бы потому что они так любили друг друга и были так счастливы в этой сталинской жуткой Москве, что только любовь помогла преодолеть все беды, скрасить последние дни писателя, а потом спасти роман и вернуть его нам. Не потому ли, они не могли уйти вместе, что Елена Сергеевна должна была остаться, чтобы любыми возможными и невозможными путями сохранить и опубликовать роман.
Ведь ей даже на сеть ( сегодняшнее наше чудо) не приходилось рассчитывать.
Они оба знали, что роман не может появиться в этом мире, но она торжественно пообещала, что останется до тех пор, пока роман не будет опубликован и выполнила свое обещание.
Что для этого приходилось делать, какому дьяволу продавать душу, мы вряд ли сможем представить, но у нее все получилось, и те самые, имевшие власть над миром, и в их числе и А.Фадеев, и К.Симонов, руководившие в разное время литературным процессом в стране, потом рассказывали какие-то совершенно невероятные мистические истории о Елене Сергеевне.
В частности, К.Симонов вспоминал о том, что когда решение о публикации романа в толстом журнале было принято, и он позвонил ей, зная, что она находится очень далеко от здания редакции, а телефоны были домашние, никаких сотовых, то есть сомневаться в том, что она ответила из дома ему не приходилось. Так вот, он с каким-то странным трепетом говорил о том, что буквально через несколько минут распахнулась дверь, и Елена Сергеевна стояла на пороге его кабинета. Хотя так быстро она не смогла бы добраться даже по воздуху, ну разве что на помеле. Даже спустя несколько лет он был потрясен происходящим, а что было с ним в тот момент?
Наверное, хорошо запомнил строки о том, что она стала ведьмой от горя и страданий, свалившихся на нее. И таких историй великое множество – колдовская любовь Мастера и королевы, невероятная любовь, которой по всем законам быть не должно, а она появлялась вопреки всем законам, заслуживает отдельного романа, вероятно, об этом думал Игорь Царев, гуляя по Москве в дождливый день, и разглядевшей среди прохожих Маргариту
Боже, как сегодня сыро!..
Игорь Царев
Горько женщина вздыхает, пробегая по панели,
А под нею громыхает метропоезд по тоннелю,
А над нею башней Спасской звезд рубиновая древность,
А на сердце едкой краской закипают гнев и ревность…
Боже, как сегодня сыро! Под зонтами зябнут люди.
Плесневеет лунным сыром желтый диск на черном блюде.
Ночь пугает эхом хлестким, хриплым ветром в ухо дышит.
Распласталась по известке театральная афиша.
Тени оперы «Аида». Сверлит спину взгляд Хорона.
На плече сидит обида, как промокшая ворона.
Гамлет с сердцем лилипута жалко выглядит, не так ли?
Снова кто-то перепутал мизансцены из спектакля.
Королева рыжей масти козырной шестеркой бита.
Маргарита, где твой Мастер? Где твой Мастер, Маргарита?
http://www.stihi.ru/2002/10/31-705
Мы уже убеждались в том, что поэт мог разглядеть на современных улочках Москвы и Блоковскую Незнакомку, которая, как «ветхая купюра достоинства не потеряла», и в полковнике на пенсии Понтия Пилата, и запросто с ним побеседовать, зная, кто он на самом деле, а уж увидеть Маргариту «королеву рыжей масти» тем более. То, что она появляется на Московских улицах, вероятно ни у кого сомнения не вызывает..
Есть и еще одна уникальная деталь, относящаяся все-таки не к Гамлету, а к Мастеру в первую очередь
» Гамлет с сердцем лилипута жалко выглядит, не так ли?» - восклицает поэт. Но почему это относится к Мастеру? Да потому что Гамлет – эта та маска, за которой может скрыться кто угодно, у Пастернака - Христос, у Блока – влюбленный и умирающий от любви Тристан, у Игоря Царева – Мастер. Хотя до него как-то не приходило в голову их сравнивать.
И конечно, кроме сочувствия к Маргарите ничего не возникает в душе у поэта..
Порой кажется, что всей своей жизнью Игорь Царев пытался изменить представление о Мастере – Гамлете с сердцем лилипута.
Конечно, таким не был и сам Булгаков, о чем свидетельствует А.А.Ахматова в стихотворении его памяти: « Ты пил вино, ты как никто шутил», а уж она была в доме у писателя чуть ли не до последних его дней. И потому чего же может желать поэт, поспешно идущий по тем же улочкам Москвы, конечно, изменить представление о Мастере, пережить такую же яркую любовь к своей Маргарите, сделать ее счастливой, что удалось писателю только отчасти.
