Железнодорожная сказка

Когда баба Наташа была совсем молоденькой девушкой, и ей предстояло выбрать профессию, она ощутила призвание к технике. Интересовали автомобили, которых в то время было немного; всевозможные инженерные сооружения и коммуникации, особенно подземный переход, единственный в маленьком городе.

Но больше всего хотелось увидеть железную дорогу, что тянулась неизвестно откуда и куда, пересекая город в правобережной части. Баба Наташа давно мечтала побывать на демонстрации маневрового паровоза, которую устраивали каждый вечер. Девушка переправилась с паромом из родного Заречного в компании романтически настроенного молодого человека

И вот оно - долгожданное зрелище! Паровоз, словно ожившее сказочное чудовище, тяжко вздохнул, охваченный клубами пара, издал пронзительный вопль и, дрогнув могучим железом, начал свой неописуемый танец. Пройдя несколько тактов в одну сторону, он остановился и двинулся на исходную. Старые рельсы оседали под колёсами, земля дрожала под ногами, а паровоз повторял и повторял манёвр, пока не канул за горизонт последний луч солнца.

Наглядевшись во все глаза, ошеломлённая баба Наташа тотчас же призналась молодому человеку, что единственная её любовь - железная дорога. Этим опрометчивым заявлением девушка нанесла поклоннику сильную психологическую травму, от какой не всякий оклемается.

В то время как маленький городок продолжал жить привычной полусонной жизнью, в городах крупных стремительно набирали обороты индустрия и торговля. Всевозрастающий грузопоток настоятельно потребовал строительства надёжных железных дорог. Тут и там открывались железнодорожные академии, одна из которых словно по воле рока появилась и в родном городе бабы Наташи.

Ах, как рыдала матушка, провожая дочь в академию: шутка ли - пять долгих лет вдали от родного посёлка Заречного! Отец лишь рукой сделал да украдкой отёр слезу. Когда паром со всеми песнопениями и причитаниями остался далеко позади, бабу Наташу нагнал незадачливый кавалер.

 - Чего тебе, Ваня? удивилась баба Наташа.

 - А вот что, - решительно заговорил тот, - хоть ты и выбрала паровозы, а я от тебя не отстану!

 - Как так? - ещё сильнее удивилась баба Наташа.

И  Ваня поклялся, что, как только девушке понадобится помощь, он тотчас явится и уж непременно поможет.

 - Как же ты узнаешь, что мне нужна помощь? - спросила та и не услышала ответа, потому что молодой человек убежал скрыть слёзы.

Многому научилась баба Наташа за эти годы: выносливости, ибо железнодорожник должен быть вынослив; решительности, ибо железнодорожник должен быть решителен; ну и, конечно, техническим знаниям, без которых не бывать успешному делу. Пока иные лоботрясы прохлаждались на студенческих пирушках и немало посвящали себя в дела амурные, баба Наташа денно и нощно изучала паровоз.

Она не глядя могла указать местонахождение топки и котла, дымогарных труб и труб перегрева, совершенно знала, какую работу проделывает пар в золотниковом ящике и паровом цилиндре. Ректор академии души не чаял в скромной, трудолюбивой девушке. Из всех студентов только бабу Наташу посвятил он в тайну происхождения железнодорожной параболы, чья вершина вклинивается в правобережье чуть не до реки, а ветви разбегаются на северо-запад и северо-восток, постепенно забирая к северу.

Строители якобы верили, что где-нибудь ветви станут строго параллельными. История рассмешила девушку: для неё эта поросшая бурьяном и ржавчиной колея всю жизнь ассоциировалась с подковой, прибитой к притолоке в родительском доме, и больше ничего. "Преодоление непреодолимого - ишь чего придумал!" - вновь и вновь дивилась баба Наташа, вспоминая сбивчивый рассказ Ректора.

Ректор был, что называется, мужчина в расцвете сил и лет, с прямым взглядом и пышными усами. "Только практика, - любил он говорить студентам, - раскроет ваш характер и ваши истинные способности".

И вот однажды, разбудив спавшую в кабине машиниста бабу Наташу, Ректор сказал "действуй", крепко пожав чёрную от сажи руку. Цель у бабы Наташи была ясной, как небо в ведренный день: въехать на паровозе в свой родной Заречный, чтобы все увидели её, светящейся радостью, а она бы махала рукой из окна. Эта картина представлялась ярко и осязаемо.

Со всей решимостью и нечеловеческой выносливостью баба Наташа взялась за укладку рельсов. Некогда принявший участие в строительстве легендарной "параболы" и давно отвыкший от ударных темпов старенький рельсоукладчик натужно кряхтел и дрожал, как осиновый лист.

Тут-то и поймали бабу Наташу в невидимые сети многолетняя усталость и отсутствие практики. Иначе как могла лучшая студентка Академии вывести рельсы через пологий берег прямо к воде, не позаботясь о переправе!

