Железнодорожная сказка
Но больше всего хотелось увидеть железную дорогу, что тянулась неизвестно откуда и куда, пересекая город в правобережной части. Баба Наташа давно мечтала побывать на демонстрации маневрового паровоза, которую устраивали каждый вечер. Девушка переправилась с паромом из родного Заречного в компании романтически настроенного молодого человека
И вот оно - долгожданное зрелище! Паровоз, словно ожившее сказочное чудовище, тяжко вздохнул, охваченный клубами пара, издал пронзительный вопль и, дрогнув могучим железом, начал свой неописуемый танец. Пройдя несколько тактов в одну сторону, он остановился и двинулся на исходную. Старые рельсы оседали под колёсами, земля дрожала под ногами, а паровоз повторял и повторял манёвр, пока не канул за горизонт последний луч солнца.
Наглядевшись во все глаза, ошеломлённая баба Наташа тотчас же призналась молодому человеку, что единственная её любовь - железная дорога. Этим опрометчивым заявлением девушка нанесла поклоннику сильную психологическую травму, от какой не всякий оклемается.
В то время как маленький городок продолжал жить привычной полусонной жизнью, в городах крупных стремительно набирали обороты индустрия и торговля. Всевозрастающий грузопоток настоятельно потребовал строительства надёжных железных дорог. Тут и там открывались железнодорожные академии, одна из которых словно по воле рока появилась и в родном городе бабы Наташи.
Ах, как рыдала матушка, провожая дочь в академию: шутка ли - пять долгих лет вдали от родного посёлка Заречного! Отец лишь рукой сделал да украдкой отёр слезу. Когда паром со всеми песнопениями и причитаниями остался далеко позади, бабу Наташу нагнал незадачливый кавалер.
- Чего тебе, Ваня? удивилась баба Наташа.
- А вот что, - решительно заговорил тот, - хоть ты и выбрала паровозы, а я от тебя не отстану!
- Как так? - ещё сильнее удивилась баба Наташа.
И Ваня поклялся, что, как только девушке понадобится помощь, он тотчас явится и уж непременно поможет.
- Как же ты узнаешь, что мне нужна помощь? - спросила та и не услышала ответа, потому что молодой человек убежал скрыть слёзы.
Многому научилась баба Наташа за эти годы: выносливости, ибо железнодорожник должен быть вынослив; решительности, ибо железнодорожник должен быть решителен; ну и, конечно, техническим знаниям, без которых не бывать успешному делу. Пока иные лоботрясы прохлаждались на студенческих пирушках и немало посвящали себя в дела амурные, баба Наташа денно и нощно изучала паровоз.
Она не глядя могла указать местонахождение топки и котла, дымогарных труб и труб перегрева, совершенно знала, какую работу проделывает пар в золотниковом ящике и паровом цилиндре. Ректор академии души не чаял в скромной, трудолюбивой девушке. Из всех студентов только бабу Наташу посвятил он в тайну происхождения железнодорожной параболы, чья вершина вклинивается в правобережье чуть не до реки, а ветви разбегаются на северо-запад и северо-восток, постепенно забирая к северу.
Строители якобы верили, что где-нибудь ветви станут строго параллельными. История рассмешила девушку: для неё эта поросшая бурьяном и ржавчиной колея всю жизнь ассоциировалась с подковой, прибитой к притолоке в родительском доме, и больше ничего. "Преодоление непреодолимого - ишь чего придумал!" - вновь и вновь дивилась баба Наташа, вспоминая сбивчивый рассказ Ректора.
Ректор был, что называется, мужчина в расцвете сил и лет, с прямым взглядом и пышными усами. "Только практика, - любил он говорить студентам, - раскроет ваш характер и ваши истинные способности".
И вот однажды, разбудив спавшую в кабине машиниста бабу Наташу, Ректор сказал "действуй", крепко пожав чёрную от сажи руку. Цель у бабы Наташи была ясной, как небо в ведренный день: въехать на паровозе в свой родной Заречный, чтобы все увидели её, светящейся радостью, а она бы махала рукой из окна. Эта картина представлялась ярко и осязаемо.
