Молясь единственной Мадонне. Вечность И. Царева-15
http://www.youtube.com/watch?v=8ycQVGnnXrk - стихотворение "Город",
http://www.youtube.com/watch?v=bQCw5c1rfsE - "Тобол"
http://www.youtube.com/watch?v=IMS6YhQ-Rdk
- еще три стихотворения Игоря Царева
Рентгеном звезд просвеченный насквозь,
Душой из края в край как на ладони,
Наивно полагаясь на авось,
Молясь своей единственной мадонне..
И. Царев
Каждый человек, если не в реальности, то в душе художник. Поэт – художник вдвойне, недаром же восклицал Заболоцкий: «Любите живопись, поэты» и доказал всем нам, почему ее надо любить.
Именно он поясняет, что же в ней такого особенного, неповторимого, почему поэты должны относиться к ней трепетно и с любовью.
Многие из нас учились рисовать в детстве, и если мы не стали художниками, то научились понимать всю дивную глубину рисунка, отличать шедевр от подделки. Вообще разбираться, ценить разные школы и направления в живописи. Хотя и это не самое главное, художник – Мастер, а не ремесленник, может передать нам тайны человеческой души, чаще всего, души любимой женщины, да и вообще женскую натуру он знает, угадывает лучше, чем другие творческие натуры.
Но только великим мастерам удается переносить на полотно душу человека, и тогда картина обрастает мифами. Она делает бессмертной ту, застывшую на полотне Незнакомку, и мы замираем, вглядываясь в портрет, пытаемся узнать о ней побольше…
А отражением души неизменно остаются глаза.
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Н.Заболоцкий
Игорь Царев учился живописи, но не стал художником, вероятно, эта тяга к портретным зарисовкам побуждает его рисовать словом своим портреты, как это делал Заболоцкий, в знаменитом стихотворении, которое так и называется «Портрет».
Ради чего он пишется художником? Чтобы запечатлеть человека, остановить его на память родным и близким, или создать галерею образов и характеров, подарить бессмертие, ведь с портрета Рокова на нас все еще взирает Струйская.
С портретами связаны и всевозможные мистические происшествия, чего стоит только стареющий портрет Дориана Грея, в то время, как герой остается юным и прекрасным – он дарит человеку бессмертие в прямом, а не переносном смысле. А вот Рокотов подарил своей героине бессмертие иное, через несколько веков очарованный поэт, взглянув на портрет, написал великолепное стихотворение.
Там целая ода о глазах Струйской
ПОРТРЕТ
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий
Поэт любуется ею, как живой, и дивится тому, что между ними века и вечность, а вот он может, глядя на нее, любоваться, общаться, угадать судьбу незнакомки. И она становится ближе тех реальных женщин, которые были рядом, она волнует, избавляет от страха, внушая трепет , даря смелость:
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Тайна портрета – это тайна иллюзии, которая порой ближе реальности. Вот в этом же ключе исполняется и стихотворение Игоря Царева, посвященное другому знаменитому портрету уже более близкой к нам эпохи. И все-таки между двумя Мастерами приличное расстояние и время. Мы перемещаемся в Париж.
Поэт не раз говорил, что ему близки и дороги импрессионисты, вот и родилось это размышление по поводу знаменитого «Портрета Жанны Самари». Но только ли о ней пишет Игорь?
Когда А.Блок вглядывался в печальные глаза Царевны Лебеди Врубеля, он видела совсем иное «берег зачарованный и зачарованную даль», но перед нам творец, которому близок импрессионизм в живописи, а вот какой предстанет его мадонна, давайте и посмотрим внимательнее:
Портрет Жанны Самари
«Круг не должен быть круглым».
Пьер Огюст Ренуар
(1841-1919)
Опять рисует Ренуар
Не деву в розовом трико,
Но аромат Мажи нуар,
И волшебство мадам Клико.
Парижской моде вопреки
Не дорогие телеса,
А только ломкий взмах руки
И странный свет в ее глазах…
Судьба выводит вензеля,
Но что вам сказочный сезам,
Когда в друзьях Эмиль Золя,
Тулуз-Лотрек и Поль Сезанн,
И ваш непризнанный талант
Затмил над Сеной фонари.
