Ги де Мопассан
ШТРИХИ БИОГРАФИИ
Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан родился в семье обедневших дворян. Отец писателя вынужден был поступить на службу, и стал биржевым маклером в Париже. После рождения второго сына, Эрве (1856), родители Мопассана разошлись, и мать поселилась с обоими сыновьями в приморском городе Этрета на принадлежавшей ей вилле Верги.
Детские годы Мопассана прошли в Нормандии. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, мать отдала его в духовную семинарию, однако вскоре он был оттуда исключен. В 1866 году Лора де Мопассан определила сына в руанский лицей, который он окончил в 1869 г. со званием бакалавра. Юноша поступил на юридический факультет в нормандском городе Канне.
Летом 1870 года вспыхнула франко-прусская война, и Мопассан был призван на военную службу. Он принимал участие в походах, находился в осажденном Париже, сначала в форте Венсен, а затем был переведен в Главное интендантство. После войны имущественное положение родителей Мопассана резко ухудшилось. Мопассан уже не имеет возможности закончить высшее образование и вынужден поступить на службу.
С 1872 года до ноября 1878 года он служит в Морском министерстве, ведя трудную, полунищенскую жизнь.
После долгих хлопот, в которых немалое участие принимал Флобер, который был другом семьи, Мопассану удалось перевестись в декабре 1878 года в министерство народного образования, где он и пробыл до конца 1880 года. Все это время писатель активно работал, хотя и не публиковал своих произведений по настоянию того же Флобера. Только в 1875 году Мопассан опубликовал под псевдонимом Жозефа Прюнье свою первую новеллу «Рука трупа». Затем последовало еще несколько журнальных публикаций, за одну из которых (поэма «На берегу») Мопассан был привлечен к суду по обвинению в порнографии. Флобер (подвергавшийся в свое время тем же обвинениям за «Госпожу Бовари») вступился за ученика, написав открытое письмо в газете «Голуа».
Успех приходит к Мопассану после публикации новеллы «Пышка» в коллективном сборнике. Флобер назвал новеллу «шедевром», Мопассана пригласили к сотрудничеству в «Голуа», где вскоре появился цикл его новелл-очерков «Воскресные прогулки парижского буржуа». Материальное положение писателя улучшается, он путешествует по Корсике, Алжиру, Бретани, издает путевые очерки, пишет новеллы. В 1881 - 1883 годах Мопассан особенно тесно сближается с Тургеневым, дает ему на просмотр свои новые произведения, состоит с ним вместе членом комитета по сооружению памятника Флоберу, навещает его, больного, в последние недели жизни.
О личной жизни писателя достоверно известно не так уж много, несмотря на то, что Мопассан был любителем женщин, и имел много романов и случайных связей. Также мало информации о его политических пристрастиях (известно, что в 1876 г. писатель отказался от вступления в масонскую ложу), остается спорным отношение Мопассана к Парижской коммуне и революционному движению.
Основным занятием Мопассана с 1880 по 1990 г. стало творчество, писатель очень много работал. Литературный успех Мопассана возрастал от одной книги к другой, В 1882 году он издал сборник новелл «Мадмуазель Фифи»; в 1883 году - сборник «Рассказы вальдшнепа» и роман «Жизнь», высоко оцененный И. С. Тургеневым и Львом Толстым и выдвинувший Мопассана в первый ряд современных французских писателей. В 1884 году выходят сборники «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет» и книга «Под солнцем». В 1885 году изданы сборники «Иветта», «Сказки дня и ночи» и «Туан», а одновременно с ними - роман «Милый друг».
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Слава Мопассана возрастала с каждой новой книгой, а внутренняя жизнь становилась все более тяжелой и безрадостной. Вся общественная атмосфера Третьей республики вызывала у него отвращение: «Отовсюду смердит в Париже»,— писал он матери. Мопассан отказывается от ордена, которым собиралось наградить его правительство: не он ли рассказал, как и за что дают ордена?! Отклонил он и сомнительную честь баллотироваться в число «бессмертных».
Все трудней, все мрачней делалась его жизнь. Вокруг него — немало завистников, недоброжелателей. В 1887 году Э. де Гонкур с горечью записал в своем «Дневнике»: «Почему это в глазах некоторых людей Э. де Гонкур — только «джентльмен», аристократ, забавляющийся литературой, а Ги де Мопассан — настоящий литератор?» Об авторе «Милого друга» распространялись грязные слухи, его обвиняли в жадности, снобизме, цинизме, высокоме-рии... Октав Мирбо, которого Мопассан считал своим другом, сообщая в письме к живописцу Клоду Моне о болезни Мопассана, пишет: «Так ему и надо!»