Со всей решимостью и нечеловеческой выносливостью баба Наташа взялась за укладку рельсов. Некогда принявший участие в строительстве легендарной "параболы" и давно отвыкший от ударных темпов старенький рельсоукладчик натужно кряхтел и дрожал, как осиновый лист.
Тут-то и поймали бабу Наташу в невидимые сети многолетняя усталость и отсутствие практики. Иначе как могла лучшая студентка Академии вывести рельсы через пологий берег прямо к воде, не позаботясь о переправе!
Впустив пар в механизм, баба Наташа направила паровоз по новой колее. Она не слышала истошного крика бежавшего следом Ректора, ведь все её помыслы были обращены к предстоящей встрече с родными и друзьями.
Застопорив машину у самой воды, баба Наташа бессмысленно вытаращилась на сверкающую рябь, потом вдохнула полной грудью и отпустила тормоза. Покинув рельсы, паровоз устремился в прохладу реки. Ректор уже никуда не бежал. Он медленно брёл по берегу, поглощённый небывалым зрелищем: из воды торчал чёрный монстр, окутанный паром, будто спрут - чернилами.
И вдруг из густого облака, точно пены морской, вышла перепачканная сажей индустриальная Афродита. Выбралась на берег и зарыдала в три ручья, начисто забыв и про выносливость, и про решительность, и про все технические знания, будь они прокляты.
Баба Наташа плакала, а Ректор утешал её, как маленькую.
- Ну, ну, - говорил он, - будет плакать-то!
- Какая же я дура, - всхлипывала баба Наташа , - как мне жаль паровоза!
- Ну что ж, - вздохнул Ректор, - в другой раз помни, что паровоз - не кораблик и плавать не может.
На следующий день все газеты написали о происшествии. Большинство статей было проникнуто критикой отсталости и увенчано пафосом строительства мостов. Не успели улечься волнения, как нагрянул специальный мостоотряд быстрого развёртывания, который при поддержке Академии за короткий срок соединил обе части города красавцем-мостом. Паровоз вытащили из реки ивернули в строй. Баба Наташа воплотила, наконец, мечту - въехала на паровозе в Заречный. Впрочем, от этой встречи с Родиной в памяти остались только испуганный взгляд матери, ссутуленная фигурка отца, даже не подошедшего к паровозу, да нескончаемый, как чахоточный кашель, лай ополоумевших дворняг.
Во многих городах и весях довелось побывать бабе Наташе. И где бы она ни была, щедро делилась своими знаниями и опытом с местными жителями. За плечами бабы Наташи - тысячи железнодорожных вёрст. Вот только не было времени заняться "параболой" да своим замужеством.
Что касается "параболы", то, повзрослев и расширив кругозор, баба Наташа отчасти догадывалась, где нужно искать её истоки. Впрочем, баба Наташа никогда не принимала всерьёз россказней об инопланетянах или неудавшейся попытке какого-то грандиозного прорыва, что-де и привело к общему упадку. Она не сомневалась, упадок наступил прежде, и "парабола" - прямое следствие ремифологизации сознания.
Всё это случилось давным-давно, рассуждала баба Наташа, лежало, хлеба не просило, и дальше полежит, спешить некуда. А вот О замужестве такого не скажешь: годы берут своё. Ректор Академии - мужчина хоть куда: и мастеровой, и порядочный, всю жизнь посвятил железнодорожному делу, оттого и не женат.
Воротясь в родной город, баба Наташа спустилась в подземный переход, который так завораживал в детстве. Ещё издали она заметила огромную букву "М", означавшую, что здесь теперь метро, а перед входом на станцию со стены бросилось в глаза её имя, красиво выложенное мозаикой.
Баба Наташа навела справки и, войдя в главный кабинет "Метростроя", сказала:
- Здравствуй, Ваня!
Потом они пили кофе в небольшом кафетерии на первом этаже.
- Ты так и не пришёл ко мне на помощь! - усмехнулась баба Наташа.
- Да, но ты не думала о моей помощи, - печально вздохнул тот.