Сидит у краешка стола
Красотка Жанна Самари.
Она весьма удивлена:
Вы не подняли головы,
Вам безразличен вкус вина,
Но интересен цвет травы...
Звезда из Комеди Франсез
Не посещает дом любой,
Ей жаль, что творческий процесс
Для вас важнее, чем любовь.
Как карамелька за щекой
Могла бы таять ваша жизнь.
Но вы меняете покой
На краски и карандаши,
Рисуя моде вопреки
Не дорогие телеса,
А только ломкий взмах руки
И странный свет в ее глазах…
-------
Французский художник-импрессионист Пьер Огюст Ренуар при жизни никогда не был любимцем судьбы. Несколько раз он повреждал и ломал руки. И с возрастом из-за артритных болей уже не мог удерживать в пальцах кисть. Тогда он стал прибинтовывать ее, продолжая рисовать до своих последних дней.
Зная это, понимаешь, насколько выстраданы его слова: «Творчество — высшая форма торжества человека над самим собой, победа его в борьбе с роком.»
И вот его шедевр – Парижанка, актриса, печальная красавица.
Да,перед нами юная и восхитительная парижанка, сотканная из тумана и обмана, но невероятно обольстительная…
Парижской моде вопреки
Не дорогие телеса,
А только ломкий взмах руки
И странный свет в ее глазах…
Импрессионизм тем и прекрасен, что там есть только намеки, отдельные штрихи и вечная загадка. На него оглядывались поэты-символисты, но мы с вами знаем, что по меркам серебряного века Игоря Царева скорее надо причислять к акмеистам. Что же волнует в прекрасной Незнакомке самого поэта, которого, напомню, всегда волновала только одна единственная женщина в этом мире?
А Жанна и не прописана основательно, да и видит поэт только «ломкий взмах руки и странный свет в ее глазах». А дальше, так легко, так просто на месте загадочной парижанки представить свою любимую. Пусть Пигмалион влюбляется в скульптуру, в этом нет необходимости, если рядом любимая и единственная.
Так портрет перетекает в реальность, реальность ограничивается портретом любимого художника. И любому понятно, что выбираем мы портреты, где вдруг улавливаем странное сходство с близкими людьми, то что цепляет, заставляет замереть, узнавая родное и близкое…
Конечно, Игоря Царева волнует и судьба любимого художника, Мастер пришел на свидание к другому Мастеру, и возможно пытается разгадать чужую тайну. Но это стало возможным, потому что поразило сходство далекой красавицы Жанны, и красавицы жены.
Судьба выводит вензеля,
Но что вам сказочный сезам,
Когда в друзьях Эмиль Золя,
Тулуз-Лотрек и Поль Сезанн,
Что-то пишется, вырисовывается, если совпадают судьбы или хотя бы портреты. И размышляет Поэт о непризнанном таланте, но художника или своем собственном? Это так и останется для нас для всех вечной загадкой, но если рядом любимая женщина, то все не так страшно, главное, чтобы она оставалась у края стола, чтобы была рядом.
И ваш непризнанный талант
Затмил над Сеной фонари.
Сидит у краешка стола
Красотка Жанна Самари.
Все, кто сталкивались с творцами, любил творцов, был с ними рядом, прекрасно понимает, что тревожить их в момент творчество невозможно, что они выключаются из реальности, и оказываются в другом пространстве, и Муза уже остается, как на картине Ренуара, расплывчата и далека
Она весьма удивлена:
Вы не подняли головы,
Вам безразличен вкус вина,
Но интересен цвет травы...
Вероятно творец может мечтать только о своей Маргарите, той, которая любит роман не меньше, чем самого Мастера, помнит наизусть все, что он писал, и, услышав первую строчку из уст беса, готова отправиться за ним куда угодно. Но такое случается крайне редко, везет только избранным.
Художник был страстно влюблен, но никогда не был счастлив со своей очаровательной моделью.
Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Основные цвета, составляющие колорит картины, — оттенки розового и зелёного. Стиль работы художника очень свободный, местами до небрежности, однако это создаёт атмосферу необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.( из комментариев к портрету)
Но Жанна была актрисой, а их всегда любили художники и поэты, только они очень редко становились женами. А если такое и случалось, то почти никогда не были счастливы.
Звезда из Комеди Франсез
Не посещает дом любой,
Ей жаль, что творческий процесс
Для вас важнее, чем любовь.
Такая дилемма волнует, вероятно, не только Жанну, не потому ли она так грустна и на этом полотне, и на других портретах художника.
Игорь Царев знает причину ее грусти и несчастной любви. И для него если не сейчас, то раньше стояла такая проблема: творчество или Любовь прекрасной женщины, семейное счастье. Мы видим, вместе с поэтом, как ее решил для себя Ренуар.
Как карамелька за щекой
Могла бы таять ваша жизнь.
Но вы меняете покой
На краски и карандаши,
Рисуя моде вопреки
Не дорогие телеса,
А только ломкий взмах руки
И странный свет в ее глазах…
Странное получается противоречие, вроде бы реальная картина, известная всем, знаменитый художник, судьба которого тоже прекрасно нам известна.
Ренуар подарил бессмертие актрисе, но личная жизнь явно влюбленного художника( по-другому не написать такого портрета) не сложилась.
Тогда что же так взволновало Игоря Царева кроме любви к искусству?
Признаться, об этом я могла только догадываться, пока не увидела одну из фотографий Ирины- жены и Музы поэта, вероятно, тех времен, когда писалось стихотворение- сходство поразительное, сразу бросается в глаза, там еще одна Жанна.
Точно так же Михаил Булгаков увидел себя самого на картине Ян Ван Эйка «Семейство Арнольфини» - есть исследование, где сравниваются два портрета, и там тоже сходство поразительно, словно это один человек. Такое случается порой, заставляя нас теряться в догадках.
Так вот почему судьба и художника и артистки так взволновала Игоря Царева, что появилось дивное стихотворение. Хотя, в рецензиях нигде он этом не говорит, и только фотография позволила приоткрыть завесу тайны, скрытой в стихотворении. Но с таким мастерством до Игоря Царева вероятно никто не писал о творчестве Ренуара, ему повезло, как и Рокотову с Заболоцким, когда поэтический текст равен живописному шедевру по силе звучания.
В одном из ответов, после восторженных отзывов о стихотворении, поэт отметил:
Может из таких отдельных картинок и портретов что-то большее потом сложится. А может и нет :)
Игорь Царев 04.03.2010 18:17
Но в этот вечер меня ждало еще одно открытие, оказывается, у этого стихотворения есть еще один вариант написания, невероятно интересный, а если учесть, что с текстом я сроднилась и очень его полюбила, тогда тем более важно, что же еще было в этом стихотворении. В данном варианте Поэт беседует с художником о живописи и судьбе.
Мон шер ами, какой резон
Бросать на холст парижский дым?
Никто не купит этот сон
С осенним привкусом беды!
На краски и карандаши
Вы разменяли свой покой,
И незаметно тает жизнь,
Как карамелька за щекой.
Сон с осенним привкусом беды – такова реальность для Ренуара. Может ли быть счастлив художник, отказавшись от любви? Стоила ли игра свеч?
Наверное, это настоящее чудо для нас зрителей, ценителей, для поэтов, внезапно остановиться и замереть перед полотном, но как же сам творец, каково ему, если
На краски и карандаши
Вы разменяли свой покой,
И незаметно тает жизнь,
Как карамелька за щекой
А потому понятнее и ближе любому становится кредо поэта. Он убеждает нас в том, что только домашний уют, только домашний мир могут сделать счастливым любого, чтобы не странный свет оставался в глазах любимой, а светились они счастьем…
А как это может быть, мы видим в другом стихотворении Игоря Царева – это своеобразный ответ Полю Ренуару.
ВЕЧЕР ВДВОЕМ ЗА БОКАЛОМ "ВАЗИСУБАНИ"
Не то в поклоне, не то в вопросе
Согнулась финишная прямая,
Мол, как же так - миром правит осень,
А в вашем доме начало мая?..