Тяжелые настроения, чувство одиночества, беспомощности перед всесокрушающим временем все чаще окрашивают его произведения. Тема таинственных явлений психики, звучавшая раньше иронически, приобретает в иных новеллах мистический характер («Орля», «Кто знает?», «Он?» и др.). Все громче звучат мотивы ужаса перед необъяснимой и нелепой жестокостью жизни, перед каким-то универсальным злом, несущим страдание человече-ству («Муарон», «Вечер», «Денщик» и др.). Все чаще его рассказы завершаются гибелью, полным уничтожением героя,— как в поразительной «Оливковой роще», где первая встреча аббата Вильбуа с его беспутным сыном кончается кровавой драмой...
Сгущение болезненного и страшного в поздних произведениях объясняется и болезнью Мопассана. Мстящие ему «задним числом» бульварные писаки пытались все творчество Мопассана «вывести» из его болезни. На самом деле путь писателя отмечен поистине стоической борьбой, которую он вел, мобилизуя свою волю к сопротивле-нию тяжким, причиняющим столько страданий недугам. Но болезнь брала свое. Последние годы Мопассана трагичны. Все труднее работать, головные боли не дают возможности сесть за стол... С ужасом он замечает, что порой начинают путаться мысли, возникают навязчивые галлюцинации. Нельзя без волнения читать о страданиях большого художника, чувствующего, что не может уже завершить начатую книгу. Однажды он стал рассказывать о романе «Анжелюс», над которым работал, и вдруг расплакался. «И мы тоже плакали, видя, сколько еще оставалось гениальности, нежности и жалости в этой душе...» — вспоминает один из его друзей.
Пошатнувшееся здоровье приостановило активную литературную деятельность Мопассана. Из-за плохой наследственности он жаловался уже ранее на недомогания, связанные, в частности, с болезнью глаз. Во второй половине 80-х годов, на почве постоянного и все возрастающего переутомления, Мопассан страдает постоянными головными болями, а болезнь глаз все прогрессирует. В ноябре 1889 года умер брат Мопассана, Эрве, сошедший с ума; эта смерть подавляюще подействовала на писателя. В течение двух последних лет сознательной жизни Мопассан мучительно переживает утрату прежней работоспособности. Романы «Сильна как смерть» и особенно «Наше сердце» дались ему с величайшим трудом.
В 1891 году его творческая деятельность совершенно угасла, зато появились признаки мании величия. 1 января 1892 года, когда Мопассан посетил свою мать, жившую на вилле близ Канн, им овладел бред, и, вернувшись к себе домой, писатель ночью, в приступе безумия, нанес себе глубокую рану ножом в горло. Мопассана поместили в психиатрическую лечебницу, где он и пробыл до самой своей смерти. При этом Мопассан все время находился в бреду и более не приходил в ясное сознание. В периоды обострений он сидел в загородке из железных прутьев и лаял на всех посетителей.
Умер Мопассан в 1893 году в Париже в лечебнице доктора Бланша для душевнобольных.
ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ МОПАССАНА
Женщины играли очень большую роль в жизни Мопассана, у него было множество романов и случайных связей, известны имена многих его возлюбленных, известно и то, что в 1883 году он серьезно подумывал о женитьбе, но дело расстроилось, и он остался холостяком. Подробнее об этой стороне его жизни можно узнать из книги его слуги Франсуа Тассара «Воспоминания о Ги де Мопассане» (1911), изданной в русском переводе в 1915 году. Эта скромная, непритязательная и очень точная книга сдержанно приподнимает завесу над личной жизнью писателя, о которой ходило столько самых несусветных сплетем и легенд.
