Секстина

   Эта твердая поэтическая форма встречается в двух видах: МАЛАЯ СЕКСТИНА, БОЛЬШАЯ СЕКСТИНА. Название уже говорит о размерах этих видов. Что они собой представляют?
Судя по названию «секстина» (итал. sestina, от лат. sex — «шесть») в этой форме должно быть шесть строчек. Поэтический словарь дает следующее определение:
Секстина – сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двустишия, с разной системой рифм.
   Рекомендуемым размером является пяти или шестистопный ямб. Схема рифмовки abbacc или ababcc. Из чего видим, что малая секстина имеет три рифмы и, по сути, является обыкновенным катреном, с перекрестной или кольцевой рифмовкой, к которому добавили две строчки со смежной рифмовкой. Очень похоже на схему октавы – abababcc. Если убрать у октавы первые две строчки получится один из видов малой секстины.
   Также для секстины необходим альтернанс – чередование мужских и женских рифм. Если эта строфа будет написана одной лишь мужской или женской рифмой, это уже не будет секстина.
   Малыми секстинами писали А.Пушкин, А.Фет, П.Радимов и многие другие классики.
Нечто иное собой представляет большая или сложная секстина. Словарь ей дает следующее определение:
Большая секстина – стихотворение на две рифмы (твёрдая форма), состоящее из шести строф, каждая из которых включает по шесть стихов.
   На мой взгляд, из всех известных твердых западных форм, это самая сложная. И не только потому, что в ней 36 строчек (6х6) –  в ней есть еще много особенностей и заморочек:
Каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы. То есть, первая строфа этой формы пишется на две рифмы по схеме ababab. А вот все следующие пять строф этой формы не только пишутся на те же рифмы, но и должны оканчиваться теми же словами, причем строго в определенной последовательности.  Это значит, что рифмы, употребленные в первом шестистишии, в последующих 5-ти окончания строк повторяются в последовательности 6-1-5-2-4-3 по отношению к предыдущей строфе. Это принцип  управления рифмой итальянцы назвали – retrogradatio cruciata. К тому же, каждая первая строчка секстины оканчивается тем же словом-рифмой, которым оканчивается шестая строчка предыдущей. В европейской поэзии встречается два вида секстин:  в одном из них после шести шестистрочных строф приводится еще одна трехстрочная полустрофа, в которой повторяются все её шесть ключевых слов. В другом виде это трехстишие не используется. Второй вариант мне видится более гармоничным, и именно так писали свои секстины Валерий Брюсов, Игорь Северянин и Лев Мей. 
   Слова-рифмы чередуются в следующей последовательности:
AbCdEf – fAEbdC – CfdAbE – EcbfAd – dEACfb – bdfECA (заглавными буквами отображены слова-окончания с женскими рифмами, а строчными – с мужскими).
Для наглядности приведу ссылку на свою «большую секстину»: http://www.stihi.ru/2013/01/07/10673

А вот мой вариант малой секстины:

Шестерка дивных строк – прекрасная секстина! –
Гармония трех рифм и четкий альтернанс.
И прошлые века, и нынешний, вестимо,
Роскошною строфой – эстетам реверанс!
Шестерка дивных строк полюбится поэту,
И воплотит поэт в твореньях форму эту...


Рецензии