Теперь у него интересная, перспективная работа, ведь метро та же железная дорога, только подземная, незаметная, как грусть неразделённой любви. Женат. Жена Марина - воспитательница в детском саду.
Покинув здание "Метростроя", баба Наташа увидела Ректора. Тот сидел на скамье, уткнувшись в "Железнодорожную правду". Потом неторопливо свернул газету и посмотрел на бабу Наташу своим прямым взглядом. Баба Наташа улыбнулась.
- Пошли, мы успеваем, - сказал он.
- Куда успеваем?
- В ЗАГС, разумеется, - усмехнулся Ректор.
2005-2011
Свидетельство о публикации №113052104680
Парабола - небольшой рассказ иносказательного характера, имеющий поучительный смысл и особую форму повествования, которое движется как бы по кривой (параболе): начатый с отвлечённых предметов, рассказ постепенно приближается к главной теме, а затем вновь возвращается к началу.
подходит, вроде :)
знаете, я когда что-нибудь пишу, то стараюсь, хотя бы для себя, понимать, о чем это :) если я задаю читателю загадку, то должен сам отгадку знать... если это притча, то о чем?
имеет право на существование, конечно, и другой подход - Автор составляет притчевый ряд, все образы - многозначны, толкований - множество, читателю предлагается как бы некий лабиринт, пройти по которому пока и сам Автор до конца не сумел, а может и не стремился
я бы отнес эту сказку ко второму типу, но может это просто я недостаточно в нее углубился :)
С уважением,
Jag 21.05.2013 14:50 Заявить о нарушении
Алексей Чернец 22.05.2013 14:42 Заявить о нарушении
"Что до Бальмонта, то он своими выкрутасами однажды возмутил даже Гиппiус. Это было при мне на одной из литературных "пятниц" у поэта Случевскаго. Собралось много народу, Бальмонт был в особенном ударе, читал свое первое стихотворение с такой самоупоенностью, что даже облизывался:
Лютики, ландыши, ласки любовныя...
Потом читая второе, с отрывистой чеканностью:
Берег, буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Гиппiус все время как-то сонно смотрела на него в лорнет и, когда он кончил и все еще молчали, медленно сказала:
- Первое стихотворение очень пошло, второе --непонятно.
Бальмонт налился кровью;
- Пренебрегаю вашей дерзостью, но желаю знать, на что именно не хватает вашего пониманiя?
- Я не понимаю, что это за челн и почему и каким таким чарам он чужд, - раздельно ответила Гиппiус.
Бальмонт стал подобен очковой змее:
- Поэт не изумился бы мещанке, обратившейся к нему за разьясненiем его поэтическаго образа. Но когда поэту докучает мещанскими вопросами тоже поэт, он не в силах сдержать своего гнева. Вы не понимаете? Но не могу же я приставить вам свою голову, дабы вы стали понятливей!
- Но я ужасно рада, что вы не можете, ответила Гиппiус.- Для меня было бы истянным несчастiем иметь вашу голову..."
видите, какие страсти :)
уважающий Вас,
Jag 22.05.2013 15:16 Заявить о нарушении
Алексей Чернец 22.05.2013 16:38 Заявить о нарушении
Имеем на одном конце спектра полностью программные произведения ("Мать" Горького, например), на другом - игру образов и слов, совершенно оторванную от реальности (пример привести затрудняюсь). Между этими полюсами целый спектр возможностей. И хорошо, наверное, найти золотую середину. Тогда произведение не будет злободневным, программным, этакой газетной статьей, но в то же время не будет и мыльным пузырем.
Вот, примерно так :)
О "Гамлете" Сумарокова узнал впервые от Вас, судя по тому, что успел прочесть, Шекспировский мне ближе :)
"Идея народного освободителя, вложенная автором в этот образ, вызывает к нему симпатии читателей"
А мне, честно сказать, от одного словосочетания "народный освободитель" как-то тошно делается. Ну, Сумароков жил до XX века, ему простительно :)
Jag 22.05.2013 17:23 Заявить о нарушении