Мужественно описывает Елена Сергеевна час за часом те последние мартовские дни, когда он уходил, прекрасно зная все до мелочей о своей болезни. Ведь Булгаков был не просто медиком, говорят, у него был дар практически безошибочно ставить диагнозы, и о своей болезни он знал больше лечащих врачей, и улыбался, когда они о чем-то утешительном начинали говорить.
А. Ахматова пишет о том, как она разрыдалась во время такого вот визита, а Елена Сергеевна только побледнела и стояла у окна с прямой спиной, не в силах пошевелиться, что переживала она в те минуты, о чем думала?
Как жить в городе суетном и душном в такие дни? Сказать трудно. Молодой, сорокалетний А.Блок просто задохнулся в страшенных муках в Петербурге, Михаил Булгаков оставался в Москве, где еще недавно до болезни он был обласкан тираном и любим самой прекрасной женщиной. Но это раньше, что же он мог чувствовать теперь?
И вдруг я открыла стихотворение Игоря Царева «Распятие окна», конечно, это мои домыслы, но мне кажется, что именно так мог написать Мастер, который не любил стихов и поэтов, но все-таки вероятно делал исключение для хороших стихов, недаром же он спрашивал у Бездомного, хорошие ли стихи тот писал.
Игорь Царев писал исключительно хорошие стихотворения, и очень надеюсь, что Булгакову, случись писателю их услышать, они бы понравились.
РАСПЯТИЕ ОКНА
Распятие окна напрасно крестит город.
Сочится сквозь стекло неоновый туман.
Он застит нам глаза, он проникает в поры,
Он манит нас, дурманит нас, и сводит нас с ума.
Летит безумный век, как самый скорый поезд.
Мир глохнет от вранья рекламной суеты.
А где-то в стороне трава стоит по пояс,
И важно желтые шмели садятся на цветы.
Асфальтовая плешь траву в объятьях душит.
Хрипит хмельной оркестр. Вино течет рекой.
Мерцая, гаснет свет, и купленные души
По лестнице, ведущей вниз, восходят на покой.
http://stihi.ru/2012/12/13/6641
Почему я отношу это стихотворение к Булгаковсим? Потому что вижу Мастера рядом с Еленой Сергеевной, есть знаменитая фотография, перед таким вот распятием окна, ее наверняка видел и поэт, когда они все были опубликованы.
Его трудно узнать, так он изменился в борьбе со смертельным недугом, но точно заменила А.Ахматова:
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.
На этой фотографии Елена Сергеевна улыбается, такая беспомощная и очаровательная улыбка Маргариты, пока они еще остаются вместе перед распятием окна.. А что , если не распятие и эти многомесячные, жуткие муки?
Но и в последних строчках стихотворения речь идет все о том же покое – они не заслужили счастья, но они заслужили покой, ведь так у Булгакова, а у поэта:
Мерцая, гаснет свет, и купленные души
По лестнице, ведущей вниз, восходят на покой.
Но только ли о Маргарите –Елене Сергеевне думает Игорь Царев, когда на бумаге рождаются эти строки. Поэт, который сразу с удивлением узнал в Жанне Самари Ренуара свою единственную и любимую Маргариту не может не сравнивать две судьбы. Потому что в другом Булгаковском цикле «Дети Голгофы» он выражается предельно ясно по этому поводу:
«Наверное, мне надо было бы взять всех действующих персонажей в кавычки, так как подразумевал не общеизвестных персонажей, а их последующие воплощения в людях. Даже трудно это объяснить, но библейская история, на мой взгляд, в той или иной степени повторяется. И каждый из нас может стать ее участником.»
И.Царев
Конечно, мы все - последующие воплощения каких-то героев или простых смертных, и проживаем еще одну жизнь, чтобы постигнуть что-то новое, еще неведомое прежде. В том, что Игорь Царев ощущает себя Мастером, и вся его жизнь – это попытка оправдать и что-то изменить в судьбе персонажа романа века и самого Булгакова, никаких сомнений не вызывает.
