О, женщина, услада из услад

О, женщина, услада из услад
 и злейшее из порождений ада.
 Мужчине ты и радость и награда,
 ты боль его и смертоносный яд.
 Ты добродетели цветущий сад
 и аспид, выползающий из сада.
 За доброту тебя прославить надо,
 за дьявольскую ложь - отправить в ад.
 Ты кровью нас и молоком взрастила,
 но есть ли в мире своенравней сила?
 Ты шелест крыл и злобных гарпий прыть.
 Тобою нежим мы сердца и раним,
 Тебя бы я сравнил с кровопусканьем,
 оно целит, но может и убить.

ЛОПЕ ДЕ ВЕГА


 Lope Felix De Vega Carpio

        Лопе Феликс де (25.11.1562, Мадрид, — 27.8.1635, там же), испанский драматург, поэт и прозаик. Родился в семье ремесленника. В 1614 принял сан священника. В. К. оставил огромное литературное наследие: свыше 2000 пьес (издано около 500, около 200 известны по названиям), свыше 20 поэм, лирические стихотворения, пасторальный роман «Аркадия» (1598), любовно-авантюрный роман «Странник в своём отечестве» (1604), диалогический роман «Доротея» (1632) о дворянском обществе Мадрида, новеллы (1624). В стихотворном трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (1609) В. К. сформулировал важнейшие принципы испанской ренессансной драмы.
         Большую группу пьес В. К. составляют социально-политические драмы из отечественной и иноземной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский», 1617). Критикуя «тиранические извращения» королевской власти в пьесах «Кровь невинных» (1623), «Звезда Севильи» (1623), «Наказание не мщение» (опубликован 1635), В. К. выражал вместе с тем утопическую мечту об идеальном государе, действующем от имени народа и во имя народного блага. Такими изображены герои пьес «Граф Фернан Гонсалес, или Освобождение Кастилии» (1625), «Король Вамба» (1604) и др. В пьесах «Кастильские судьи» (1618), «Доблестный кордовец Педро Карбонеро» (1603, опубликована 1620), «Славные астурийки» (опубликована до 1618) и др. историческая хроника перерастает в народно-героическую драму, в центре которой — тема сопротивления крестьян феодальному насилию. В пьесах «Саламейский алькальд» (написана до 1610), «Периваньес и командор Оканьи» (около 1609, опубликована 1614) и особенно «Фуэнте Овехуна» (1612—13, опубликована 1619) В. К. провозглашает право народа на месть феодалам, отмечает у крестьян чувство человеческого достоинства и справедливости.
         Комедии о любви, преобладающие среди пьес В. К., — «Крестьянка из Хетафе» (опубликована 1620), «Собака на сене» (написана между 1613 и 1618, опубликована 1618), «Девушка с кувшином» (написана до 1627, опубликована 1646), «Учитель танцев» (1593), «Раба своего возлюбленного» (около 1625, опубликована 1647) — типичные комедии интриги; психологическая мотивировка сводится к минимуму, что не исключает психологического разнообразия характеристик персонажей. Поэтика В. К. сочетает смешные и возвышенные, будничные и поэтические жизненные явления. Синтез обыденного и возвышенного характерен и для его поэтического стиля, впитавшего в себя народную поэтическую речь.
         Пьесы В. К. представляют собой классические образцы испанской национальной драмы Возрождения, которым следовали многие драматурги разных поколений. В. К. оказал влияние на дальнейшее развитие драматического искусства в Испании и Западной Европе. Его пьесы ставятся в театрах многих стран мира. В России пьесы В. К. начали переводить со 2-й половины 19 в.


Рецензии