Впустив пар в механизм, баба Наташа направила паровоз по новой колее. Она не слышала истошного крика бежавшего следом Ректора, ведь все её помыслы были обращены к предстоящей встрече с родными и друзьями.

Застопорив машину у самой воды, баба Наташа бессмысленно вытаращилась на сверкающую рябь, потом вдохнула полной грудью и отпустила тормоза. Покинув рельсы, паровоз устремился в прохладу реки. Ректор уже никуда не бежал. Он медленно брёл по берегу, поглощённый небывалым зрелищем: из воды торчал чёрный монстр, окутанный паром, будто спрут - чернилами.

И вдруг из густого облака, точно пены морской, вышла перепачканная сажей индустриальная Афродита. Выбралась на берег и зарыдала в три ручья, начисто забыв и про выносливость, и про решительность, и про все технические знания, будь они прокляты.

Баба Наташа плакала, а Ректор утешал её, как маленькую.

 - Ну, ну, - говорил он, - будет плакать-то!

 - Какая же я дура, - всхлипывала баба Наташа , - как мне жаль паровоза!

 - Ну что ж, - вздохнул Ректор, - в другой раз помни, что паровоз - не кораблик и плавать не может.

На следующий день все газеты написали о происшествии. Большинство статей было проникнуто критикой отсталости и увенчано пафосом строительства мостов. Не успели улечься волнения, как нагрянул специальный мостоотряд быстрого развёртывания, который при поддержке Академии за короткий срок соединил обе части города красавцем-мостом. Паровоз вытащили из реки ивернули в строй. Баба Наташа воплотила, наконец, мечту - въехала на паровозе в Заречный. Впрочем, от этой встречи с Родиной в памяти остались только испуганный взгляд матери, ссутуленная фигурка отца, даже не подошедшего к паровозу, да нескончаемый, как чахоточный кашель, лай ополоумевших дворняг.

Во многих городах и весях довелось побывать бабе Наташе. И где бы она ни была, щедро делилась своими знаниями и опытом с местными жителями. За плечами бабы Наташи - тысячи железнодорожных вёрст. Вот только не было времени заняться "параболой" да своим замужеством.

Что касается "параболы", то, повзрослев и расширив кругозор, баба Наташа отчасти догадывалась, где нужно искать её истоки. Впрочем, баба Наташа никогда не принимала всерьёз россказней об инопланетянах или неудавшейся попытке какого-то грандиозного прорыва, что-де и привело к общему упадку. Она не сомневалась, упадок наступил прежде, и "парабола" - прямое следствие ремифологизации сознания.

Всё это случилось давным-давно, рассуждала баба Наташа, лежало, хлеба не просило, и дальше полежит, спешить некуда. А вот О замужестве такого не скажешь: годы берут своё. Ректор Академии - мужчина хоть куда: и мастеровой, и порядочный, всю жизнь посвятил железнодорожному делу, оттого и не женат.

Воротясь в родной город, баба Наташа спустилась в подземный переход, который так завораживал в детстве. Ещё издали она заметила огромную букву "М", означавшую, что здесь теперь метро, а перед входом на станцию со стены бросилось в глаза её имя, красиво выложенное мозаикой.

Баба Наташа навела справки и, войдя в главный кабинет "Метростроя", сказала:

 - Здравствуй, Ваня!

Потом они пили кофе в небольшом кафетерии на первом этаже.

 - Ты так и не пришёл ко мне на помощь! - усмехнулась баба Наташа.

 - Да, но ты не думала о моей помощи, - печально вздохнул тот.

Теперь у него интересная, перспективная работа, ведь метро та же железная дорога, только подземная, незаметная, как грусть неразделённой любви. Женат. Жена Марина - воспитательница в детском саду.

Покинув здание "Метростроя", баба Наташа увидела Ректора. Тот сидел на скамье, уткнувшись в "Железнодорожную правду". Потом неторопливо свернул газету и посмотрел на бабу Наташу своим прямым взглядом. Баба Наташа улыбнулась.

 - Пошли, мы успеваем, - сказал он.

 - Куда успеваем?

 - В ЗАГС, разумеется, - усмехнулся Ректор.

2005-2011


Рецензии
сразу и не скажешь, о чем это... начинается как соц-реализм, плавно перетекает в какой-то сон-реализм.. и главное, эта парабола покоя не дает... я вот даже выписал из википедии:

Парабола - небольшой рассказ иносказательного характера, имеющий поучительный смысл и особую форму повествования, которое движется как бы по кривой (параболе): начатый с отвлечённых предметов, рассказ постепенно приближается к главной теме, а затем вновь возвращается к началу.