Если вы сможете от начала до конца прочитать те рецензии, которые он с 2002 до 4 апреля 2013 писал другим авторам, то все сомнения отпадут сами собой, если вы вспомните сколько он работал, как упорно шел на передачи «Вечерних стихов», а если не мог прийти в назначенное время, то делал заранее записи, если вы посмотрите шестичасовую запись «Часа поэзии» -всех передач с его участием, то еще раз в том убедитесь
http://www.youtube.com/watch?v=SnSC-gHGi8s
Но самый главный аргумент, это конечно, история его любви, такая же уникальная и неповторимая, как история Булгакова и Елены Сергеевны, но смею заявить, что совершенно счастливой любви до последнего вздоха, рассказ о ней у нас еще впереди, а пока проступают только отдельные штрихи и стихотворения
Пусть
Рентгеном звезд просвеченный насквозь,
Душой из края в край как на ладони,
Наивно полагаясь на авось,
Молясь своей единственной мадонне,
Не вижу смысла что-нибудь менять:
Пятак судьбы, коня у переправы,
Тревоги непутевого меня -
На крепкий сон непоправимо правых...
Пока в крови гудят колокола,
И небо осыпается стихами,
Пока запотевают зеркала
От моего неверного дыханья,
Кургузым армяком на ямщике
Через заставы, тернии и даты,
Нелепою слезинкой по щеке
Пусть жизнь упрямо катится куда-то.
http://www.poezia.ru/article.php?sid=31623
Вот, что говорит Игорь Царев о своей жизни и о своей единственной любви - Ирине, и о жизни, которая в тот момент еще шла своим чередом.
Но сегодня, сравнивая две судьбы, - Булгакова и Игоря Царева, мы можем сказать, что и ушел он мгновенно, без страданий и мук, может быть потому, что в прошлой жизни отстрадал, как часто говорят старушки о мгновенной смерти, а еще они говорят о том, что о такой смерти только мечтают, за ней в очередь стоят…
Но разве это не справедливо, если верить в еще одно воплощение Мастера в нашем времени, а как в него не верить?
И опять же легендарная фраза умирающего Булгакова, говорят, он несколько раз повторял: « Я ухожу, но я вернусь».
Вероятно, он и вернулся, как обещал, и снова ушел, чтобы снова вернуться…
И кто, как не вернувшийся Мастер, прогуливаясь по любимым местам в Москве, мог написать о своей любимой столице такое:
На Божедомке Бога нет
Игорь Царев
...На Божедомке Бога нет.
И пешим ходом до Варварки
Свищу, заглядывая в арки,
Ищу хоть отраженный свет,
Но свежесваренным борщом
Из общежития напротив
Москва дохнет в лицо и, вроде,
Ты к высшей тайне приобщен.
Вот тут и жить бы лет до ста,
Несуетливо строя планы,
Стареть размеренно и плавно
Как мудрый тополь у моста,
В саду, где фонари растут,
Под ночь выгуливать шарпея,
А после пить настой шалфея
Во избежание простуд...
Столица праздная течет,
Лукаво проникая в поры:
И ворот жмет, да город впору,
Чего ж, казалось бы, еще?
Зачем искать иконный свет,
Следы и вещие приметы?
Но кто-то ж нашептал мне это:
На Божедомке Бога нет..
. http://stihi.ru/2010/09/28/4087
Когда читаешь Московские стихотворения Игоря Царева, поражает и бросается в глаза то, с каким первозданным восторгом он относится ко всему, что видит и слышит.
Утверждение, что москвичи и гости столицы бегут, ничего не замечая, давным-давно стало общим местом в характеристике столичных жителей.
Когда я читаю это стихотворение, вспоминается эпизод из фильма »Город ангелов», где герой Николаса Кейджа свалился с небес и радуется всему, что он видит и слышит, наконец, получив тело.Радуется тому, на что простые смертные бы не обратили внимания. Это настоящее наслаждение жизнью, нами утерянное.
И пешим ходом до Варварки
Свищу, заглядывая в арки,
Ищу хоть отраженный свет,
- ну разве не в первый раз он тут появился, ну или хотя бы вернулся после долгого отсутствия и именно наслаждается жизнью. Чего стоит только запах «свежесваренного борща».
Москва дохнет в лицо и, вроде,
Ты к высшей тайне приобщен.
Порой мне кажется, когда читаю следующие строки, что это даже и не вернувшийся Мастер, и не наш поэт с нами разговаривает, а иностранный профессор, который снова появился сначала на Патриарших, а потом и на других улицах столицы. Даже забавный пес – вечный спутник Мефистофеля, правда не пудель, а шарпей , появляется в его мечтаниях.
А иначе как расшифровать слова героя этого стихотворения:
Вот тут и жить бы лет до ста,
Несуетливо строя планы,
Стареть размеренно и плавно
Как мудрый тополь у моста,
В саду, где фонари растут,
Под ночь выгуливать шарпея,
А после пить настой шалфея
Во избежание простуд...
И эта знаменитая фраза, которая наделала столько бед и лишила головы Берлиоза, снова загадочно звучит тут, еще немного и потребуется седьмое доказательство существования Христа.
