Полонянка. Сергей Городецкий 1884 1967

            ПОЛОНЯНКА*.
  СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВИЧ ГОРОДЕЦКИЙ(1884–1967)

  Сергей Городецкий (1884–1967)
    /Полонянка*. Баллада/


Ночевал ушкуйник** в заозерье,
Натыкал на остры стрелы перья.

Полонянка на песке лежала,
Под жгутами язвы ныли ало.

Под бровями голубели тучи,
Над лицом стоял плакучий.

«Уж скорей кончай меня, ушкуйник,
Будь убивец, будь ты поцелуйник!»

За осокой звонко звякнут стрелы,
Дерганет дергач*** из дали белой.

И опять лишь слёзы да проклятья:
«Далеко ж вы, милы мать и братья!»

Проходил монах на богомолье
Во скиты, в дремучее раздолье.

«Уж пойдём, красавица, со мною
В свет Ерусалим**** под тьмой лесною!

Ты бросай, ушкуйник, стрелы, перья
Чай, замков-то нет над райской дверью!»


Тут возрадовась полонянка.
 Загрустил ушкуйник спозаранка:
 
«Рано б во клеть силам необорным,
Всё ж пойду с тобою, спасом чёрным».

И пошли ушкуйник да девица
За монахом, как за птицей птица.

Солнце к утру всходит в тучах сизых,
Будто образ светлый в древних ризах.

Как и стал ушкуйник тосковати:
«Погубил тебя я, воля-мати!»

Ухватил рукою сук дубовый:
«Вот Ерусалим монаху новый!» 

Стукнул бой лесам на поруганье,
Пал ушкуйник - божье наказанье!

Залилась слезами свет девица,
Как новорожденная вдовица.

«Уж пойдём, красавица, со мною,
Утешись утехой неземною!»

И с пути святого не свернули,
Только очи злобой сверканули.

Проходили лесом, высью, логом,
Оба одаль и в молчанье строгом.

Пробирались гатью***** по низине,
И завяз монах по грудь в трясине.

Уж и как вдова захохотала:
Толканула ладно – видно, мало!

«Вот теперь ты, миленький, по плечи,
Скоро облик спрячешь человечий.

Уж тогда вернусь к нему стрелою
Да наплачусь всласть над долей злою!»
/1912/ 
…………….
* Полонянка – женщина, взятая в плен.
** Ушкуйник – участник новгородских отрядов (от слова «ушкуй» - особый тип быстроходной лодки).
*** Дергач (или «коростель») – луговая птица.
**** Ерусалим – здесь: святая обитель.
***** Гать – настил из брёвен или веток, проложенный через болота.

/Эолова арфа. Антология баллады. М. 1989./


Рецензии