Зачем мне маяться над загадкой -
Я лью в бокалы «Вазисубани».
На белой скатерти шоколадка,
Что б было сладко любимой пани.
Пусть хищный ветер, как вор в законе,
Костлявой веткой в окно стучится,
Садится птицей на подоконник,
Пугая: Что- то должно случиться...
«Не верь приметам, моя родная,
Они тревоги твоей не стоят!» -
И осушаю бокал до дна я,
Что б за любовь еще выпить стоя.
Гонцов, несущих дурные вести –
Не псами, сам буду рвать на части,
Чтоб в нашем доме еще лет двести
С тобою вместе сгорать от счастья,
Дарить пионы и хризантемы,
Перебирать золотые прядки,
В которых, словно в садах Эдема,
Веселый ангел играет в прятки.
http://www.poezia.ru/article.php?sid=28467
Вот как это будет в доме у Поэта. И это великолепное стихотворение обретает особый смысл, если прочитать его сразу после «Портрета». Разве не дивно, если за окном осень, а в доме начало мая? И мы оказываемся невольными свидетелями этой пирушки вечно влюбленных.
И вместо того, чтобы думать о грустных глазах Жанны, можно смотреть в счастливые глаза любимой:
Зачем мне маяться над загадкой -
Я лью в бокалы «Вазисубани».
На белой скатерти шоколадка,
Что б было сладко любимой пани.
Кто-то скажет о том, что в этом случае не родится такой вот шедевр, какой нам оставил Ренуар, обессмертив любимую женщину. Но несчастье любимой разве расплата за шедевр? Конечно, это каждый решает для себя, но свое отношение к этому вопросу поэт Игорь Царев уже высказал:
Гонцов, несущих дурные вести –
Не псами, сам буду рвать на части,
Чтоб в нашем доме еще лет двести
С тобою вместе сгорать от счастья
Да, А.Блок в таком случае не смог бы любоваться бездонными глазами Царевны Лебеди, если бы художник смог стать счастливым, откуда взялась бы боль и тоска в глазах его любимой. Но, наверное, все-таки лучше сгорать от счастья, чем от горя и печали, которые и Маргариту превратили в ведьму.
А раз мы невольно глядя на полотно Ренуара коснулись и судьбы художника, и даже судьбы Поэт, который написал лучшее стихотворение к его знаменитому портрету, то остается только перечитать другое стихотворение, которое удивительно созвучно всему, о чем говорилось выше. И о чем же подумалось прежде всего.
Вспомнились великие живописцы, многие из которых, ну может быть за исключением Рубенса, были «каждый несчастен по- своему», за плечами каждого трагедия, а то и не одна. Невольно вспоминается Мастер Булгакова, за плечами его стоит и Гоголь, и Мольер, и в какой-то мере сам писатель, тогда и возникает вопрос, а может ли Мастер быть счастливым, при этом, не отказываясь от своего дара?
Чуть ли не впервые, Игорь Царев доказал нам, что он может быть очень счастливым. И в этом предстоит нам всем убедиться, прикоснувшись к его великолепным стихотворениям, обращенным к Санта-Ирине, единственной Мадонне, ангелу, к пани Ирине…Но читайте стихотворения и сами убедитесь в этом. Мастер может быть счастлив, влюблен и любим, чудеса случаются.
Пусть
Рентгеном звезд просвеченный насквозь,
Душой из края в край как на ладони,
Наивно полагаясь на авось,
Молясь своей единственной мадонне,
Не вижу смысла что-нибудь менять:
Пятак судьбы, коня у переправы,
Тревоги непутевого меня -
На крепкий сон непоправимо правых...
Пока в крови гудят колокола,
И небо осыпается стихами,
Пока запотевают зеркала
От моего неверного дыханья,
Кургузым армяком на ямщике
Через заставы, тернии и даты,
Нелепою слезинкой по щеке
Пусть жизнь упрямо катится куда-то.
http://www.poezia.ru/article.php?sid=31623
Свидетельство о публикации №113052109427