- А что же это, чего не хватишься, у вас ничего нет, - восклицает в романе профессор, но у Игоря Царева стихотворение обрывается немного раньше:
Но кто-то ж нашептал мне это:
На Божедомке Бога нет...
А нашептали это наверняка ему те двое, один из которых внезапно попал под трамвай, а второй оказался в психушке, и все пытался изловить таинственного иностранца, поймать которого невозможно и более могущественным силам.
Такая вот странная тайна сокрыта в этом таинственном стихотворении.
Но если мы с вами уже обнаружили в стихотворениях Игоря Царева почти всех героев романа века, если вспомнили о Мастере и Маргарите, то должны же они где-то появиться в московских стихотворениях?
На самом деле их очень много, это все стихотворения, обращённые к Ирине, от первого и до последнего, а они все обращены именно к ней, если брать любовную лирику – это еще одно явление Мастера и Маргариты, Булгакова и Елены Сергеевны, в новом воплощении. Но на этот раз я беру текст, где обозначены Московские улицы. Ведь сегодня мы совершаем своеобразную прогулку по столице, той, которую так любил Михаил Булгаков и Игорь Царев.
Вот она дорогая наша, родимая современная Тверская, которую конечно и Воланд, и Мастер видели совсем другой, но мы –то вместе с поэтом живем в 21 веке. Так прогуляемся вместе с Мастером и его Ириной, что же там такое происходит?
Прогулка по тверской-ямской
Игорь Царев
Вдоль Тверской стоят красоточки -
Без пяти минут беременны.
Стоит каждая по «соточке»
За «лямур» единовременный.
Но до них мне - как до лампочки,
Выступаю гордо мимо я.
Ведь со мною моя лапочка -
Моя женушка любимая.
Не спеша пройдем «Асторию»,
Посидим в тени у гения,
Написавшего историю
Про Татьяну и Евгения.
Я куплю цветок на веточке
Моей лучшей половиночке,
Моей рыбке, моей деточке,
Моей музе, моей Ирочке.
Мы в метро с моей красавицей
Поцелуемся на лестнице.
А кому это не нравится -
Пусть от зависти повесятся.
http://www.stihi.ru/2002/08/05-547
Вот наши герои в новом воплощении на той самой Тверской, где все продается и покупается. Оказывается, есть совсем другой мир и другие люди.
Но если в прошлом воплощении от горя и страданий героине суждено было стать ведьмой, то почему бы в этой не стать ангелом, любимой и любящей, веселой и беспечной королевой?
А что, если на этот раз к нам вернулись счастливые Мастер и Маргарита, то может быть в мире не все потеряно?
Довольно сеять в мире зло!
Пробило время отвечать
За гибельные увлеченья,
Пора идти, просить прощенье,
Пора прощаться и прощать
- слышу я знакомые до боли строки Олега Чертова
4 апреля сердце Игоря Царева внезапно остановилось, Мастеру снова пришлось оставить этот мир. Даже не сомневаюсь в том, что снова прозвучало, словно заклинание:
-Я ухожу, но я вернусь, -потому что ангелы, волхвы, пророки обречены все время возвращаться, но в тот печальный день и час, все еще слышался его голос, хотя он немного изменился, так же, как меняются портреты.
Королева рыжей масти козырной шестеркой бита.
Маргарита, где твой Мастер? Где твой Мастер, Маргарита?
И снова все повторяется, Маргарита в реальности – Елена –Ирина должна была остаться, чтобы написать роман о нем, чтобы сохранить все, что было дорого и свято. Ведь любимые всегда были на Руси еще и берегинями. И вместе с ней мы слушаем теперь стихотворение, оттуда, с небес звучит его неповторяемый голос, к Ирине обращенный, а пока остаемся мы все, пока остается память, Мастер жив, он с нами, он читает нам своим стихотворения…
Имена на снегу
Когда объявит белый танец небесный церемониймейстер,
Когда пронзительная нота из-под кленового смычка
Перечеркнет заслуги лета, и дальновидные предместья
Достанут снежные одежды из ледяного сундучка,
Не подводи меня, родная, не разжимай свои объятья,
Какие б трубы ни трубили, не отводи любимых губ!..
И ветер, пролетев над крышей, не руны зимнего проклятья,
А наши имена напишет на свежевыпавшем снегу.
http://stihi.ru/2008/06/02/1521
Свидетельство о публикации №113052205211
Марина Шапиро 25.05.2013 21:54 Заявить о нарушении
Люба
Любовь Сушко 25.05.2013 21:56 Заявить о нарушении