«Тот, у кого в сердце сохранилось пламя галантности последних столетий, тот окружает женщин глубокой нежностью, мягкой, взволнованной вместе с тем живой. Он любит все, что касается их, что идет от них, любит их самих и все, что они делают. Он любит их туалеты и безделушки, их драгоценности, их хитрость, их наивность, их вероломство, их ложь и их шалости... Он умеет сказать им то, что им нравится, заставить их понять свои мысли и, никогда не шокируя, не задевая их хрупкого и чуткого целомудрия дать им почувствовать затаенное и сильное желание, которое всегда горит в его взгляде, всегда трепещет на его устах, всегда пламенеет в его жилах... Он готов по первому их зову помогать им, защищать их... Он не просит у них ничего, только немного ласкового расположения, немного доверия или интереса к себе, немного благосклонности или хотя бы вероломного лукавства». Гимн французской галантности заканчивается словами: «Для него женщины – украшение мира». Автор этого гимна – классик литературы Ги де Мопассан, считающийся вместе с тем одним из величайших любовником в современной французской истории...
Писатель гордился своей неутомимостью в любви ничуть не меньше, чем своими литературными произведе-ниями. Мопассан часто повторял, что главная причина его успеха у женщин – его ум.
«Большинство людей считает, что представители низших слоев общества несравненно лучшие любовники, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни. Я так не считаю, нужно, чтобы у человека были мозги, и только тогда он сможет дать другому человеку высшее наслаждение».
Мопассан всю жизнь искал идеальную женщину. «Я люблю только одну единственную женщину – Незнакомку, Долгожданную, Желанную – ту, что владеет моим сердцем, еще невидимая глазу, ту, что я наделяю в мечтах всеми мыслимыми совершенствами...» Но такой женщины не существует, и он отлично это знал. И он с беспощадностью признал: «Я никогда не любил».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ
* Ги де Мопассан был самым стойким борцом с Эйфелевой башней. Когда его встретили в ресторане на одной из её площадок, он ответил, что это единственное место откуда не видно этой проклятой башни.
* Мопассан считал, что публике принадлежат лишь книги писателя, и всячески старался скрывать свою личную жизнь, возмущался сплетнями о себе, попадавшими в печать, запрещал опубликовывать свои портреты и переписку. Именно по этой причине в его биографии до сих пор имеется ряд «белых пятен».
* Летом 1891 года одна нью-йоркская газета совершила литературный подлог, напечатав на своих страницах за подписью Мопассана целый роман — переделку его рассказа «Завещание». Мопассан, возмущенный этим, решил начать судебное преследование. Но хотя к 1891 году имя Мопассана было известно во всем мире, а книги его разошлись только во Франции в огромном для того времени тираже, приближавшемся к четыремстам тысячам экземпляров, американские судьи отказались рассматривать иск Мопассана, объявив его «малоценным, малоизвестным и малооплачиваемым писателем».
* Одним из первых переводчиков Ги де Мопассана в России был Лев Толстой.
* Работоспособность Мопассана поражает: за 10 лет активной творческой деятельности им написано 29 книг (в том числе 6 романов) художественной прозы. Помимо этого писатель много работал в публицистике. Биографы высчитали, что за 1885 год Мопассан написал 1500 печатных страниц. Этого не удавалось достигнуть ни Бальзаку, ни Диккенсу, ни даже Дюма-отцу.
АФОРИЗМЫ МОПАССАНА
* Кто не уважает себя, тот — несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, — глуп.
* Мы знаем, что любовь сильна, как смерть; зато хрупка, как стекло.
* Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери.
* Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения.
* Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро.
* Когда приходит любовь, душа наполняется неземным блаженством. А знаешь почему? Знаешь, отчего это ощущение огромного счастья? Только оттого, что мы воображаем, будто пришел конец одиночеству.
* Слова любви всегда одинаковы, — все зависит от того, из чьих уст они исходят.
* Стремление к радости, к счастью упорно, неистребимо, оно пустило глубокие корни в нашей душе.
Не надо войны, не надо... Давайте-ка лучше работать, мыслить, искать. Единственная настоящая слава — это слава труда. Война — удел варваров.
* Писатель может сделать только одно: честно наблюдать правду жизни и талантливо изображать ее; все прочее — бессильные потуги старых ханжей.
* Почему бы не судить правительства за каждое объявление войны? Если бы народы поняли это... если бы они не позволили убивать себя без всяких причин, если бы они воспользовались оружием, чтобы обратить его против тех, кто им дал его для избиения, — в этот день война умерла бы.
* Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это освященный долг, когда защищают родину.
* Все, что есть в мире прекрасного, красивого, идеального, насаждено не Богом, а человеком и умом че-ловеческим.
* Религии — все до одной — нелепы: их мораль рассчитана на детей, их обещания эгоистичны и чудовищно глупы.
Свидетельство о публикации №113052100122