подходит, вроде :)

знаете, я когда что-нибудь пишу, то стараюсь, хотя бы для себя, понимать, о чем это :) если я задаю читателю загадку, то должен сам отгадку знать... если это притча, то о чем?

имеет право на существование, конечно, и другой подход - Автор составляет притчевый ряд, все образы - многозначны, толкований - множество, читателю предлагается как бы некий лабиринт, пройти по которому пока и сам Автор до конца не сумел, а может и не стремился

я бы отнес эту сказку ко второму типу, но может это просто я недостаточно в нее углубился :)

С уважением,

Jag   21.05.2013 14:50     Заявить о нарушении
Ууух как у Вас всё строго:)))) А я вот, знаете, никогда не спрашиваю у автора, дескать, о чём это он написал. Читательское видение практически никогда не совпадает с авторским. Если текст Вам не понравился - никакие авторские объяснения не исправят ситуации. Да и как может кому-то хотеться что-то дополнительно говорить к уже написанному? Вам, например, хочется? Впрочем, секрета у меня никакого нет: мне захотелось полюбоваться паровозом. Да-да:)))) Поводов к этому желанию было несколько, но они совершенно мимолётны и прозаичны для того, чтоб о них упоминать. Итак, паровоз-монумент, стоящий на возвышении неподалёку от ж.-д.-вокзала в нашем городе. Всё остальное - шутливые декорации:)))

Алексей Чернец   22.05.2013 14:42   Заявить о нарушении
Ну не обижайтесь :)В том-то и дело, что текст понравился :) (кстати и паровоз на вокзале у нас тоже стоит) Знаю, что задал Вам вопрос невозможный между приличными людьми (зачеркнуто) Поэтами :) Простите за бестактность. Знаете, вспомнился один отрывок из литературных воспоминаний Бунина, часто он мне приходит на ум в последнее время :)

"Что до Бальмонта, то он своими выкрутасами однажды возмутил даже Гиппiус. Это было при мне на одной из литературных "пятниц" у поэта Случевскаго. Собралось много народу, Бальмонт был в особенном ударе, читал свое первое стихотворение с такой самоупоенностью, что даже облизывался:

Лютики, ландыши, ласки любовныя...
Потом читая второе, с отрывистой чеканностью:

Берег, буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Гиппiус все время как-то сонно смотрела на него в лорнет и, когда он кончил и все еще молчали, медленно сказала:

- Первое стихотворение очень пошло, второе --непонятно.

Бальмонт налился кровью;

- Пренебрегаю вашей дерзостью, но желаю знать, на что именно не хватает вашего пониманiя?

- Я не понимаю, что это за челн и почему и каким таким чарам он чужд, - раздельно ответила Гиппiус.

Бальмонт стал подобен очковой змее:

- Поэт не изумился бы мещанке, обратившейся к нему за разьясненiем его поэтическаго образа. Но когда поэту докучает мещанскими вопросами тоже поэт, он не в силах сдержать своего гнева. Вы не понимаете? Но не могу же я приставить вам свою голову, дабы вы стали понятливей!

- Но я ужасно рада, что вы не можете, ответила Гиппiус.- Для меня было бы истянным несчастiем иметь вашу голову..."

видите, какие страсти :)
уважающий Вас,

Jag   22.05.2013 15:16   Заявить о нарушении
Никаких обид - с чего Вы взяли? А мне вот что интересно: Вы не думали, что та заданность ответа на загадку (см. Ваш первый коммент) способна обессмыслить произведение? Примеров тому немало: где сейчас упомянутый Вами же соцреализм, все эти "индустриальные" романы о монтаже прядильных станков и заливке бетона? Да что соцреализм! Сравните двух "Гамлетов" - Шекспира и Сумарокова. То, что сумароковский "Гамлет" вызвал к себе интерес в нынешнее время - скорее, следствие нашей новой исторической саморефлексии, чем достоинств произведения.

Алексей Чернец   22.05.2013 16:38   Заявить о нарушении
Вопрос серьезный. Я же не зря написал, что есть два подхода к творчеству.
Имеем на одном конце спектра полностью программные произведения ("Мать" Горького, например), на другом - игру образов и слов, совершенно оторванную от реальности (пример привести затрудняюсь). Между этими полюсами целый спектр возможностей. И хорошо, наверное, найти золотую середину. Тогда произведение не будет злободневным, программным, этакой газетной статьей, но в то же время не будет и мыльным пузырем.
Вот, примерно так :)
О "Гамлете" Сумарокова узнал впервые от Вас, судя по тому, что успел прочесть, Шекспировский мне ближе :)
"Идея народного освободителя, вложенная автором в этот образ, вызывает к нему симпатии читателей"
А мне, честно сказать, от одного словосочетания "народный освободитель" как-то тошно делается. Ну, Сумароков жил до XX века, ему простительно :)



Jag   22.05.2013 17:23   Заявить о нарушении